Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Павлова Ю.С. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(59).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Павлова Юлия Сергеевна
магистрант Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье раскрыта и проанализирована работа с неблагополучными семьями в условиях школы.

 

Ключевые слова: неблагополучная семья, предпосылки семейного неблагополучия, категории неблагополучных семей, направления работы с неблагополучными семьями в школе.

 

Введение. Работа с неблагополучными семьями в школе является одним из факторов помогающих семье справится с ситуацией социального опасного положения.

В настоящий момент достаточно большое количество семей оказываются в ситуации неблагополучия по ряду различных причин(низкий уровень дохода, правонарушения несовершеннолетних, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, трудная жизненная ситуация в результате которой семья оказалась в социально-опасном положении).

Важно понимать как организовывать и проводить работу с неблагополучными семьям в школе, используя индивидуальный подход к каждой семье, учитывать психологическое состояние ребенка и его родителей, их социальный статус.

Цель статьи – раскрыть, проанализировать основные направления организации работы с неблагополучными семьями в школе.

Изложение основного материала. Неблагополучие в семье проявляется по разному, зависит от многих негативных факторов, конфликтов между членами семьи.

Родители должны правильно выстраивать взаимоотношения со своими детьми, не допускать ситуаций, влияющих на психику детей.

Предпосылками семейного неблагополучия являются: трудные материально- бытовые условия жизни семьи,плохое состояние здоровья членов семьи, пьянство родителей, их низкий культурно- образовательный уровень и многое другое.

Каждый из этих признаков имеет специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка.

В нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание - дело школы и других учебно - воспитательных учреждений.

Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

И задача классного руководителя в данном случае, переубедить родителей, считающих, что именно школа, и только она должна заниматься воспитанием их детей, сформировать у родителей данной категории правильное понимание своей роли в воспитании собственного ребенка и обеспечить взаимосвязь школы и семьи.

Семья выступает как основа чувства безопасности. Ребенку младшего школьного возраста необходимо чувствовать, что у него есть родители, которые всегда придут ему на помощь. Родители, которые всегда будут защитой для ребёнка.

Многие исследователи в области социальной работы с семьей, социальные педагоги выделяют такие категории неблагополучных семей как: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная,асоциальная.

Конфликтная семья, наиболее распространенная в ряду неблагополучных, составляет 60% от общего числа. Конечно, в любой, даже вполне благополучной семье, может иметь место конфликт. Но в отличие от нее, конфликтная находится в таком состоянии перманентно, ссоры в ней не затухают, супруги постоянно пребывают в состоянии конфронтации, не видят из него выхода. Результатом постоянных скандалов становится постепенное разрушение семьи, утрата положительных эмоций, чувства ответственности друг за друга и детей. И в период своего зарождения, и в момент предельного состояния конфликт связан с затратой огромной психической энергии. « Крайними» в такой обстановке становятся дети.

В случаях, если грубость, ссоры, скандалы усугубляются пристрастием к алкоголю, превращаются в привычку, и со всем этим смиряются, и менять ни чего не хотят, такая семья из конфликтной трансформируется. Формы поведения и отношения в такой семье-самые резкие, негативные. Забыты (а может их, и не знали) все этические, моральные нормы поведения и отношений.

Педагогически несостоятельная семья: В таких семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. В начале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.

При организации работы с такими семьями используются следующие принципы:

Принцип своевременности заключается в раннем выявлении семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства.

Принцип гуманизма -это готовность сотрудников защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

Принцип индивидуального подхода учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи готовность семьи к самопомощи путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (психологу, наркологу), если необходимо.

Принцип интеграции усилий, комплексный подход объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Направления работы с неблагополучными семьями в школе:

Прогностическое направление(Выявление семейных проблем в данном микросоциуме (классе), прогнозирование и проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума (класса).

Диагностическое направление (посещение и изучение семьи, ее общественных связей, жизненного уклада, социального статуса, проблем и трудностей, выявление позитивных и негативных влияний, составление паспорта неблагополучной семьи, акта обследования условий жизни семьи.

Психолого - педагогическое направление (психологические консультации для детей и родителей из неблагополучных семей, проведение социально-психологической экспертизы семьи.

Организаторское направление (организация социально - педагогической деятельности родителей, их инициативы, творчества, участие родителей в жизнедеятельности классного общества, осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и правовых организаций в социально-педагогической работе и др.

Вывод. Организация работы с неблагополучными семьями в школе является очень важным направлением, в оказании помощи семье в выходе в целом из ситуации неблагополучия. Ведь в школе дети проводят большую часть своего времени в течение дня. Задача учителя в данном случае находить индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье, содействие в выходе из трудной жизненной ситуации. Важно понимать, что от воспитания ребенка зависит становление его личностных качеств, то как в дальнейшем ребенок будет взаимодействовать с другими членами общества, как создаст свою семью и построит карьеру.

 

Список литературы:
1. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. – 2004. - N9. - с. 24-28.
2. Бабушкин А. В. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие / А. В. Бабушкин, М. П. Гурьянова, И. Г. Зайнышев и др. -М. : Инфра-М , 2003. - 425 с.
3. Коноплева, Н. А.Организация социокультурных проектов для детей и молодежи : учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 254 с.