Статья:

Выявление первоклассников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Конференция: XCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Короткова И.Н. Выявление первоклассников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(99). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(99).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Выявление первоклассников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Короткова Ирина Николаевна
магистрант, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет», РФ, Москва

 

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют право на выбор образовательного учреждения и  формы образования. В связи с этим становится актуальной диагностика первоклассников, позволяющая выявить детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. «Слабые», недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих мобилизации психической активности» в учебной деятельности [2, c.10].

Нами была проведена диагностика первоклассников двух первых классов общеобразовательной школы Московской области.  В основе диагностики лежит психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения  Семаго Н.Я., Семаго М.М  [5] .

Диагностический тест содержал 5 заданий, при выполнении которых возможно «дифференцировать ошибки, квалифицировать их и соотносить с очагами поражения мозга» [2].

1. «Продолжи узор» - продолжение  графической последовательности. Задание  позволяет оценить особенности тонкой моторики, произвольное внимание, умение работать в группе. Тип ошибок в пробе указывает на проблему (незрелость, нарушение) в определенных участках мозга. Пространственные ошибки – затылочно-теменные, теменно-височные отделы мозга. Нарушение воспроизведения порядка элементов в серии, упрощение программы – лобные отделы мозга. Трудности вхождения в программу, истощаемость – субкортикальный уровень нервной системы.

2. «Сосчитай и сравни» - пересчет фигур, соотнесение с цифрой, сравнение множеств. Задание позволяет оценить сформированность навыка пересчета в пределах 9, графо-моторных навыков при изображении цифр, мыслительных операций, соотнесение графемы цифры и количества. Нарушение счета, хаотичность и инертность при пересчете связаны с мозговыми нарушениями в лобных отделах. Нарушение понимания инструкции – лобные, теменно-височно-затылочные отделы мозга. 

3. «Слова» - запись слов под диктовку в клеточках. Оцениваем звуко-буквенный анализ слов на слух, сформированность графической деятельности, произвольную регуляцию собственной деятельности. При пропуске, замене буквы затронуты височные отделы мозга. Пространственные ошибки, забывание образа буквы связаны теменными, височными, затылочными отделами мозга и зоной их пересечения. Макрография –лобные отделы мозга, микрография – подкорковые структуры головного мозга.

4. «Шифровка» - корректурная проба. Позволяет выявить сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), оценить внимание, работоспособность, темп. Нарушение  узнавания изображений связано с височными, теменно-затылочными отделами мозга. Сужение  объема воспроизведения, нарушение контроля, хаотичность – лобные, височные, затылочно-теменные отделы. Утомление (снижение скорости) – лобные, субкортикальный уровень.

5. «Пространство» - расположение фигур в пространстве соответственно инструкции. Нарушение понимания предложно-падежных конструкций, графические пространственные ошибки – теменно-височно-затылочные отделы мозга.

Выполненные задания оцениваются по 5-балльной системе и корректирующим коэффициентам. По результатам выделяются следующие уровни:

1 уровень (17-25 баллов) – готовность к началу регулярного обучения в школе;

2 уровень (14 – 16 баллов) – условная готовность к началу обучения;

3 уровень (11 – 13 баллов) – условная неготовность к началу регулярного обучения;

4 уровень (10 и ниже баллов) – неготовность на момент обследования к началу регулярного обследования.

По итогам диагностики выявлены первоклассники с особыми образовательными потребностями:

17% (8 человек) – 3 уровень – условная неготовность;

13% (6 человек) – 4 уровень – неготовность.

Корректирующий коэффициент (особенности поведения) имеют 29% учеников третьего и четвертого уровней.

Средние баллы по заданиям (максимум – 5 баллов):

1 – 2,15 балла, 2 – 2,85 баллов, 3 – 1,95 баллов, 4 – 1,7 балла, 5 -1,55 балла.

Наибольшие трудности вызвали задания «Пространство», «Шифровка», «Слово». У детей не сформированы пространственные представления, звуко-буквенный анализ, нарушения внимания.

Данная группа детей должна быть детально обследована психологом, логопедом, дефектологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей коррекционной помощи, а также неврологом для уточнения диагноза и медикаментозного лечения при необходимости.

В рассматриваемом случае, в общеобразовательную школу поступили первоклассники,  30% которых имеют особые образовательные потребности, схожие с потребностями обучающихся с задержкой психического развития.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
2. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети. Нейропсихологическая диагностика младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Юрайт, 2017. – 156 с.
3. Феоктистова С.В. Психология: учеб. пособие для СПО / С.В.Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева - М.: Юрайт, 2020. – 234 с.
4. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
5. Семаго Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: «Чистые пруды», 2010. – 32 с.