ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ECOLOGICAL EDUCATION IN FINE ARTS LESSONS
Anastasia Shevchenko
Student, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Olga Bakieva
Scientific director, cand. ped. Sciences, Associate Professor, Department of Fine Arts, Institute of Pedagogy and Psychology, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Аннотация. В данной статья рассматриваются особенности экологического воспитания на уроках изобразительного искусства. Демонстрируются методы, которые возможно эффективно применить на уроках изобразительного искусства. Проводится сравнительный анализ педагогических программ по изобразительному искусству с целью выявить компоненты, необходимые для формирования экологического воспитания на уроках изобразительного искусства. Авторы анализируют психологическую, художественную и педагогическую литературу, рассматривают процесс «экологического воспитания» и способы его эффективного формирования.
Abstract. This article examines the features of environmental education in fine arts lessons. Methods that can be effectively applied in fine arts lessons are demonstrated. A comparative analysis of pedagogical programs in the fine arts is carried out in order to identify the components necessary for the formation of environmental education in fine arts lessons. The authors analyze the psychological, fiction and pedagogical literature, consider the process of "environmental education" and the ways of its effective formation.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, педагогические программы, методы.
Keywords: ecology, ecological education, pedagogical programs, methods.
В современном российском обществе и в целом во всем мире происходят кризисные явления (технократизация, урбанизация, потребительская отношение, загрязнение окружающей среды и т.п.) которые негативно отражаются на экологии нашей планеты. Очень важным становится воспитать у подрастающего поколения правильное отношение к природе, что является основной целью экологического воспитания.
Это проблема не нова.
Вопросы экологического воспитания обучающихся представлены в исследованиях Т. А. Марковой, С. Н. Николаевой, Т. И. Петровой, С.С. Петрова и др.
По мнению педагогов экологическое образование это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности [Шахмарданов З.А.].
Известно, что экологическое воспитание затрагивает весь образовательный процесс в целом, на каждой дисциплине можно вести соответствующую работу.
Одним из благоприятных дисциплин по приобщению обучающихся к экологическому воспитанию могут служить творческие дисциплины, такие как музыка, технология и изобразительное искусство.
По мнению Н. П. Костериной, изобразительная деятельность знакомит обучающихся способствует познанию окружающего мира; развивает у них эстетические чувства, зрительное восприятие, воображение, чувство красоты; умения наблюдать, анализировать [Н. П. Костерина].
Как показывает практика, вопросам экологического воспитания средствами изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
Зачастую педагоги следуют методическим рекомендациям, где на данный момент основной акцент идет на культурно-этническое и патриотическое воспитание.
Однако, формы работы на уроках изобразительного искусства располагают к полноценному приобщению обучающихся к решению задач экологического воспитания.
Например, такая формы как знакомство с произведениями искусства, экскурсии и беседы, могут вызвать у обучающихся эстетические чувства при анализе произведений художников пейзажистов, правильно организованная беседа по увиденных и проанализированным произведениям может сформировать устойчивое зрительное восприятие, раскрывающее чувство красоты родной природы, сопричастности к делу сохранения этой красоты, бережного отношения к природе, её ресурсам, к животному миру.
Немаловажным в этом процессе является тщательно отобранные произведения изобразительного искусства, потому что каждое произведение и её анализ может эффективно оказывать влияние на процесс пробуждения эстетических чувств и желание не только выразить свои переживания в рисунке, но и понять красоту родного края, сохранить её в первозданном виде. [Л.В. Компанцева].
Кроме аналитической части урока изобразительного искусства есть наиболее значимая по включенности обучающихся в творческий процесс практическая часть, где необходимо организовать не только непосредственное наблюдение за окружающей природой родного края, но и возможность маленького художника выражать свое отношение к окружающей его природной среде.
Таким образом, уроки изобразительного искусства, изобразительная деятельность помогает педагогу решать задачи гармоничного развития детей, формировать ценностное отношение к окружающему миру и природе родного края.
Анализируя программы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, можно отметить, что одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей.
При изучении жанра «Пейзажная живопись» наиболее ярко и образно происходит освоение окружающей природы, живописцами на полотнах вдохновенно и образно передаётся её красота живописными средствами.
Рассматривая живописные полотна, можно учить наблюдению за природой, ощущать сопричастность с ней. Рисование с натуры объектов природы поможет раскрыть опыт общения с природой, понимание живописных произведений художников с их накопленным опытом, отраженным в искусстве.
