Статья:

Школьное историческое образование в эпоху оттепели

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Качнова Е.В. Школьное историческое образование в эпоху оттепели // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 208 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Школьное историческое образование в эпоху оттепели

Качнова Елена Вячеславовна
студент, Московский государственный областной университет, РФ, г. Москва

 

Статья посвящена неоднозначному и спорному для историков периоду – хрущевской оттепели. А именно школьной реформе 1958года. Тема актуальна, так как реформирование школы продолжается и сейчас. Цель данной работы – показать роль преподавания истории в период «Оттепели». Проблема данной работы: в историографии сложилось мнение, что в этот период главное место занимают технические науки. Я же пытаюсь доказать, что история, как гуманитарная дисциплина, тоже занимала важное место.

 В истории образования есть такая закономерность: как только происходит крупный политический поворот во внутренней политике, происходит изменение и в системе образования. Не стало исключением и первое десятилетие после смерти И.В. Сталина, вошедшее в историю как период «Оттепели». После прихода к власти Н.С. Хрущев решает реформировать систему образования, чтобы решить задачи своей экономической и социальной политики. В этот период страна столкнулась с нехваткой квалифицированных технических кадров, вызванной тем, что выпускники средней школы стремились продолжить учебу в высших учебных заведениях. Другими словами государству требовалось повысить престиж профессионального образования и заинтересовать молодежь теми специальностями, которые были необходимы для развития экономики страны. Для этого были изменены правила приема в вузы. Преимущество было у лиц, имеющих двухлетний стаж практической работы на производстве. В одном из своих выступлений Никита Сергеевич высказался о ситуации в стране: «Нередко в вуз поступают не самые достойные, а те, кто имеет проторенную дорогу к лицам, которые определяют в вузах, кого принять на учебу … это – позорное явление» [12, с. 16].

В этих условиях проводится школьная реформа 1958 года. Главная причина – необходимость привлечения детей к трудовой ответственности. Реформа кардинально меняла задачи школы. В соответствии с переходом школы на связь с производственным обучением и включением в трудовую деятельность, школа обязана была выполнять не свойственную ей функцию профессиональной подготовки учащихся. Благодаря реформе был завершен переход к всеобщему восьмилетнему образованию, улучшилось обеспечение школ педагогическими кадрами, началась демократизация учебно-воспитательного процесса.

В историографии есть несколько точек зрения на реформу 1958года. Ю.И. Броворова считает, что в целом в реформе больше положительного: «В реформе 1958 года были свои отрицательные и положительные моменты, но поколение, получившее образование в 1960-е гг., удовлетворено его качеством …» [1, с. 263]. Напротив Д.А. Ванюков и Г.Н. Кудий считают, что в реформе больше негативного: «к осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и стоек квалифицированными кадрами» [4, с. 148].

Среди зарубежных авторов тема реформирования советского образования рассмотрена в статьях Л. Кумель. Главную роль в изменении системы образования, с его точки зрения, определяет субъективный фактор – политика Н.С. Хрущева.

На мой взгляд, реформа общеобразовательной школы была событием, которая хотела дать достойный ответ на вызов своего времени. Однако, она осуществлялась ускоренными темпами, основываясь на материальной базе, которая не отвечала уровню поставленных задач, что привело к расхождению между замыслом и результатом. Но, следует отметить, что именно в конце 50-х годов и были заложены основы советского образования второй половины XX века.

В период, когда проводится школьная реформа, возрастает роль истории как предмета, и это объясняется тем, что для перехода к коммунизму необходима не только развитая материально-техническая база, но и высокий уровень сознательности граждан. Именно преподавание истории закладывает с детства основы сознательности. И «в решении задач, выдвинутых вступлением СССР в период строительства коммунизма, важную роль, наряду с другими науками призвана сыграть и советская историческая наука» [9, с. 43].

Правительство, во главе с Хрущевым понимает важность истории в этот период и повышает ее престижность различными способами:

1)  На основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о некоторых изменениях в преподавании истории в школах». Это постановление определяет систему исторического и правового образования в восьмилетней и средней школе, содержит важнейшие указания о дальнейшем повышении идейного уровня преподавания истории, Конституции СССР и других общеобразовательных предметов. Большую часть программы изучения истории, занимал курс истории СССР. Предполагалось принять меры по расширению выпуска исторических карт, картин и других наглядных пособий по истории и Конституции СССР.

