ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»
Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»
FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC COMPETENCE IN PRESCHOOLERS THROUGH THE «WORLD OF ART AROUND US» PROGRAM
Yana Bidyuk
Student, Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson
Svetlana Ratovskaya
Academic Supervisor, Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и практического исследования, посвященного формированию художественно-эстетической компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается актуальность проблемы в условиях современных вызовов образовательной практики и отмечается недостаточная разработанность комплексных подходов к формированию данной компетенции. Представлена авторская программа «Мир искусства вокруг нас», базирующаяся на культурно-историческом, деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, с акцентом на интеграцию образовательных областей, использование нетрадиционных техник и этнокультурного компонента. Описаны этапы, формы и методы реализации программы, а также представлены результаты формирующего эксперимента. Выявлена значительная положительная динамика в экспериментальной группе по всем компонентам художественно-эстетической компетенции (эстетическая восприимчивость, эмоциональный отклик и выразительность, креативность и самостоятельность, начальные художественные умения) в сравнении с контрольной группой. Сделан вывод об эффективности разработанной программы как условия для комплексного развития художественно-эстетической компетенции у старших дошкольников.
Abstract. This article presents the results of a theoretical and practical study focused on the formation of artistic and aesthetic competence in senior preschool children. It substantiates the relevance of the problem amidst contemporary educational challenges and highlights the insufficient development of comprehensive approaches to fostering this competence. The article introduces the author's program "World of Art Around Us," based on cultural-historical, activity-based, personality-oriented, and competence-based approaches, with an emphasis on integrating educational domains, utilizing non-traditional techniques, and incorporating an ethnocultural component. The stages, forms, and methods of program implementation are described, and the results of the formative experiment are presented. Significant positive dynamics were revealed in the experimental group across all components of artistic and aesthetic competence (aesthetic perception, emotional response and expressiveness, creativity and independence, initial artistic skills) compared to the control group. The conclusion is drawn that the developed program is effective as a condition for the comprehensive development of artistic and aesthetic competence in senior preschoolers.
Ключевые слова: художественно-эстетическая компетенция, старший дошкольный возраст, программа развития, эстетическая восприимчивость, эмоциональный отклик, креативность, нетрадиционные техники, этнокультурный компонент, дошкольное образование.
Keywords: artistic and aesthetic competence, senior preschool age, development program, aesthetic perception, emotional response, creativity, non-traditional techniques, ethnocultural component, preschool education.
Современное общество, характеризующееся стремительными социокультурными изменениями и информационным изобилием, предъявляет новые требования к личности, способной не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и творчески преобразовывать их. В этом контексте особую значимость приобретает художественно-эстетическое развитие, выступающее основой для формирования целостной личности, обладающей развитым эмоциональным интеллектом, креативным мышлением и способностью к ценностному отношению к миру. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для заложения фундамента эстетической культуры и формирования базисных качеств, определяющих дальнейшее развитие художественно-эстетической компетенции [5]. Именно в этот период происходит активное освоение культурных образцов, формируется первоначальное представление о красоте, развивается эмоциональный отклик на произведения искусства и окружающую действительность.
Несмотря на общепризнанную актуальность проблемы художественно-эстетического развития, приходится констатировать, что в практике дошкольного образования до сих пор наблюдается ряд сложностей. Часто акцент смещается на репродуктивное освоение изобразительных навыков, оставляя вне должного внимания развитие эмоционально-оценочного и мотивационно-ценностного компонентов компетенции. Существуют разночтения в определении сущности и структуры художественно-эстетической компетенции, что затрудняет разработку единых методических подходов к её формированию [6]. Богатство существующих дефиниций и противоречивые данные относительно оптимальных методов и условий формирования данной компетенции отражают многоаспектность проблемы, но в то же время не охватывают её комплексно, часто не учитывая интегративный характер этого личностного образования.
