Статья:

Формирование связной речи обучающихся на уроках русского языка

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Палеева А.В. Формирование связной речи обучающихся на уроках русского языка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование связной речи обучающихся на уроках русского языка

Палеева Анастасия Васильевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Рябченко Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Кроме того, необходимо учитывать, что с введением в структуру ОГЭ и ЕГЭ устной части развитие речи обучающихся становится необходимым компонентом каждого урока. При этом основная ответственность ложится на плечи учителей-словесников.

Формирование речи учеников проходит три этапа (направления), которые тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого:

- обучение нормам русского литературного языка (формирует у обучающихся правильную и коммуникативно-целесообразную речь, воспитывает культуру речевого общения);

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи (осуществляется работа над развитием лексико-грамматического строя речи);

- формирование связной речи (реализуется работа над умениями и навыками школьников создавать текст и воспринимать его). 

Так, в рамках первого направления целесообразно применять такие упражнения [3, c. 23]:

I. Упражнения, направленные на осмысление обучающимися грамматической нормы (например: объясните, почему в данных предложениях употребление собирательных числительных является нормативным; выпишите из словаря по 20 существительных мужского рода, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания: а) –а, –я; б) –и,  –ы).

II. Упражнения, в которых необходимо верно образовать грамматические формы и конструкции (например, образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных).

IІІ. Упражнения, в которых необходимо найти, классифицировать и исправить грамматическую ошибку (например, укажите предложения с грамматическими ошибками; выберите правильно построенные предложения).

IV. Упражнения, направленные  на постижение выразительных возможностей языковых явлений, их стилистической окраски (например, скажите, какие из данных форм являются книжными, а каким присущ разговорный оттенок).

В обогащении словарного запаса учеников можно использовать задания такого типа:

а) подбор однокоренных слов и составление предложений с ними. Например, подберите к данным  словам однокоренные, выраженные разными частями речи, и составьте с ними предложения: нестись, топить, течь, печь, сыпь.

б) развитие смысловой догадки на материале фразеологизмов. Например, продолжите фразеологизмы и объясните их смысл: хитрый как… трусливый как… надулся как… .

Два первых направления считаются начальными, базовыми, без них невозможно обойтись в формировании связной речи учеников. Но именно развитие связной речи является основным, более глубоким и сложным по своей структуре.

Так, по мнению А.В. Текучева, связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [4, c. 125]. Связность, полагал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [2, c.102]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она реализована в диалогической  и монологической формах. У каждой из форм свои отличительные черты, которые обусловливают методику работы над ними.

Диалогическая речь является ярким проявлением коммуникативной функции языка. Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Отличительная черта диалога - чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно то, что диалогу не свойственно развертывание мысли, так как собеседники всегда знают, о чем идет речь. Для развития диалогической речи используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от речевой ситуации:

1. Задания с использованием диалога-образца: воспроизведите диалог, восстанавливая отдельные (все) реплики одного из собеседников.

2. Задания на основе индуктивного подхода: составьте диалог на основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по смыслу.

3. Задания с ситуативно обусловленным обучением диалогической речи: составьте диалог, используя имеющиеся данные о ситуации, начало и концовку диалога.

В обучении говорению и, особенно диалогической речи, необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого класса и отдельного ученика. Для достижения лучшего результата  в обучении диалогу стоит помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. желание говорящего участвовать в общении. Для того чтобы возник такой мотив на уроке, необходимо заинтересовать детей. Например, обучающиеся в парах задают друг другу разнообразные вопросы (желательно в рамках определенной темы). Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слова «да» или «нет». Выигрывает тот, кто заставит своего партнера произнести эти слова.

Монолог представляет собой иную форму речи. Это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени,  и в отличие от диалога не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Структура монолога намного сложнее и разнообразнее, так как выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более развернутую формулировку информации. Монологическая речь отличается длительной внутренней подготовкой, предварительным обдумыванием высказывания и сосредоточением мысли на главном.

Овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: умения пересказывать различные тексты и создавать свои; умение раскрыть заданную тему точно и последовательно; умение логично и правильно аргументировать свое мнение.

Все названные умения можно выработать, выполняя специальные упражнения. Например, составление рассказа по иллюстрациям. Такие рассказы содержательны, структурно оформлены, последовательны.  Дети отражают практически все основные моменты, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.

Более сложными видами упражнения на развитие связной речи являются сочинение и изложение, которые направлены на развитие письменной монологической речи. Применяя их, учитель, как правило, одновременно обучает школьников определенным способам речевой деятельности, которые ученики будут использовать, создавая текст, а также воспринимая его. Образование навыка строить предложение зависит от правильного сочетания анализа и синтеза. Проводя синтетическую работу, надо больше внимания уделять правильной расстановке слов в предложении. В работе над сочинением и изложением необходимо научить детей видеть повторяющиеся слова в тексте и уметь заменять их, например, названия для птицы: чайка, птица, красавица-птица (в рассказе «Ворона и чайка»).

Глухов В.П. отмечает, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи [1, c. 83]. Но не менее важным условием является сформированность навыка построения связного высказывания. В его формировании могут помочь такие задания, как повествовательные рассказы по сюжетной картинке, описательные рассказы по предметным  картинкам или предметам, рассказы по представлению, творческие рассказы.

Работа по формированию связной речи на уроках должна проводиться системно. Поэтому  ко всем упражнениям, направленным на развитие  связной речи, комплексный подход выдвигает ряд требований:

1. Упражнение отражает трехструктурность деятельности: ориентировку, исполнение, самоконтроль.

2. Упражнения должны представлять единство тренировки и творчества.

3. Постепенно усложнять упражнения с усилением самостоятельности обучающихся при их выполнении.

4. Предлагаемые упражнения должны быть приемлемыми для усвоения лексики, грамматики, фонетики и для развития орфографических и пунктуационных навыков.

5. Упражнения должны воздействовать на все виды памяти.

6. Упражнения должны предупреждать чрезмерную стереотипизацию и формализм.  Повторение и актуализация языкового материала – важная часть работы по развитию речи, но не стоит ими злоупотреблять.

7. Предлагаемые упражнения должны ориентироваться на наличие имеющихся учебников, учебных пособий и средств обучения.

После введения языкового материала следует этап тренировки употребления его  в  речи. Оно должно быть доведено до уровня навыка, причем  каждая структура, форма должны усваиваться вместе с функцией. На этом этапе предлагаются условно-речевые упражнения, направленные на приобретение знаний, формирующие и развивающие  речевые навыки и имеющие речевую задачу, решаемую в заданной форме высказывания.

Указанные выше упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, − систематичность. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого задания. То есть определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, оно сформирует. И словарная работа, и составление предложений имеют одну цель − подготовить обучающихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – значит прививать им ряд конкретных умений, которые пригодятся им в жизни.

 

Список литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. ‒ М.: АРКТИ, 2002. – 146 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ СПб: Издательство «Питер», 2000. ‒  712 с.
3. Савко И. Э. Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка // Русский язык и литература. – 2008. – № 6. – С. 22-31.
4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. ‒ 414 с.