Статья:

Формирование представлений о гуманности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с русским фольклором

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мисюлина Д.А. Формирование представлений о гуманности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с русским фольклором // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование представлений о гуманности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с русским фольклором

Мисюлина Дарья Андреевна
магистрант РГУ имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань
Демидова Светлана Борисовна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, РГУ имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования представлений о гуманности, рассматривает особенности формирования гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду. Рассматриваются условия, способствующие проявлению детьми гуманного отношения к окружающим в различных видах деятельности и общения. Показаны пути формирования на этой основе нравственно ценных качеств личности. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания гуманных чувств и отношений у детей. При ознакомлении с фольклором у детей формируется эмоционально положительная основа для развития  духовно-нравственных чувств  и отношений.

 

Ключевые слова: Гуманные чувства, нравственное воспитание, фольклор, эмпатия, дошкольный возраст.

 

Старший дошкольный возраст – это важный этап начала становления личности. В этот период формируются первичные представления о дружбе, отзывчивости, сочувствии, доверии, взаимоотношениях людей. К этому возрасту уже достаточно ясно прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его  нравственного развития.

Воспитанию нравственных чувств у детей в истории древней (Аристотель, Конфуций, Платон, Сократ и др.), русской (А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежной  (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Т. Мор, Р. Оуэн, Ж.Ж. Руссо и др.) педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечалось, что дети  рано начинают чувствовать доброту  и справедливость  со стороны взрослых и сверстников, а также остро реагируют на  разные проявления недоброжелательности к ним.[2]

Воспитание гуманных чувств и отношений  - это необходимая основа, без которой  нельзя сформировать более сложные черты личности ребенка,  его моральные качества, представления о жизни и его отношения к ней.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания детей является одной из особо значимых. Это связано с тем, что в современном обществе часто встречаются такие  явления, как черствость людей, равнодушие, безучастность, отстраненность, отсутствие заботы и внимания к окружающим, безразличие и нетерпимое отношение друг к другу. Выдающиеся советские педагоги  Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. [1]

Гуманные чувства и отношения у дошкольника формируются в первую очередь на базе чувства эмпатии – умения представить себя на месте другого человека, сопереживать, осознавать чувства и эмоции, которые испытывают другие люди.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о гуманности – сложный процесс. Он предполагает, в первую очередь, формирование у них понимания гуманных отношений, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования представлений  об этих взаимоотношениях должна базироваться на доступных, понятных, конкретных и ярких примерах из жизни детей или литературных произведений, должна содержать в себе проблемные ситуации и игры, помогающие развитию осознанности гуманных отношений. При этом немаловажно, чтобы воспитатель развивал у детей способность создавать причинно-следственные связи между своим поведением и тем, как оно влияет на других. Осознание детьми причин поступков способствует формированию представлений и пониманию гуманных взаимоотношений и, следовательно, нравственному воспитанию дошкольников.

Реализация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости не только от представлений о гуманных отношениях между детьми, но и от их способности эмоционально реагировать на разного рода события: радоваться, сочувствие, сопереживать, возмущаться, злиться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам других людей и к собственным проявляется у детей в том случае, если для них становится понятным смысл совершаемых поступков, когда дети наблюдают определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного взаимодействия друг с другом.

Отзывчивость, внимание, сочувствие, добродушие, готовность прийти на помощь другому человеку – ценнейшие качества человека, как личности, воспитанной в духе идей гуманизма. Развитие этих качеств характеризует моральный облик человека.

По данным психологических и педагогических исследований, большую роль в практической и познавательной деятельности детей играют их чувства. Были выдвинуты положения о том, что чувства детей не остаются неизменными и для развития гуманных чувств и отношений важное значение имеет старший дошкольный возраст. У старших дошкольников начинают формироваться сложные чувства – справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей и т.д. Позже эти чувства вырастают в более глубокие чувства – патриотизма, гражданственность, интернационализм.