В нашем исследовании мы придерживаемся представления о художественно-эстетической компетенции как о сложном, интегративном образовании личности, включающем в себя когнитивный (знания об искусстве, средствах выразительности), эмоционально-оценочный (эстетическая восприимчивость, эмоциональный отклик), деятельностно-практический (умения и навыки в художественной деятельности, креативность, самостоятельность) и мотивационно-ценностный (интерес, потребность в искусстве) компоненты. Эти компоненты формируются на основе активного взаимодействия с художественной культурой и творческого самовыражения ребенка [9]. Мы исходим из понимания, что истинная художественно-эстетическая компетенция проявляется не столько в совершенстве исполнительских навыков, сколько в способности к глубокому эмоциональному переживанию, осмыслению и творческому преобразованию эстетических впечатлений.
Теоретической базой нашего исследования послужили фундаментальные положения отечественной психолого-педагогической науки. В понимании природы развития нам близки взгляды Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии, согласно которому формирование высших психических функций происходит в процессе освоения социокультурного опыта и взаимодействия со знаковыми системами, к которым, безусловно, относится искусство [7]. Идеи А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе легли в основу понимания того, что развитие художественно-эстетической компетенции возможно лишь через активное включение ребенка в разнообразные виды художественной деятельности – восприятие, исполнительство и собственное творчество. Принципы развивающего обучения В.В. Давыдова ориентировали нас на развитие целостной личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, формируя не только умения, но и способы действий, что способствует развитию самостоятельности и инициативы в художественной деятельности.
При разработке программы особое внимание уделялось личностно-ориентированному подходу, признающему уникальность каждого ребенка и необходимость создания условий для свободного выбора и проявления субъектной позиции в художественной деятельности [3]. Мы опирались на концептуальные модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, предлагающие системный взгляд на данный процесс [5]. Важным аспектом стала необходимость интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), что обеспечивает целостность образовательного процесса и многогранное развитие ребенка.
Особое место в нашей программе занимает этнокультурный компонент, поскольку приобщение к народным традициям и искусству является мощным средством формирования эстетической восприимчивости и ценностного отношения к культурному наследию [1, 2]. Изучение народных промыслов, фольклора и художественных традиций позволяет детям не только познакомиться с историей и культурой своего народа, но и глубже осознать красоту окружающего мира, развивая при этом мелкую моторику, креативное мышление и воображение. Также, в контексте развития креативности и самостоятельности, акцент был сделан на применение нетрадиционных техник рисования и прикладного творчества, которые способствуют раскрепощению ребенка, снятию страха перед ошибкой и стимулированию оригинальных решений в самовыражении [10].
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования и практической разработки комплексной программы, направленной на формирование художественно-эстетической компетенции у старших дошкольников, учитывающей современные научные подходы и социокультурные реалии. Исходя из этого, была разработана и реализована программа «Мир искусства вокруг нас», призванная создать оптимальные педагогические условия для гармоничного развития всех компонентов данной компетенции.
Данное исследование носило экспериментальный характер и было направлено на изучение эффективности разработанной программы «Мир искусства вокруг нас» в формировании художественно-эстетической компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в городе Херсоне. В эксперименте приняли участие две группы детей: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ), по 30 человек в каждой, что составило 30 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет. Выборка формировалась случайным образом из однородных по возрастному и социально-культурному составу групп. Продолжительность формирующего эксперимента составила 8 месяцев (с сентября по май учебного года).
На констатирующем этапе исследования, до начала реализации программы, была проведена первичная диагностика уровня сформированности художественно-эстетической компетенции у детей обеих групп. Диагностический инструментарий включал комплексную методику, разработанную на основе трудов ведущих специалистов в области дошкольного образования и эстетического воспитания, позволяющую оценить четыре ключевых компонента компетенции: эстетическую восприимчивость, эмоциональный отклик и выразительность, креативность и самостоятельность в художественной деятельности, а также начальные художественные умения. Каждый компонент оценивался по трехуровневой шкале (низкий, средний, высокий) на основе наблюдения за деятельностью детей, анализа продуктов их творчества и специально разработанных заданий.
Формирующий этап предполагал целенаправленную работу с экспериментальной группой по программе «Мир искусства вокруг нас», разработанной нами на основе ведущих теоретических подходов и с учетом специфики художественно-эстетического развития старших дошкольников, о чем подробно говорилось в предыдущем разделе. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся в соответствии с базовой общеобразовательной программой дошкольного учреждения, без использования специфических методов и содержания авторской программы. По завершении формирующего этапа был проведен контрольный срез, включавший повторную диагностику всех детей обеих групп по тем же методикам. Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу, а также статистической обработке для подтверждения достоверности выявленных различий.