Таким образом, экологическое воспитание обучающихся Гимназии Российской культуры на уроках изобразительного искусства – это формирование заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы в процессе обучения изобразительному искусству на которых обучающийся с помощью восприятия искусства (произведений художников) и действительности, с помощью выразительных художественных средств создает художественный образ природы.
Наиболее значимым методом в экологическом воспитании выступает метод анализа произведений изобразительного искусства, проводимый на занятиях в форме бесед, обсуждений, благотворно влияет на то, что обучающийся начинает лучше понимать взаимосвязь природы и человека.
Во время выполнения творческого задания обучающийся выступает в роли «художника» и сам способен выражать характер, состояния человека и животных, изображать природу в разных состояниях доступными художественными средствами.
Используя метод тематического творческого задания, которое опирается на творческое воображение, эстетическое восприятие и воспроизведение по памяти объектов и явлений природы, педагог может решить задачу выражения своей позиции в сохранении природы. Ведь с помощью тематического рисования можно побудить ребенка к созерцанию, наблюдению за природой, эстетическому восприятию объектов природы, что приведет в дальнейшем к пониманию важности заботы о природе и окружающей среде, соответственно запустится процесс экологического воспитания.
Метод беседы может способствовать формированию эстетических представлений будет способствовать обсуждение различных тем о красоте природы. Например, «Красота природы вокруг нас», «Чем красива радуга», «Что отражается в воде?», «Назови картину художника о природе. Чем она тебе запомнилась?» [Зырянова, с 23].
Для достижения положительных результатов в экологическом воспитании у обучающихся на занятиях изобразительного искусства необходимо использовать метод свободного творчества или рисунка на свободную тему. [Лабунская, с 480].
Наглядный метод по использованию иллюстративно-наглядного материала в экологическом воспитании помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений: гроза, шторм, буря, снегопад.
Эффективному формированию и развитию экологического воспитания способствует эмоциональное восприятие узнаваемых и близких по духу тематических, различных сюжетов живописных произведений. Использование в качестве иллюстративно-наглядного материала живописные работы мировых и современных художников будут формировать эмоциональные стимулы у школьников на уроке изобразительного искусства.
Таким образом, нами были выявлены основные методы, направленные на экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства (метод беседы, метод анализа собственных готовых работ (рисунков), метод по использованию иллюстративно-наглядного материала метод анализа произведений, метод тематического творческого задания, творческого задания).
В соответствии с целью исследования была организована опытно-поисковая работа формированию экологического воспитания у обучающихся «Гимназии Российской культуры» города Тюмени. Для участия в исследовании был выбран 7 «а» класс, в составе 8 девочек и 9 мальчиков.
По итогам проведения анализа психологической, методической, художественной и педагогической литературы нами было уточнено понятие «Экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства – это формирование у обучающихся бережного, заботливого отношения к природе, окружающей среде, с помощью ряда методов в процессе художественной и творческой деятельности, благодаря которым у обучающихся будет раскрыт творческий потенциал, а также важность созерцания и сохранения природного наследия», были выведены показатели: обладает базовым уровнем экологического воспитания, понимает важность сохранения природного наследия; владеет навыками передачи цветовых сочетаний в соответствии с заданными требованиями, располагает базовыми знаниями о композиции и живописных приёмах.
Для каждого показателя были разработаны диагностические приемы в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также имеющимися навыками в области изобразительного искусства.
Первый диагностический метод – тестирование с определением вовлеченности и понимания собственного уровня экологического воспитания. Данное тестирование предполагало ответы, по результатам которых ученик мог самостоятельно проанализировать свой уровень экологического воспитания: низкий, средний и высокий.
В ходе выполнения данного тестирования у нескольких обучающихся возникли вопросы, связанные с необходимостью выполнения тестирования, преобладающая часть обучающихся выполнила работу на среднем уровне.
При проверке работ было выявлено то, что некоторые обучающиеся не стали отвечать на вопросы, так как не имели представления, о чем идет речь. Но несмотря на это внушительный процент обучающихся смогли вникнуть в суть вопросов и даже дать короткий ответы на вопросы.
