Статья:

Организация обучения математике в пятых классах в условиях инклюзии

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пейчева А.С. Организация обучения математике в пятых классах в условиях инклюзии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(32).pdf (дата обращения: 02.08.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 25 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация обучения математике в пятых классах в условиях инклюзии

Пейчева Алина Сергеевна
студент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБО ВО “Кемеровский государственный университет”, РФ, г. Новокузнецк
Позднякова Елена Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБО ВО “Кемеровский государственный университет”, РФ, г. Новокузнецк

 

Постановка исследуемой проблемы и обоснование ее актуальности. В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. В этой связи особую актуальность приобретает инклюзивное образование. 

Под инклюзивным образованием понимается такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языков и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах [1], [4]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с различными образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) вместе. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания [1].

В классах с инклюзией присутствует проблема адаптации ребенка с ОВЗ, проблема восприятия им школьного материала, проблемы коммуникативного характера. У некоторых учащихся нередко наблюдается отрицательное отношение к учению вообще и к математике в частности, как наиболее трудному учебному предмету. Причинами такого явления могут быть сложности содержания учебного материала, неадекватный темп работы на занятии, методы и приемы обучения, не учитывающие особенности психофизического развития таких детей.

В данный момент идет интенсивный поиск методов и приемов организации обучения математике в условиях инклюзивного образования.

Проведенный нами анализ информационных источников, практики учителей математики позволил констатировать противоречие между объективными возможностями активных и интерактивных образовательных технологий для формирования математической компетентности обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и практикой обучения математике в основной школе, не реализующей этот потенциал в полной мере.

Исходя из указанного противоречия, проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: “Каковы приемы, методы и технологии обучения математике в условиях инклюзивного образования (на примере обучения математике в пятом классе)?”.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования. Проблема инклюзии наиболее широко представлена в социологических, психолого-педагогических и методических исследованиях [3], [5].

Данная проблема рассматривается в нескольких аспектах: определение сущности инклюзивного образования, соотношение понятий “инклюзия” и “интеграция” (С.В. Алехина, Н.М. Назарова, Н.В. Борисова, и др.); определение теоретико-методологических оснований инклюзии (С.В. Алехина, И.В. Вачков, А.С. Сунцова и др.); практические модели, методы и технологии инклюзивного обучения и воспитания детей (Е.А. Иванова,  М.А. Колокольцева, Е.Н. Кутепова, и др.); организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной, образовательной среды (Н.Ю. Белова, О.С. Панферова и др.);  сопоставительный анализ зарубежного и российского опыта внедрения инклюзии (С.В. Алехина, Н.М. Назарова и др.). Концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии сформулированы в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной и др. Теоретическим фундаментом отечественных исследований в области инклюзии является культурно-историческая психология Л.С. Выготского, который сформулировал принципиальные идеи и положения о закономерностях психического развития, а также его своеобразия при различных нарушениях [2].

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и др.). В системе школьного образования наиболее востребованной оказывается классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова. В указанной классификации различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети со множественными нарушениями [1].

Инклюзивные процессы в образовании ставят перед наукой новые задачи исследования, одной из которых является проектирование и внедрение образовательных технологий, отвечающих потребностям современной практики и рационально влияющих на преодоление существующих недостатков инклюзивного обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы, методических публикаций и практического опыта учителей математики позволяет сделать вывод о приоритете активных и интерактивных методов и технологий обучения математике в условиях инклюзии: метод интеллект-карт – метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации (Т. Бьюзен, Е.А. Бершатская, и др.); методика совместного обучения (Д. Джонсон, К.С. Мередит и др.); технология индивидуализированного обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков и др.), игровые технологии (Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.), компьютерные технологии (Г.Д. Глейзер, А.П. Ершов, В. А. Далингер, В. Р. Майер и др.), метод проектов (Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель, И.К. Баталина и др.) [1], [5].

 Методики выполнения исследования. Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе изучались теоретические основы организации обучения математике в условиях инклюзии.  На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, изучены общие психолого-педагогические рекомендации при работе с такими детьми, определены особенности моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ. В результате был сделан вывод о возможности оптимального выбора доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.

На втором этапе нами был проведен сравнительный анализ активных и интерактивных образовательных технологий с точки зрения их эффективности при обучении математике в условиях инклюзии. Среди педагогических технологий инклюзивного обучения мы выбрали компьютерные технологии, технологию индивидуализированного обучения, игровые технологии, метод проектов.

На третьем этапе осуществлялась разработка технологических карт инклюзивных уроков математики в 5 классе и их апробация в учебном процессе в МБНОУ “Лицей №111” г. Новокузнецка. Разработанные уроки предполагают использование следующих образовательных технологий: компьютерные технологии (презентации, компьютерная программа “Живая математика” для урока по теме “Длина отрезка. Треугольник”), технология индивидуализированного обучения, игровые технологии (для урока по теме “Сравнение натуральных чисел”), метод проектов (для урока по теме “Решение комбинаторных задач”).

Результаты исследования, их новизна, практическая значимость, возможные перспективы дальнейшей работы. В результате проведенного теоретического исследования нами были разработаны технологические карты инклюзивных уроков математики по следующим темам: “Сравнение натуральных чисел”, “Длина отрезка. Треугольник”, “Решение комбинаторных задач”.

В качестве примера приведем фрагмент спроектированной технологической карты урока по теме “Сравнение натуральных чисел” (рис.1). В технологической карте определяется деятельность учащихся физиологической нормы и деятельность ребенка с ОВЗ. В процессе работы на уроке ученик с ОВЗ вовлекается в групповую дискуссию, получает индивидуальную дозированную помощь учителя, осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, принимает участие в игровых моментах урока, осуществляет рефлексию своей деятельности.



Рисунок 1. Фрагмент технологической карты урока

 

На этапе рефлексии было проведено анкетирование, в результате которого было выявлено, что ребенок с ОВЗ: чувствовал себя на уроке комфортно; не испытывал трудностей в понимании нового материала; отметил, что на протяжении всего урока “ему было интересно”.

Исследование проблемы обучения математике в пятом классе в условиях инклюзии может быть продолжено в таких направлениях как проектирование технологических карт инклюзивных уроков математики с применением интерактивных технологий; определение эффективности используемых приемов и методов обучения с помощью заданий в тестовой форме, позволяющих выявить уровень математических знаний, а также уровень сформированности универсальных учебных действий как у детей физиологической нормы, так и у учащихся с ОВЗ.

 

Список литературы:
1. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов  [и др.]. ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики ; под ред. Д.З. Ахметовой.  - Казань : Познание, 2013. - 204 с. 
2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. -  Москва, 1983.
3. Кутепова Е.Н. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях / Е.Н. Кутепова, А.С. Сунцова // Вестник Череповецкого государственного университета, 2016. - № 2. – С. 105 – 110.
4. Михальчи Е.В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Михальчи. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. -  177 с. 
5.   Нигматов З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология: монография  / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова. - Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. -  Казань: Познание, 2014. - 220 с.