Результаты проведенного констатирующего этапа исследования, предшествующего внедрению формирующей программы, позволили выявить исходный уровень сформированности художественно-эстетической компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Как показал анализ данных (см. Таблицу 1. Уровень сформированности художественно-эстетической компетенции у старших дошкольников на констатирующем этапе в основной работе), в экспериментальной и контрольной группах преобладали низкий и средний уровни по всем диагностируемым компонентам. Дети демонстрировали недостаточную эстетическую восприимчивость, ограниченные возможности в выражении эмоций через искусство, низкий уровень креативности и самостоятельности, а также неполное овладение базовыми художественными умениями. Это подтвердило актуальность и целесообразность разработки и внедрения целенаправленной развивающей программы.
Таблица 1.
Основные тематические блоки и виды деятельности программы «Мир искусства вокруг нас»
Тематический блок |
Основное содержание |
Примеры видов деятельности |
Целевое развитие компонента компетенции |
1. «Я и мир вокруг» (Осень) |
Красота природы, осенние краски, эмоции человека. Искусство как отражение мира. |
Наблюдения в природе, рисование с натуры и по впечатлениям (листопад, осенний лес). Беседы о настроении в музыке (Чайковский «Времена года»). Аппликация из природных материалов. |
Эстетическая восприимчивость, Эмоциональный отклик и выразительность. |
2. «Волшебная палитра» (Зима) |
Цвет как средство выразительности. Разнообразие красок и техник. Народные промыслы (Гжель, Хохлома). |
Эксперименты с цветом (смешивание красок), рисование нетрадиционными техниками (кляксография, монотипия, оттиск листьев). Знакомство с народными росписями, создание узоров. |
Начальные художественные умения, Креативность и самостоятельность. |
3. «Звуки и образы» (Зима/Весна) |
Музыка как вид искусства, связь музыки и живописи. Эмоции в музыке. Театрализация. |
Слушание классической музыки, рисование под музыку, создание пластических импровизаций. Настольный театр, кукольный театр, инсценировки. |
Эмоциональный отклик и выразительность, Эстетическая восприимчивость. |
4. «Сказки из глины и ниток» (Весна) |
Объем, форма, фактура. Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки. |
Лепка из глины, пластилина. Работа с соленым тестом, природными материалами. Изготовление оберегов, народных кукол. |
Начальные художественные умения, Креативность и самостоятельность, Приобщение к этнокультуре. |
5. «Город мастеров» (Весна/Лето) |
Архитектура, скульптура. Профессии художников, скульпторов. Городские мотивы, архитектурные формы Херсона. |
Прогулки-экскурсии по городу (виртуальные или реальные), рисование архитектурных объектов. Конструирование из строительного материала. |
Эстетическая восприимчивость, Начальные художественные умения. |
6. «Я – творец!» (Весна/Лето) |
Свободное творчество, самовыражение. Организация выставок. |
Проектная деятельность (создание коллективных панно, инсталляций). Свободное рисование, лепка, аппликация по собственному замыслу. Оформление мини-выставок детских работ. |
Креативность и самостоятельность, Мотивационно-ценностный. |
Реализация авторской программы «Мир искусства вокруг нас» в экспериментальной группе на протяжении 8 месяцев привела к значительным позитивным изменениям в уровне сформированности художественно-эстетической компетенции. Данные контрольного этапа диагностики ярко демонстрируют эту динамику.
Рассмотрим сначала показатели эстетической восприимчивости. На контрольном этапе в экспериментальной группе (ЭГ) наблюдается существенное увеличение доли детей с высоким уровнем. Если на констатирующем этапе высокий уровень был выявлен лишь у 10% детей ЭГ, то после реализации программы этот показатель возрос до 50% (15 детей). Число детей со средним уровнем незначительно сократилось (с 40% до 37%), а количество детей с низким уровнем резко уменьшилось с 50% до 13% (4 ребенка). Уровень сформированности эстетической восприимчивости у старших дошкольников на контрольном этапе (в %) и Рисунке 1. Уровень сформированности эстетической восприимчивости у старших дошкольников на контрольном этапе (в %) в основной работе. Динамика изменений уровня сформированности эстетической восприимчивости в ЭГ и КГ (в %) и Рисунке 2. Динамика изменений уровня сформированности эстетической восприимчивости в ЭГ и КГ (в %). В контрольной группе (КГ) изменения были минимальны: рост высокого уровня составил всего 3% (с 7% до 10%), а низкого уровня – 7% (с 50% до 43%), что не указывает на выраженную целенаправленную динамику.