Для формирования гуманных чувств у детей, для их правильного развития огромной значимостью обладает воспитание эмоционально-положительного состояния ко всему, что окружает ребенка. Это основа доброжелательного отношения к людям, готовность прийти на помощь, поддержать, вступить в диалог. [2]

На формирование у дошкольников представлений о гуманности и о морали оказывают влияние одновременно детский сад, окружающий ребенка мир и семья. Стоить отметить, что это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Бывают случаи, когда это влияние может быть довольно противоречивым. Эти противоречия рождают в ребенке раздражение, неудовлетворение, непонимание, а иногда и хитрость. В результате этого, у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как строить свои взаимоотношения с людьми, как правильно поступить в той или иной ситуации.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С каждым годом дети становятся все более наблюдательными, более объективными и справедливыми, точными в оценке поведения и действий окружающих.  В старшем дошкольном возрасте дети уже способны к дифференциации и обобщению этических представлений.  Поэтому, работа воспитателя по формированию у детей гуманных чувств и отношений к людям, ко всему живому должна быть систематической и целенаправленной. При этом не следует забывать о понятности и доступности сообщаемых ребенку сведений.

Формирование у детей этических представлений в большинстве случаев определяет развитие их чувств и поведения. Неверные представления о доброте, честности, отзывчивости, справедливости, дружбе становятся причиной конфликтов между ребятами. Поэтому воспитатель должен в первую очередь узнать, что дети знают о нормах  взаимоотношений между людьми, какой именно смысл вкладывают они в понятия («дружба», «доброта» и др.), понимают ли дети понятия злости, жестокости, лживости.

Русский фольклор является богатейшим источником  познавательного, духовного, эстетического и нравственного развития. В  устном народном творчестве отразились черты характера, присущие нравственные ценности — представления о доброте, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т.д. Фольклор многообразен, он состоит из множества жанров: колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, считалочки, загадки, сказки, народные игры и др.

Большое внимание стоит уделить русской  народной сказке, помогающей ребенку научиться различать хорошее и плохое, добро и зло. Данный вид народного фольклора способствует расширению кругозора детей, развитию речи, творческого мышления, воображения, а также таких качеств, как: доброта, трудолюбие, справедливость, сострадание и др.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ней всегда есть жизненный урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка» учит детей помогать друг другу, сплоченности, трудолюбию, а «Коза и семеро козлят» предостерегает: слушайтесь родителей; открывая дверь незнакомым людям, можно попасть в беду.

С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить сюжетно-ролевые игры по мотивам народных сказок, помочь детям ощутить себя волшебными героями, пережить захватывающие приключения и найти выход их сложных ситуаций. Это способствует формированию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытию творческих способностей детей. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. [3]

Формируя у детей представления о гуманности, на занятиях  можно учить детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботу, внимание.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста также используются такие малые формы фольклора, как пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. С помощью них мы можем привить ребятам нравственные нормы поведения. Своей предельной точностью, меткостью и лаконичностью они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства: мораль и поучающий, нравоучительный смысл, заключенные в них хорошо воспринимается и усваивается детьми. Пословицы и поговорки могут использоваться во всех процессах воспитательной работы: во время трудовой деятельности (Дело мастера боится), собираясь на прогулку (Семеро одного не ждут) и др. Дети быстро запоминают и пословицы, и поговорки, и применяют их в повседневной жизни. [4]   Русские народные игры - это неотъемлемая часть духовно - нравственного воспитания дошкольников.  Важная особенность народных игр заключается в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретению гармонии с природой и окружающим его миром. У детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного народа, создается эмоционально положительная основа для развития  духовно-нравственных чувств, сплоченность и слаженность коллектива.

С целью развития коллективистских чувств у детей можно использовать народные хороводные игры, в которых дети будут дружно выполнять действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие. 

Таким образом, воспитательные возможности для формирования гуманных основ у старших дошкольников посредством знакомства с русским народным фольклором безграничны. Участие детей в народных играх, работа со сказками, а также с малыми формами русского народного фольклора, помогают им найти общий язык, облегчают сближение друг с другом, формирует навыки этического поведения в обществе. Немаловажное значение в формировании основ гуманности играет и правильный подбор литературы и материалов для занятий.

 

Список литературы:
1. Р.С.Буре, Г.Н.Година «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» - М.: Просвящение, 1989.- 4-12 с.
2. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан «Русский фольклор» - М.: Флинта. 2003.- 10-15 с. 
3. В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова «Нравственное воспитание в детском саду» М.: Просвящение, 1986.- 9-10 с.
4. Т.П.Трясорукова «Пословицы и поговорки для детского сада» - Ростов н/Д: Феникс, 2018 – 62 с.