2)  На основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон состоит из 5 частей: вступления и четырех разделов. Вступление содержит обоснование необходимости проведения реформ («повышение уровня квалификации рабочих в связи с технико-экономическом развитии Советского союза» [6, с. 1]). А в первом разделе «о средней школе» было установлено вместо всеобщего семилетнего образования – восьмилетнее. Данное изменение было обусловлено расширением учебных программ для введения курса производственных основ и практики. Закон, в целом, детально проработанный проект, но тем не менее, практически 5 лет подготовки положений не смогли учесть всего, например, необходимого технического оснащения.

3)  Создавались методические пособия. Одним из ярких примеров является «методика обучения истории в средней школе» Вагина А.А., 1962. Удивительна широта проблем, разработанных А.А. Вагиным. В его работах охвачены практически все вопросы, с которыми сталкивается учитель истории в своей повседневной работе. В его трудах освещены: наглядность, изучение экономики и культуры, активизация познавательной деятельности учащихся, использование художественной литературы, работа с исторической картой, понятиями. Помимо вышеперечисленных ведущих проблем Алексей Алексеевич занимался вопросами использования исторических документов, внеклассной работой, патриотическим и экономическим воспитанием школьников и многим другим. Практически не было направлений методики обучения истории, оставшихся вне его внимания.

4)  В 60-е годы был объявлен открытый конкурс на составление учебников. Начиная с 1962 года принятые жюри учебники (А.В. Ефимов, В.М. Хвостов, Ф.П. Коровкин, М.В. Нечкина) начинают активно выпускаться. Эти учебники, по сравнению с предыдущими лучше. В них совершенствовали приемы преподавания: как излагать материал, как использовать карты. Учебники данных авторов до сих пор значимы для историков. Что касается содержания учебников по истории, здесь тоже произошло существенное изменение. В первую очередь ликвидированы последствия культа личности Сталина. «В учебнике, изданном в 1963 году, имя Сталина почти исчезло из материала о дореволюционной истории нашей страны» [2, с. 110]. Так же изменились оценки роли личности народных масс в истории. Например, в учебнике А.В. Шестакова 1951г. феодальная раздробленность объяснялась тем, что «В XII веке Киевское княжество разделилось между сыновьями, внуками и родственниками Владимира Мономаха» [7, с. 24]. Т.е. здесь в приоритете роль личности. А в учебнике М.В. Нечкиной [10, с.83] феодальная раздробленность рассматривалась как закономерный этап в историческом развитии. На смену культа личности приходит высокая роль народных масс. Милица Васильевна выдвигает ряд причин, не связанных с личностью, которые и в современных учебниках остались практически не измены.

Хочу обратить внимание, что при И.В. Сталине роль истории была так же велика, но это было вызвано другими причинами.

Таблица 1.

Задачи истории

 

При Сталине

При Хрущеве

Различие

1)  Возвышение культа личности.

2)  Повышение патриотизма у граждан.

3)  Окончательный «приговор царизму».

 

1)   Развенчание культа личности Сталина.

2)   Повышение статуса рабочих профессий.

Общее

Идейно-политическое воспитание в духе «марксизма-ленинизма»

Идейно-политическое воспитание в духе «марксизма-ленинизма»

 

В целом, следует отметить, что политика государства в области образования была направлена на решение общегосударственных целей. А история решала ряд важных задач. Именно этот предмет способствовал выработке у учащихся отношения к труду как к делу государственному. В этот период история занимает важное место в идейно-политическом воспитании и всестороннем развитии молодого поколения нашей страны. История, как предмет, стала еще в большей мере мощным средством в борьбе за марксистско-ленинское мировоззрение.

 

Список литературы:
1. Броворова Ю.И. Школьная реформа 1958г.//Из истории Прихопёрья: материалы IX–XI Урюпинских чтений, Саратов: Амирит, 2015 №6.
2. Буланов В.В. Влияние критики культа личности на изменение курсов гуманитарных предметов общеобразовательной школы (1956–1963) // Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1993. 
3. Бущик Л.П. «Очерк развития школьного исторического образования в СССР» 1961.
4. Ванюков Д.А. Хрущевская оттепель – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
5. Гольштейн Э.Н. К оценке школьной реформы 1958г (историко-социологический аспект) – СПБ., 1993. 
6. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958г.
7. История СССР. Краткий курс: Учебник для 4 класса / Под ред. А.В. Шестакова. – М. 1951г. 
8. Кудий Г.Н. Хрущев на царстве – М: Вече, 2016.
9. Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева; «оттепель» в педагогике // Неприкосновенный запас. 2003. №2. 
10. Нечкина М.В., Лейбенгруб П.С. История СССР, учебное пособие для 7 класса. – М. Просвещение. 1973г.
11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г № 1162 «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». 
12. Хрущев Н. С. Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества: Речь на ХШ съезде ВЛКСМ 18 апреля 1958 года. – М. 1958.