Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в народных подвижных играх
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в народных подвижных играх
Здоровое поколение – основа любого государства. Физическое воспитание молодого поколения имеет огромное общегосударственное значение. Физическое воспитание детей дошкольного возраста является начальным звеном все системы физического воспитания детей и подростков в целом. В современном обществе огромное внимание уделяется здоровью и физическому развитию детей, в том числе развитию их физических качеств.
Физические качества мы рассматриваем как врождённые морфо-функциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений.
К основным физическим качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Развитие физических качеств является жизненно необходимым и актуальным в физической подготовленности детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте происходит основное развитие и совершенствование жизненно необходимых функций организма, его полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных навыков и умений, нравственно-волевых качеств, развитие интересов и взглядов. Большая пластичность детского организма, высокая подвижность нервных процессов, лёгкость образования условно-рефлекторных связей предполагает успешное развитие физических качеств.
Одной из задач, решаемой при освоении образовательной области «Физическое развитие» современной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. [1] является развитие физических качеств.
Развитие физических качеств дошкольников во многом определяется системой работы, интенсивностью и частотой занятий детьми физическими упражнениями, условиями организации двигательной активности.
В связи с этим актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития физических качеств старших дошкольников. Ведущим методом развития физических качеств у старших дошкольников является игровой – с подбором подвижных игр с бегом, прыжками, метанием, бросками.
Игровой метод характеризуется организацией двигательной активности детей в соответствии с игровым сюжетом, с их относительно большой свободой и самостоятельностью.
Народным подвижным играм, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: силы, выносливости, ловкости и гибкости.
Важнейшее достоинство народных подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств. Например, народные подвижные игры в старшем дошкольном возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
В то же время целый ряд проблем, связанный с физическим воспитанием дошкольников, требует научного разрешения. В настоящее время, большинству старших дошкольников не знакомы народные подвижные игры. Эффективность использования народных подвижных игр в развитии физических качеств детей снижается также из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки воспитателей. Данная проблема обозначена в работах Н.И. Дворкиной [1], которая указывает на то, что специалистами физической культуры ДОО используется большое количество разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, которое происходит без учета уровня развития физических качеств дошкольников, уровня их физической подготовленности. Подбор народных подвижных игр должен осуществляться дифференцированно по преимущественному развитию отдельного физического качества с учетом соответствия возрасту, физической подготовленности каждого ребенка, постепенного усложнения заданий, их повторности и вариативности. Например, детям с высоким и средним уровнем физической подготовленности можно предложить участие в народных подвижных играх соревновательного характера, а детей с низкой уровнем физической подготовленности необходимо включать в игры, во время которых все играющие будут выполнять одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. Следует также отметить, что дети с низким уровнем физической подготовленности нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их физической активности, поэтому педагогу необходимо подобрать также приемы индивидуального воздействия на таких детей.
Таким образом, включение народных подвижных игр оказывающих комплексное воздействие на развитие физических качеств в педагогический процесс детского сада позволяет значительно его интенсифицировать. Использование в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста народных подвижных игр, дифференцированных по специфике сопряженного развития физических качеств, позволит педагогу целенаправленно воздействовать на процесс уровня их физической подготовленности.