ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
Конференция: CCLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF CIVIC IDENTITY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH ANALYSIS OF PICTURES
Victoria Surova
Student, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Аннотация. В статье рассматриваются проблема формирования основ гражданской идентичности у младших школьников и возможности использования живописных произведений – картин как средства её формирования.
Abstract. The article discusses the problem of forming the foundations of civic identity among junior schoolchildren and the possibility of using works of art - paintings as a means of its formation.
Ключевые слова: гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности.
Keywords: civic identity, formation of civic identity.
В одной из своих работ известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства» [9]. Очевидно, что В.А. Сухомлинский указывает на возможность и необходимость формирования у детей младшего школьного возраста основ гражданской идентичности.
В нашем исследовании гражданская идентичность рассматривается как комплекс представлений ребёнка о себе как гражданине России, на котором базируется чувство сопричастности с народом и гордости за свою страну, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. И представления, и отношение к Родине, её культуре, социуму, самому себе как гражданину целенаправленно формируется в начальной школе в условиях учебно-познавательной деятельности.
Проблема формирования основ гражданской идентичности всегда волновала государственных деятелей, философов, социологов, педагогов, просветителей. Вопросы воспитания подрастающего поколения с учётом алфавита родной культуры, гражданского становления личности, патриотизма появляются в самые разные периоды развития нашего государства. Особый интерес представляют труды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой и др. На современном этапе формирование основ гражданской идентичности рассматривается в исследованиях Л.В. Савиновой, О.В. Макаровой, И.Ф. Поляковой, Л.В. Кузнецовой, Е.Е. Вяземского, Н.Ю. Синягиной и мн. др. Данная тема интересует также практикующих педагогов и студентов-будущих учителей начальных классов.
Проблема воспитания подрастающего поколения интересно раскрыта в трудах учёных. так, в XVIII в. Н.М. Карамзин и М.В. Ломоносов представили её в аспекте воспитания «природных россиян», Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев – «верных сынов отечества», И.И. Бецкой – «достойных просвещённых добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству» [7].
М.В. Ломоносов о воспитании «детей более нежного возраста» (а содержание его трудов позволяет сделать заключение о том, что речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста в современной периодизации) писал, что детский «разум повинен внимать и наблюдать славу целого отечества…» [4, с. 172]. Учёный указал на устойчивость детских привычек и навыков: «…кто к чему привык, от того отвратить трудно» [5, с. 168]. Педагогам – риторам – Ломоносов настоятельно рекомендовал изучить процесс воспитания: «высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих», чтобы понять, чего ожидать и требовать от каждого своего воспитанника [5, с. 167].
В работах К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова и др. раскрыто иное направление формирования гражданской идентичности – в условиях специально организованного обучения в «низших классах». Такое обучение непременно должно быть связано с укоренением ребёнка с родной средой и социумом, а значит происходить посредством формирования у него идентичностных качеств и характеристик. Так в работах К.Д. Ушинского убедительно доказывается, что знаниями о Родине младший школьник должен владеть и как человек, и как гражданин; при этом знания эти должны быть наполненными любовью к ней. Константин Дмитриевич успешность такого воспитания связывал с ранним обучением. Он указал, что знания о культуре родины в азбучной форме «ложатся в душу дитяти прежде всех и в основу всем», а их приобретение должно быть независимым от других [12, с. 363].
Идеи К.Д. Ушинского нашли своё методическое воплощение в специальных учебных пособиях «Детский мир и Хрестоматия» и «Родное слово». Данные пособия не теряют актуальности и сегодня. На наш взгляд, духовная цена пособий Константина Дмитриевича высока, но в ней отсутствует одна из важных составляющих детской литературы – живописная книжная графика. Для современных детей картинки в книгах – непременное условие для восприятия.
В отношении гражданской идентичности интересным является советский период. В самом его начале по образцам книг для детей К.Д. Ушинского была создана хрестоматия «Красная зорька» П.П. Блонского. Содержание «Хрестоматии» отражало дух того времени. У учащихся целенаправленно формировались представления о социалистической жизни и отношениях между разными классами как равными (рабочий класс, крестьянство). При этом содержание обучения приобретало ярко выраженный идеологический характер. Формирование у детей социалистического мировоззрения рассматривалось как государственная задача.
