Статья:

Формы и методы формирования коммуникативной компетентности подростков

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бабкина О.А. Формы и методы формирования коммуникативной компетентности подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы и методы формирования коммуникативной компетентности подростков

Бабкина Ольга Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». РФ, Кострома
Сомкина Мария Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», РФ, Кострома

 

Проблемы формирования у подростков коммуникативной компетентности определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, практикой организации образовательной работы с учащимися подросткового возраста, которые определяют необходимость поиска педагогами, специалистами, работающими со школьниками, форм и методов педагогической работы, успешно способствующими формированию коммуникативных навыков у подростков, общения, взаимодействия и сотрудничества учащихся в учебной среде образовательных организаций.

Коммуникативная компетентность в исследованиях Н.В. Вершининой, К.М. Левитана, В.С.Мухиной, В.В. Рубцова, А.Г. Самохваловой, И.М. Шакаревой и других ученых рассматривается как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах и др. [3, с. 89].

Исследователи отмечают, что имеющиеся проблемы формирования коммуникативной компетентности подростков создают определенные трудности их личностного, социального развития, самореализации в разных видах деятельности и общения со сверстниками.

Е.П. Гутник, Е.А. Вакуленко, О.С. Газман, Е.И. Казакова, О.С. Саламатова, Е.В. Шереметьева и другие ученые в структуре коммуникативной компетентности подростков выделяют следующие коммуникативные способности и умения:

- предвидеть тенденции развития коммуникативных ситуаций в процессе взаимодействия;

- управлять процессом общения и взаимодействия: менять направление разговора, тему обсуждения, снижать эмоциональную напряженность или, наоборот, повышать коммуникативную активность;

- владеть навыками предупреждения или преодолению конфликтных ситуаций, обладать навыками речевого этикета;

- расширять социальное пространство общения и взаимодействия, овладевать разными социальными ролями для формирования практического опыта общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими в разных видах деятельности [1, с. 774].

Ведущей формой формирования коммуникативной компетенции подростков является групповая форма: работа в малых группах, игры, решение проблемных ситуаций, тренинги, дискуссии, беседы, обсуждения, деловые игры и другие формы активного обсуждения и взаимодействия подростков со сверстниками.

Работа в группах широко используется в учебной деятельности, при организации обсуждений, проектной, игровой деятельности и др.

Подростки делятся на группы по 4-6 человек. Это деление может осуществляться разными способами:

- с рядом сидящими сверстниками;

- по желанию;

- по указанию педагога;

- игровыми, случайными способами (собрать пазлы, найти группу, ориентируясь на цветные фишки, общий ряд изображенных предметов, по названию и др.).

Для малознакомых подростков (во временных детских коллективах) наиболее успешным является вариант случайного объединения или по желанию, если группа существует длительное время.

Для организации групповой работы подростки коллегиально выбирают руководителя, которому все подчиняются. С изменением задания меняются и руководители группы. Результаты выполнения каждого задания фиксируются на доске или плакате, что создает мотивацию у подростков к объединению усилий для успешного выполнения заданий.

Для организации деловых отношений в процессе групповой работы подростков могут приниматься следующие правила взаимодействия:

1. Активность. В групповой работе участвуют все.

2. Доверительность. Каждый участник может высказывать свои мысли и чувства, которые принимаются всеми, не подлежат оценке и высмеиванию.

3. Демократизм. Все в группе являются равноправными участниками.

4. Уважение. Запрещено проявлять грубость насмешки, оскорбления.

5. Дисциплинированность. Подчинение мнению большинства, руководителю группы [2, с. 54].

В процессе групповой работы подростки совершенствуют умения аргументировать свою позицию, четко и ясно излагать свои мысли, ориентироваться на мнение других членов группы, задавать вопросы, отвечать на них и др. Так, в процессе организации групповых форм работы у подростков формируются три группы способностей:

- познавательные (когнитивные), которые связаны с умением получать информацию о предмете разговора, анализировать его и субъекте общения;

- эмоциональные (аффективные), которые определяют уровень психологического состояния (позитивного или негативного) субъектов общения;

- поведенческих (конативных), которые проявляются в овладении разными социальными ролями, адекватном реагировании в разных ситуациях общения и взаимодействия.

Ведущими методами формирования коммуникативной компетенции у подростков является игровые технологии, которые создают мотивацию к общению, повышают настроение, способствуют формированию коммуникативных навыков в интересной деятельности. Это деловые, ролевые, подвижные, коммуникативные игры, квесты и др.

В процессе использования игровых технологий у подростков развиваются следующие коммуникативные умения:

- понимать и принимать ролевые действия, согласовывать их с действиями других игровых партнеров;

- ориентироваться на настроение и намерения других членов игровой команды, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций;

- владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.) [2, с. 58].

В процессе использования игровых технологий у подростков отрабатываются различные варианты решения проблемных, конфликтных ситуаций, преодолеваются барьеры взаимодействия и общения со сверстниками.

Таким образом, подростковый возраст – один из значимых возрастных периодов развития межличностных отношений, навыков общения и взаимодействия в разных видах деятельности со сверстниками. Этому во многом могут способствовать различные формы и методы формирования коммуникативных компетенций подростков.

 

Список литературы:
1. Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 774-778.
2. Панфилова А.П. Коммуникации в образовательной деятельности/ А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2016. – 142 с.
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых компетенций / А.В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». – 2016. – №12 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2018/09/18. htm.