Рисунок 1. Уровень сформированности эстетической восприимчивости у старших дошкольников на контрольном этапе (в %)
Рисунок 2. Динамика изменений уровня сформированности эстетической восприимчивости в ЭГ и КГ (в %)
Аналогичная положительная динамика наблюдается по показателям эмоционального отклика и выразительности. На контрольном этапе в ЭГ доля детей с высоким уровнем достигла 47% (14 детей), в то время как на исходном этапе этот показатель составлял всего 7%. Средний уровень незначительно вырос с 37% до 40%, а низкий уровень сократился на 43% (с 56% до 13%, то есть осталось 4 ребенка). Уровень сформированности эмоционального отклика и выразительности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %) и 3. Уровень сформированности эмоционального отклика и выразительности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %). Динамика изменений уровня сформированности эмоционального отклика и выразительности в ЭГ и КГ (в %) и Рисунке 4. Динамика изменений уровня сформированности эмоционального отклика и выразительности в ЭГ и КГ (в %). В КГ изменения были несущественными: высокий уровень увеличился лишь на 3% (с 10% до 13%), а низкий снизился на 6% (с 53% до 47%).
Рисунок 3. Уровень сформированности эмоционального отклика и выразительности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %)
Рисунок 4. Уровень сформированности эмоционального отклика и выразительности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %)
По шкале креативности и самостоятельности в художественной деятельности экспериментальная группа также продемонстрировала значительный прогресс. На контрольном этапе 43% детей ЭГ (13 человек) достигли высокого уровня, тогда как до эксперимента этот показатель составлял лишь 13%. Средний уровень возрос с 33% до 40%, а доля детей с низким уровнем сократилась с 54% до 17% (5 детей). Уровень сформированности креативности и самостоятельности в художественной деятельности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %) и Рисунке 5. Уровень сформированности креативности и самостоятельности в художественной деятельности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %). Динамика изменений уровня сформированности креативности и самостоятельности в ЭГ и КГ (в %) и Рисунке 6. Динамика изменений уровня сформированности креативности и самостоятельности в ЭГ и КГ (в %). В КГ динамика была крайне незначительной: рост высокого уровня на 3% (с 10% до 13%) и снижение низкого на 3% (с 60% до 57%).
Рисунок 5. Уровень сформированности креативности и самостоятельности в художественной деятельности у старших дошкольников на контрольном этапе (в %)
Рисунок 6. Динамика изменений уровня сформированности креативности и самостоятельности в ЭГ и КГ (в %)
Наиболее выраженные изменения зафиксированы по показателям начальных художественных умений. На контрольном этапе 57% детей ЭГ (17 человек) продемонстрировали высокий уровень владения базовыми умениями, тогда как исходно этот показатель составлял 17%. Низкий уровень сократился с 43% до 6% (2 ребенка), что является наиболее значимым улучшением среди всех компонентов. Уровень сформированности начальных художественных умений у старших дошкольников на контрольном этапе (в %) и Рисунке 7. Уровень сформированности начальных художественных умений у старших дошкольников на контрольном этапе (в %). Динамика изменений уровня сформированности начальных художественных умений в ЭГ и КГ (в %) и Рисунке 8. Динамика изменений уровня сформированности начальных художественных умений в ЭГ и КГ (в %). В КГ, несмотря на некоторый рост высокого уровня на 7% (с 13% до 20%) и снижение низкого на 7% (с 44% до 37%), общая динамика значительно уступала ЭГ.
