Статья:

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Вохминцев В.А. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(65).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

Вохминцев Василий Александрович
магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут
Шкляева Надежда Анатольевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут

 

В 2021 году был утвержден профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», который закрепил основные требования, предъявляемые к руководителям учреждений, выраженные в трудовых функциях, детализованных в трудовых действиях [1]. В связи с этим актуальным является вопрос создания систем оценки деятельности директоров общеобразовательных учреждений на основе требований профессионального стандарта.

В городе Сургуте эффективность деятельности руководителей ОО осуществляется в двух формах: текущей оценки и рубежной.

Текущая оценка эффективности деятельности проводится по определенным критериям – показателям оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, эффективности деятельности и качества труда руководителей образовательных учреждений. Они устанавливаются в соответствии с Положением об оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, оценке эффективности деятельности и качества труда руководителей образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута[2].

Положение содержит 17 показателей эффективности среди которых:

  • кадровое обеспечение образовательного процесса,
  • обеспечение безопасности образовательного процесса,
  • соответствие условий требованиям ФГОС,
  • создание условий для сохранения здоровья обучающихся,
  • обеспечение доступности образования для детей с инвалидностью и ОВЗ,
  • выполнение муниципального задания,
  • реализация ООП,
  • реализация профильного обучения,
  • реализация программ дополнительного образования, внеурочной деятельности,
  • работа с одаренными детьми,
  • реализация социокультурных проектов,
  • организация эффективной физкультурной работы,
  • независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности,
  • информационная открытость,
  • соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства,
  • качество управленческой деятельности (исполнительская дисциплина),
  • финансово-хозяйственная деятельность.

Руководители отчитываются об исполнении показателей два раза в год: в январе и июле.

Деятельность руководителя признается эффективной, если доля исполненных показателей к общему количеству показателей равна и превышает 75%. Если доля исполненных показателей к общему количеству показателей находится в диапазоне от 50% до 74%, деятельность руководителя признается имеющей признаки неэффективности. Если же доля исполненных показателей к общему количеству показателей составляет менее 50%, то деятельность признается неэффективной. В таком случает руководители разрабатывают план мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности и публикует его на официальном сайте ОО. Затем о выполнении плана мероприятий ему нужно отчитаться до проведения следующей процедуры проверки эффективности деятельности.

Как мы можем убедиться, в целом показатели оценки эффективности деятельности руководителей соотносятся с трудовыми функциями, закрепленными в профессиональном стандарте. Однако, есть индикаторы показателей, вызывающие вопросы. Например, какое отношение к деятельности директора имеют фиксированные документом показатели обучающихся, которые должны сдавать ГТО или участвовать в волонтерском движении, или наличие не менее 18% учителей, принадлежащих к категории молодых специалистов?

Рубежная оценка деятельности директоров происходит в форме аттестации, осуществляемой на основе Положения о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [3].

Процедура аттестации проводится один раз в три года. От нее освобождаются лица, находящиеся в должности менее одного года.

Процедура аттестации директоров школ может происходить в следующих формах:

- собеседование по вопросам, относящимся к сфере выполнения трудовых функций директора образовательной организации

- собеседования по билетам;

- тестирование;

- защита программы развития ОО или отчет по достижению показателей, обозначенных в программе развития ОО.

Чаще всего, аттестуясь, директор отчитывается о достижении показателей, обозначенных в программе развития ОО, что тоже связано с реализацией трудовых функций и действий, закрепленных в профессиональном стандарте.

Практика аттестации руководителей ОО в городе в течение последних нескольких лет складывается так, что все руководители успешно проходят процедуру

При всех достоинствах процедуры аттестации, эксперты указывают и на ее недостатки, среди которых главным, пожалуй, является тот, что аттестация проходит на соответствие занимаемой должности, а не как в предыдущие годы, когда имела место практика аттестации директоров на присвоение им квалификационных категорий (первая и высшая). Практикующие директора говорят о том, что это негативно сказывается на их мотивации.

Подводя итоги, можно заключить, что в целом система оценки эффективности деятельности директоров ОО в городе Сургуте соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Но система имеет и ряд существенных, по нашему мнению, недостатков, среди которых можно выделить:

1. Оценка эффективности деятельности директоров тесна связана с оценкой эффективности деятельности образовательной организации, которые оцениваются по идентичным показателям, поэтому сложно оценить, какой вклад в деятельность образовательной организации вносит директор.

2. Вторая проблема тесно связана с предыдущей: при существующей системе невозможно оценить сформированность у директоров профессиональных качеств в соответствии с профессиональным стандартом.

Мы считаем, что вышеобозначенные проблемы намечают перспективы развития системы оценки эффективности деятельности директоров общеобразовательных учреждений в городе Сургуте.

 

Список литературы:
1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://docs.cntd.ru/document/608483110?marker=7DA0K5 (Дата обращения 01.07.2023).
2. 10. Положение об оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, оценке эффективности деятельности и качества труда руководителей образовательных организаций, подведомственных департаменту образования. Департамента образования Администрации города Сургута. )». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://edu-surgut.ru/kachestvo/5/metod_sbora.php (Дата обращения 01.07.2023).
3. Постановление Главы г. Сургута от 31 декабря 2008 г. N 80 «Об утверждении положения о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://admsurgut.ru/rubric/19536/Polozhenie-o-provedenii-attestacii-municipalnyh-sluzhaschih (Дата обращения 01.07.2023).