Второе диагностическое задание было направлено на исследование уровня владения навыками передачи цветовых сочетаний в соответствии с заданными требованиями, расположение базовыми знаниями о композиции и живописных приёмах. Учениками гимназии Российской культуры были созданы серии работ с использованием разнообразных материалов в зависимости от их предпочтений. Тема на данного урока была: «Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия», и несмотря на то, что данная тема была предусмотрена педагогической образовательной программой данной гимназии, а именно «Изобразительное искусство: интегрированные программы», разработанные Савенкова Л. Г. и Ермолинская Е. А., данная тема урока очень органично вписалась в тему данной исследовательской работы. При проведении урока на тему «Природные ритмы – основа этнокультурного своеобразия» ученикам 7 «а» класса было необходимо создать эскиз стрит-арта, основываясь на этносе народов Тюменской области. За основу были взяты природные орнаменты, культурные отличия, традиционные одеяния и жизненный быт следующих народов: славян, коренных жителей: народов Ханты, Манси и Ненцы.
Безусловно, данная программа по изобразительному искусству Савенковой Л. Г. и Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство: интегрированная программа» весьма гибка и пластична в руках педагога, который планирует ведение урока изобразительного искусства. При применении данной программы важно учитывать не только потенциал педагога и проявление необходимых компетенций в образовательной среде, так же важно учитывать актуальность и современность при выборе тематики урока. Также важно помнить о вовлеченности учащихся в урок изобразительного искусства.
Результаты диагностики по второму показателю, основанных на исследовании уровня владения передачи цветовых сочетаний в соответствии с заданными требования, расположение базовыми знаниями о композиции и живописных приёмах, - показали, что учащиеся 7 «а» класса имеют средний уровень техники исполнения в разнообразных художественных материалах, соответственно, как и в большинстве классов, в данном имеются несколько учеников с более высокими показателями вовлеченности в художественную деятельность. Тема для детей была довольно понятна, так как тесно соприкасается с другими предметами в их школьной программе.
Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие результаты уровня определения вовлеченности и понимания собственного уровня экологического воспитания в форме тестирования: 45% учащихся имеют высокий уровень экологического воспитания, 32% учащихся имеют средний уровень экологического воспитания и 23% имеют низкий уровень экологического воспитания; данный результаты первого показателя говорят о достаточно хорошем уровне экологического воспитания в данном классе, но так же есть часть учеников, не интересующихся вопросами экологии, не понимающих важность заботы об окружающей среде.
По результатам второго показателя - исследование уровня владения передачи цветовых сочетаний в соответствии с заданными требования, расположение базовыми знаниями о композиции и живописных приёмах, учащиеся 7 «а» класса имеют следующий процент: 10% имеют высокий уровень, 53% имеют средний уровень и 37% имеют низкий уровень по всем перечисленным навыкам второго показателя.
На основании данных результатов, можно сказать, что общий уровень экологического воспитания в 7 «а» классе «Гимназии российской культуры» города Тюмени выше среднего, но навыки, применяемые на уроках изобразительного искусства ниже среднего или близки к среднему по общим показателям.
Так, если в нашем исследовании анализируется уровень экологического воспитания на уроках изобразительного искусства, то учитывая актуальность темы экологии не только в нашем городе, но и повсеместно, можно органично вписать данную тему в уроки изобразительного искусства с применением данной программы. Даже если тема урока в программе изобразительного искусства не будет связана с темой природы, окружающей среды и т.п. – можно предложить использование нестандартных техник, подручных средств или же экологичных материалов. Новые подходы в изобразительной деятельности с большой вероятность заинтересуют детей, тем самым будут формировать или закреплять экологическое воспитание. Ведь проблему экологического воспитания можно решить не только теми способами, которые описываются в большинстве педагогических программ и методических материалах, важно найти нестандартный подход и пробудить у учащихся заинтересованность в таком предмете как изобразительное искусство.
Вывод. Таким образом, экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства можно органично вписать не только в представленную педагогическую программу, а также в любые другие программы, используемые в общеобразовательных учреждениях. Используя такие методы как беседа, метод анализа собственных готовых работ, метод по использованию иллюстративно-наглядного материала, метод анализа произведений и пр., в сочетании с актуализацией тем и интересами учащихся можно добиться высоких показателей не только при заключительной диагностике, но и использовать данную комбинацию систематически на уроках изобразительного искусства в разных классах и учреждениях, тем самым формируя качественно экологическое воспитание.