Иная точка зрения на воспитание гражданской идентичности представлена в трудах В.А. Сухомлинского. На наш взгляд, в ней отразился опыт советской школы середины XX века. Василий Александрович призывал так воспитывать сынов и дочерей, чтобы они искренне и глубоко любили Родину, понимали и принимали ценность идеологии Отечества, истории и культуры нашего народа [10, с. 13]. Формирование гражданской идентичности, по мысли учёного, необходимо строить на «изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей» и на развитии «стремления, жажды стать настоящим патриотом, настоящим борцом» – «тот, кто живёт в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества» [10, с. 13]. Данная идея воспринята нами как одна из основополагающих для разработки проблемы формирования основ гражданской идентичности на основе произведений живописи, поскольку именно они способны ещё современного школьника (не читающего, мало размышляющего, стремительно утрачивающего любопытство и жаждущего зрительного восприятия) изумить и удивить.
В задачи нашего исследования не входил исчерпывающий ретроспективный анализ теоретической базы темы исследования, мы опирались на наиболее значимые для нас научные труды.
Анализ современной педагогической литературы по формированию основ гражданской идентичности младших школьников позволяет говорить о повышенном интересе к проблеме становления гражданской идентичности, что свидетельствует об актуальности данной проблемы. Однако, следует отметить, что большинство исследователей, занимающихся проблемой гражданского воспитания, рассматривают особенности её формирования в подростковом и юношеском возрасте, а особенности младшего школьного возраста пока остаются малоизученными.
В современной российской школе формирование гражданской идентичности у младших школьников является обязательной составляющей воспитательного процесса. Начальному звену общеобразовательной школы отводится немаловажное значение в гражданском воспитании. Именно в этом возрасте происходит становление личности ребенка, его интеллектуальное и творческое развитие, формируются основы нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности личности. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) «формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности» определяет в качестве одного из личностных результатов освоения обучающимися программ начального общего образования [13, с.31].
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации российская гражданская идентичность признается высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания» [3, с. 3]. Авторы концепции утверждают, что способствовать формированию личности с российской гражданской идентичностью можно только в том случае, когда ребенок испытывает гордость за свою страну, чувствует себя сопричастным к истории и будущему своей семьи, народа и Родины. Образовательная организация, как социальный институт, играет ключевую роль в формировании у младшего школьника основ гражданской идентичности.
Анализ практической работы школы, отдельных классов в ходе практики позволил выяснить, что работа по становлению основ гражданской идентичности в общеобразовательных организациях часто носит эпизодический и отчетно-показательный характер. Это происходит, потому что педагоги в недостаточной мере осознают содержание данного феномена и, в связи с этим, прилагая огромное количество усилий для гражданского воспитания младшего школьника, не всегда добиваются нужного результата.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью становления российской гражданской идентичности школьников и недостаточной методической подготовкой педагогов для эффективной работы в этом направлении. Важно развивать осознанность педагогов относительно значения формирования гражданской идентичности обучающихся и обеспечивать их необходимыми методическими материалами.
Как показывает практика, учителя начальных классов обладают опытом в области гражданского и патриотического воспитания, вместе с тем он плохо дифференцирован и не всегда соответствует современным запросам. В основном в качестве средства для формирования основ гражданской идентичности учителя используют литературные произведения, в которых раскрываются представления о прошлом своей Родины, её традициях, достопримечательностях, известных людях и т.д. Работа с литературными произведениями и их анализ требуют развитого образного, словесно-логического мышления. А у современных школьников они развиты слабо – в начальной школе действия учителя направлены не только на освоение знаний учениками, но и на развитие различных видов мышления. Заметим, что, у современных детей довольно-таки высок интерес к иллюстративному материалу.
Мы предположили, что живопись может стать средством формирования у младших школьников основ гражданской идентичности.
Произведения живописи один из возможных инструментов воспитания и формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения. Картины, отражающие быт, традиции, историю, природу России несут в себе культурный код, опираясь на который дети формируют в своём опыте соответствующие представления о прошедших событиях. Для того, чтобы младшему школьнику понять сюжет картины, ему придётся «проникнуть» в глубину картинного пространства, рассмотреть каждый фрагмент, каждого персонажа, его действие (если они есть), соотнести между собой все части картины в единое цело, установив взаимосвязи, подметив особенности. Напряженная, но интересная умственная деятельность идёт в сознании ученика – он делает для себя открытия. Рассматривание картины с помощью лупы, рамок, с использованием других вспомогательных инструментов (по. Н.А. Чураковой) позволит ученикам освоить всё перечисленное.
