Использование мемуаров при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе
Секция: Педагогика
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Использование мемуаров при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе
В статье раскрывается методика формирования предметных умений на материале данной темы, охарактеризованы виды заданий, методические приемы, позволяющие усилить познавательный процесс.
В условиях современного динамичного, меняющегося общества особенно востребованными личностными качествами человека являются инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и находить ответы на различные вопросы. Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующей развитию личности в современном мире, является исследовательская деятельность. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования, в том числе и исторического. Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами представляет собой один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование. Работа с историческими источниками рассматривается сегодня и как важнейшее средство формирования критического исторического мышления учащихся. Работа с документом, как научно-методическая составляющая урока находится в соответствии с требованиями ФГОС предъявляемыми современному историческому образованию, так как позволяет дифференцировать обучение, развивает самостоятельность и познавательную заинтересованность, совершенствует приёмы умственного труда [4].
Исторический источник – все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для научного его познания, т.е. все созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни [3, с. 27].
Обращение к историческим источникам в образовательном процессе, формирование умений их анализировать имеют большое познавательное значение, воспитательное и развивающее воздействие в процессе обучения истории. Это обусловлено тем, что источники:
· расширяют историческое образовательное пространство, рамки учебных текстов;
· содержат образные материалы, раскрывают условия жизни, быта людей в разные эпохи, описывают деятельность и выдающихся исторических личностей, и типичных представителей различных слоев населения, рисуют картины битв, сражений;
· помогают раскрыть сущность и направленность исторических процессов в прошлом, способствуют пониманию особенностей развития России и других стран в современном мире;
· операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют формированию личностного отношения учащихся к изучаемым событиям, осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений [2, с. 34–35].
При изучении темы «Советский тыл в Великой Отечественной войне» в 9 классе нами была организована работа учащихся с историческими источниками. Кейс источников, предложенный учащимся, включал и мемуары – воспоминания участников войны и тружеников тыла, а также детей войны. В начале урока в ходе вводной беседы совместно с учащимися была сформулирована учебная задача урока: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашизмом. Планируемые результаты включали в себя следующие умения: охарактеризовать роль и место тыла в годы ВОВ, проводить «мини-исследование», обсуждать проблемные задания, оценивать исторический источник.
На этапе изучения нового материала была поставлена задача подготовить учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала, показать практическую значимость учебной задачи урока. Для реализации поставленной задачи на данном этапе была продемонстрирована презентация, в ходе которой обучаемые фиксировали в тетрадях основные моменты. Затем была организована групповая работа. Каждой из четырех групп предлагалась карточка с мемуарами ветеранов тыла и детей войны, которые касались определенного тылового аспекта: производство, школьная жизнь, эвакуация, литература. К примеру, учащиеся второй группы получили карточку, которая содержала краткую информацию об авторе, его воспоминания и вопросы к данным мемуарам. Приводим отрывок документа:
«В первый класс я и мои сверстники пошли в 1941 году. Занятия начинались в 9 утра. Школа располагалась в нескольких зданиях. Учебников, тетрадей и ручек не было, все готовили сами. Писали на газетах, в книгах между строк. Вместо чернил использовали сажу, свеклу. В сентябре-октябре помогали колхозу убирать картошку. Собирали колосья, во время работы на костре пекли картошку. Хлеб брали с собой, он был ржаной или пшеничный с лебедой. Дрова готовили осенью. Все школьники в ноябре-декабре на своих санях возили поленья из леса, в лесу пилили старшеклассники, уборщицы, конюх и завхоз.
В школе проводили школьные праздники. Особенно интересно проходили Новогодние елки. В большом классе ставили елку, украшали самодельными игрушками, красили их сажей, свеклой. Подарков Дед Мороз не дарил.
О героизме наших солдат сообщал директор школы Ксенофонтов Николай Сергеевич, писали поздравления односельчанам на фронт. Вернувшись домой, садились делать уроки, а вечером при лучине помогали родителям вязать носки, варежки с двумя пальцами для солдат» [1].
Задание.
1. Опираясь на мемуары, опишите, в каких условиях проходило обучение в школе в годы войны.
2. Каким образом учащиеся организовывали помощь фронту?
3. Что нового Вы узнали о жизни школьников? Можно ли доверять этому документу? Свой ответ аргументируйте.
Ознакомившись с воспоминаниями, учащиеся каждой из групп проанализировали состояние названных областей, выступив перед всем классом. При этом в предлагаемых отрывках приводилась информация, содержащая переживания участников и очевидцев событий военных лет, что позволяло школьникам изучить историю страны через судьбу отдельного человека, сформировать собственную точку зрения по поводу изучаемых фактов.
Для создания полной картины и обобщения полученной группами информации далее учащимся было предложено парное задание заполнить таблицу, в которую была занесена информация о форме помощи фронту каждого из изученных группами сфер:
Таблица 1.
«Помощь фронту в годы Великой Отечественной войны»
Отрасль |
Форма помощи фронту |
Эвакуация |
|
Церковь |
|
Наука |
|
Культура |
|
К примеру, в графе «Наука», опираясь на текст учебника и документов, можно отметить тот факт, что благодаря научным достижениям в годы войны было введено в строй, усовершенствовано большое количество необходимой в бою техники: танки, бомбардировщики, автоматы. Большую роль в поднятии боевого духа играли деятели культуры, которые своими стихотворениями, песнями, театральными постановками помогали людям жить и побеждать. Таким образом, заполнение и анализ данной таблицы помогает сформировать наиболее полное представление о роли и значении тыла в годы войны.
На этапе рефлексии были обобщены полученные на уроке сведения. Учащиеся отвечали на следующие вопросы: «Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие выводы вы можете сделать?» В целях реализации личностно-ориентированного обучения в качестве домашнего задания учащимся были предложены задания на выбор:
1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чем отличается повседневность советского школьника военного периода и ваша современная жизнь? Смоделируйте режим дня школьника военного времени».
2. Подготовить проект «Труд детей в годы войны». При этом для координации учащихся им был представлен следующий алгоритм действий:
1. Выберите тему (тема предоставлена учителем).
2. Выберите партнеров.
3. Найдите источники (семейные архивы, библиотека, Интернет-ресурсы).
4. Разработайте план проекта.
5. Подготовьте презентацию (10–12 слайдов).
Таким образом, урок показал, что использование источников, в частности мемуаров на уроках истории, способствует развитию у обучаемых критического мышления, формированию и развитию навыков самостоятельной исследовательской работы, в конечном итоге – правильному пониманию явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития, выражать собственную аргументированную позицию по отношению к изучаемым событиям, явлениям, процессам, тем самым повышается эффективность образовательного и воспитательного процесса.