АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
В 2021 году был утвержден профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», который закрепил основные требования, предъявляемые к руководителям учреждений, выраженные в трудовых функциях, детализованных в трудовых действиях [1]. В связи с этим актуальным является вопрос создания систем оценки деятельности директоров общеобразовательных учреждений на основе требований профессионального стандарта.
В городе Сургуте эффективность деятельности руководителей ОО осуществляется в двух формах: текущей оценки и рубежной.
Текущая оценка эффективности деятельности проводится по определенным критериям – показателям оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, эффективности деятельности и качества труда руководителей образовательных учреждений. Они устанавливаются в соответствии с Положением об оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, оценке эффективности деятельности и качества труда руководителей образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута[2].
Положение содержит 17 показателей эффективности среди которых:
- кадровое обеспечение образовательного процесса,
- обеспечение безопасности образовательного процесса,
- соответствие условий требованиям ФГОС,
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся,
- обеспечение доступности образования для детей с инвалидностью и ОВЗ,
- выполнение муниципального задания,
- реализация ООП,
- реализация профильного обучения,
- реализация программ дополнительного образования, внеурочной деятельности,
- работа с одаренными детьми,
- реализация социокультурных проектов,
- организация эффективной физкультурной работы,
- независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности,
- информационная открытость,
- соответствие деятельности учреждения требованиям законодательства,
- качество управленческой деятельности (исполнительская дисциплина),
- финансово-хозяйственная деятельность.
Руководители отчитываются об исполнении показателей два раза в год: в январе и июле.
Деятельность руководителя признается эффективной, если доля исполненных показателей к общему количеству показателей равна и превышает 75%. Если доля исполненных показателей к общему количеству показателей находится в диапазоне от 50% до 74%, деятельность руководителя признается имеющей признаки неэффективности. Если же доля исполненных показателей к общему количеству показателей составляет менее 50%, то деятельность признается неэффективной. В таком случает руководители разрабатывают план мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности и публикует его на официальном сайте ОО. Затем о выполнении плана мероприятий ему нужно отчитаться до проведения следующей процедуры проверки эффективности деятельности.
Как мы можем убедиться, в целом показатели оценки эффективности деятельности руководителей соотносятся с трудовыми функциями, закрепленными в профессиональном стандарте. Однако, есть индикаторы показателей, вызывающие вопросы. Например, какое отношение к деятельности директора имеют фиксированные документом показатели обучающихся, которые должны сдавать ГТО или участвовать в волонтерском движении, или наличие не менее 18% учителей, принадлежащих к категории молодых специалистов?
Рубежная оценка деятельности директоров происходит в форме аттестации, осуществляемой на основе Положения о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [3].
Процедура аттестации проводится один раз в три года. От нее освобождаются лица, находящиеся в должности менее одного года.
Процедура аттестации директоров школ может происходить в следующих формах:
- собеседование по вопросам, относящимся к сфере выполнения трудовых функций директора образовательной организации
- собеседования по билетам;
- тестирование;
- защита программы развития ОО или отчет по достижению показателей, обозначенных в программе развития ОО.
Чаще всего, аттестуясь, директор отчитывается о достижении показателей, обозначенных в программе развития ОО, что тоже связано с реализацией трудовых функций и действий, закрепленных в профессиональном стандарте.
Практика аттестации руководителей ОО в городе в течение последних нескольких лет складывается так, что все руководители успешно проходят процедуру
При всех достоинствах процедуры аттестации, эксперты указывают и на ее недостатки, среди которых главным, пожалуй, является тот, что аттестация проходит на соответствие занимаемой должности, а не как в предыдущие годы, когда имела место практика аттестации директоров на присвоение им квалификационных категорий (первая и высшая). Практикующие директора говорят о том, что это негативно сказывается на их мотивации.
Подводя итоги, можно заключить, что в целом система оценки эффективности деятельности директоров ОО в городе Сургуте соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Но система имеет и ряд существенных, по нашему мнению, недостатков, среди которых можно выделить:
1. Оценка эффективности деятельности директоров тесна связана с оценкой эффективности деятельности образовательной организации, которые оцениваются по идентичным показателям, поэтому сложно оценить, какой вклад в деятельность образовательной организации вносит директор.
2. Вторая проблема тесно связана с предыдущей: при существующей системе невозможно оценить сформированность у директоров профессиональных качеств в соответствии с профессиональным стандартом.
Мы считаем, что вышеобозначенные проблемы намечают перспективы развития системы оценки эффективности деятельности директоров общеобразовательных учреждений в городе Сургуте.