Для нашего исследования важно понять, включены ли произведения живописи о нашей Родине в содержание начального общего образования. В связи с этим нами был проведён анализ содержания программ и учебников для начальной школы. В ходе поиска обнаружилось, что иллюстрации и картины, раскрывающие гражданские качества россиянина практически отсутствуют в содержании. И учителя не используют в практике обучения иллюстративный материал данного содержания. Такое положение дел несомненно требует коррекции.
Поскольку мы планируем формировать у младших школьников гражданскую идентичность, то следует разобраться, что это значит.
Вслед за В.С. Безруковой, термин «формирование» рассматривается нами как сознательное управление процессом обучения и воспитания, основанное на применении «совокупности способов воздействия на личность учащегося с целью создания у него системы определённых ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти» [1, с. 823].
Опираясь на трактовки понятий (термин «гражданская идентичность» представлен нами в начале статьи), считаем, что формирование у младших школьников основ гражданской идентичности следует рассматривать как педагогический процесс управления его учебно-познавательной деятельностью через применение методических способов воздействия на личность ученика для содействия конструированию ребёнком собственной системы знаний о принадлежности к данной социальной общности (когнитивный компонент); принятия и анализа явлений общественной жизни, принятия и уважения правовых основ государства и общества (эмоционально-ценностный компонент), опора на родиноведческие представления в ходе осуществления поведенческих актов (поведенческий компонент).
Когнитивный компонент рассматривается нами как приобретение младшими школьниками представлений об устройстве общества, людях, общественных нормах, формах поведения, самом себе как гражданине и т.д. Когнитивный компонент (по сравнению с другими) лучше других освещён в содержании учебных программ, лучше преподносится учителями. Иное дело эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.
Эмоционально-ценностный компонент рассматривается нами как эмоциональное проживание-переживание учеником содержания событий, своего отношения к ним. В работах С.Л. Рубинштейна познавательная деятельность ребёнка связывается с напряжённой эмоциональностью [8, с. 160]; при этом нужно иметь ввиду, что эмоциональная сфера младших школьников находятся в стадии развития. Так, А.А. Люблинская обращала внимание педагогов на тот факт, что ученики усваивают только то, что представляет для них интерес [6]. Поэтому для формирования основ гражданской идентичности необходимо опираться на чувства и эмоции младших школьников, их интересы. Отсюда: для того, чтобы живописные произведения стали эффективным средством формирования основ гражданской идентичности, при работе с ними необходимо вызвать у учеников эмоциональный отклик на содержание картин, что позволит им не только погрузиться в происходящее, но и осмысливать, и осознанно конструировать свои образы родного социума, понять своё место в нём.
Рассматривание картин – дело не простое, но очень увлекательное, если им управляет подготовленный учитель. Мы разработали ряд принципиальных положений, которые, на наш взгляд, обеспечат успех не только в постижении учеником содержания картины, но и принятии её идеи, замысла, понятии её смысла как личное ценностное знание о родине и о себе.
Выводы: 1. Работу с картиной желательно начинать с анализа учениками своих впечатлений и эмоций, вызванных содержанием – это, как правило, вызывает у учеников интерес и желание «заглянуть» в картину.
- Выбор живописных произведений необходимо связывать с имеющимся жизненным опытом ученика. Это позволяет ученику легче погрузиться в пространство картины и свободнее исследовать её сюжетную часть.
- Разглядывание картин необходимо нацеливать посредством использования специальных заданий, которые позволят детям обратить внимание на детали, не подмеченные детьми при первичном восприятии.
- Особый интерес для младших школьников представляют различные истории о событиях и приключениях. У каждой картины есть своя «тихая жизнь», а рассказ учителя о ней вызывает у учеников интерес, опирающийся на эмоции.
- Дети мало говорят, но усваивают информацию через звучащее слово, поэтому целесообразно предлагать детям придумывать сюжетные истории по картинам и выразительно рассказывать их.
Полученные нами теоретические данные требуют методической доработки и проверки в ходе эмпирического эксперимента. О результатах проведённой работы мы расскажем в следующей статье.