Рисунок 7. Уровень сформированности начальных художественных умений у старших дошкольников на контрольном этапе (в %)
Рисунок 8. Динамика изменений уровня сформированности начальных художественных умений в ЭГ и КГ (в %)
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования однозначно свидетельствуют о значительных позитивных изменениях в уровне сформированности художественно-эстетической компетенции у детей экспериментальной группы по всем четырем диагностическим шкалам. В этой группе существенно возросла доля детей с высоким уровнем и значительно сократилась доля детей с низким уровнем по сравнению с исходными показателями.
Полученные результаты убедительно демонстрируют эффективность разработанной и апробированной программы «Мир искусства вокруг нас» в формировании художественно-эстетической компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Значительная положительная динамика по всем компонентам компетенции в экспериментальной группе, в отличие от минимальных изменений в контрольной группе, подтверждает, что достигнутые улучшения являются прямым следствием целенаправленного и системного педагогического воздействия. Это объясняется тем, что программа была построена на научно обоснованных подходах – культурно-историческом, деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном, что обеспечило глубину и многоаспектность развития.
Использование разнообразных форм и методов работы, таких как специально организованные и интегрированные занятия, игровая и проектная деятельность, экскурсии и самостоятельное творчество, позволило обеспечить активность, инициативность и эмоциональное включение каждого ребенка. Акцент на применении нетрадиционных техник рисования способствовал не только развитию креативности и снятию барьеров в самовыражении, но и более глубокому пониманию свойств материалов, что напрямую повлияло на рост начальных художественных умений. Приобщение к этнокультурному компоненту обогатило эстетическую восприимчивость детей, сформировав ценностное отношение к народному искусству и традициям.
Обогащенная предметно-пространственная развивающая среда, созданная в экспериментальной группе, стала мощным стимулом для свободного творчества и экспериментирования, что напрямую связано с повышением креативности и самостоятельности детей. Систематическая работа с родителями также сыграла свою роль, повышая их компетентность в вопросах художественно-эстетического развития и создавая единое образовательное пространство между детским садом и семьей. В целом, комплексный характер программы, её ориентация на индивидуальные особенности каждого ребенка и создание ситуации успеха для всех участников способствовали гармоничному развитию всех аспектов художественно-эстетической компетенции.
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение формирования художественно-эстетической компетенции у детей старшего дошкольного возраста, показало, что, несмотря на растущее внимание к проблеме эстетического воспитания, существует отставание в целостном изучении проблемы формирования художественно-эстетической компетенции как интегративного образования. Выявленные на констатирующем этапе низкий и средний уровни сформированности данной компетенции у большинства дошкольников подтвердили актуальность разработки и апробации целенаправленной программы.
Разработанная и апробированная программа «Мир искусства вокруг нас», базирующаяся на культурно-историческом, деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, доказала свою высокую эффективность. Реализация программы в экспериментальной группе привела к статистически значимым положительным изменениям по всем компонентам художественно-эстетической компетенции: эстетической восприимчивости, эмоциональному отклику и выразительности, креативности и самостоятельности в художественной деятельности, а также начальным художественным умениям. Отмечено существенное увеличение доли детей с высоким уровнем сформированности компетенции и значительное сокращение числа детей с низким уровнем. Эффективность программы обусловлена системным подходом к организации художественно-эстетической деятельности, который включал разнообразие форм (специально организованные и интегрированные занятия, игровая, проектная, самостоятельная деятельность, экскурсии), методов (наглядно-практические, словесные, проблемно-поисковые, методы приобщения к этнокультурным традициям) и средств (обогащенная предметно-пространственная среда, аудиовизуальные материалы, нетрадиционные техники). Особое внимание к эмоциональному включению, поощрению инициативы и созданию ситуации успеха для каждого ребенка способствовало раскрытию творческого потенциала дошкольников. В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что целенаправленное формирование художественно-эстетической компетенции у старших дошкольников будет эффективным при условии реализации комплексной программы, построенной на принципах интеграции образовательных областей, активно использующей разнообразные формы и методы художественно-эстетической деятельности (включая нетрадиционные техники и этнокультурный компонент), а также обеспечивающей создание обогащенной предметно-пространственной развивающей среды. В то же время оно поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом специального исследования может стать изучение влияния сформированной художественно-эстетической компетенции в дошкольном возрасте на успешность адаптации и дальнейшее творческое развитие детей на этапе начальной школы, а также разработка механизмов оценки уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента данной компетенции.
