Формирование представлений о гуманности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с русским фольклором
Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование представлений о гуманности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с русским фольклором
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования представлений о гуманности, рассматривает особенности формирования гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду. Рассматриваются условия, способствующие проявлению детьми гуманного отношения к окружающим в различных видах деятельности и общения. Показаны пути формирования на этой основе нравственно ценных качеств личности. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания гуманных чувств и отношений у детей. При ознакомлении с фольклором у детей формируется эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств и отношений.
Ключевые слова: Гуманные чувства, нравственное воспитание, фольклор, эмпатия, дошкольный возраст.
Старший дошкольный возраст – это важный этап начала становления личности. В этот период формируются первичные представления о дружбе, отзывчивости, сочувствии, доверии, взаимоотношениях людей. К этому возрасту уже достаточно ясно прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
Воспитанию нравственных чувств у детей в истории древней (Аристотель, Конфуций, Платон, Сократ и др.), русской (А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежной (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Т. Мор, Р. Оуэн, Ж.Ж. Руссо и др.) педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечалось, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и сверстников, а также остро реагируют на разные проявления недоброжелательности к ним.[2]
Воспитание гуманных чувств и отношений - это необходимая основа, без которой нельзя сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о жизни и его отношения к ней.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания детей является одной из особо значимых. Это связано с тем, что в современном обществе часто встречаются такие явления, как черствость людей, равнодушие, безучастность, отстраненность, отсутствие заботы и внимания к окружающим, безразличие и нетерпимое отношение друг к другу. Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. [1]
Гуманные чувства и отношения у дошкольника формируются в первую очередь на базе чувства эмпатии – умения представить себя на месте другого человека, сопереживать, осознавать чувства и эмоции, которые испытывают другие люди.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о гуманности – сложный процесс. Он предполагает, в первую очередь, формирование у них понимания гуманных отношений, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования представлений об этих взаимоотношениях должна базироваться на доступных, понятных, конкретных и ярких примерах из жизни детей или литературных произведений, должна содержать в себе проблемные ситуации и игры, помогающие развитию осознанности гуманных отношений. При этом немаловажно, чтобы воспитатель развивал у детей способность создавать причинно-следственные связи между своим поведением и тем, как оно влияет на других. Осознание детьми причин поступков способствует формированию представлений и пониманию гуманных взаимоотношений и, следовательно, нравственному воспитанию дошкольников.
Реализация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости не только от представлений о гуманных отношениях между детьми, но и от их способности эмоционально реагировать на разного рода события: радоваться, сочувствие, сопереживать, возмущаться, злиться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам других людей и к собственным проявляется у детей в том случае, если для них становится понятным смысл совершаемых поступков, когда дети наблюдают определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного взаимодействия друг с другом.
Отзывчивость, внимание, сочувствие, добродушие, готовность прийти на помощь другому человеку – ценнейшие качества человека, как личности, воспитанной в духе идей гуманизма. Развитие этих качеств характеризует моральный облик человека.
По данным психологических и педагогических исследований, большую роль в практической и познавательной деятельности детей играют их чувства. Были выдвинуты положения о том, что чувства детей не остаются неизменными и для развития гуманных чувств и отношений важное значение имеет старший дошкольный возраст. У старших дошкольников начинают формироваться сложные чувства – справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей и т.д. Позже эти чувства вырастают в более глубокие чувства – патриотизма, гражданственность, интернационализм.
Для формирования гуманных чувств у детей, для их правильного развития огромной значимостью обладает воспитание эмоционально-положительного состояния ко всему, что окружает ребенка. Это основа доброжелательного отношения к людям, готовность прийти на помощь, поддержать, вступить в диалог. [2]
На формирование у дошкольников представлений о гуманности и о морали оказывают влияние одновременно детский сад, окружающий ребенка мир и семья. Стоить отметить, что это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Бывают случаи, когда это влияние может быть довольно противоречивым. Эти противоречия рождают в ребенке раздражение, неудовлетворение, непонимание, а иногда и хитрость. В результате этого, у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как строить свои взаимоотношения с людьми, как правильно поступить в той или иной ситуации.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С каждым годом дети становятся все более наблюдательными, более объективными и справедливыми, точными в оценке поведения и действий окружающих. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому, работа воспитателя по формированию у детей гуманных чувств и отношений к людям, ко всему живому должна быть систематической и целенаправленной. При этом не следует забывать о понятности и доступности сообщаемых ребенку сведений.
Формирование у детей этических представлений в большинстве случаев определяет развитие их чувств и поведения. Неверные представления о доброте, честности, отзывчивости, справедливости, дружбе становятся причиной конфликтов между ребятами. Поэтому воспитатель должен в первую очередь узнать, что дети знают о нормах взаимоотношений между людьми, какой именно смысл вкладывают они в понятия («дружба», «доброта» и др.), понимают ли дети понятия злости, жестокости, лживости.
Русский фольклор является богатейшим источником познавательного, духовного, эстетического и нравственного развития. В устном народном творчестве отразились черты характера, присущие нравственные ценности — представления о доброте, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т.д. Фольклор многообразен, он состоит из множества жанров: колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, считалочки, загадки, сказки, народные игры и др.
Большое внимание стоит уделить русской народной сказке, помогающей ребенку научиться различать хорошее и плохое, добро и зло. Данный вид народного фольклора способствует расширению кругозора детей, развитию речи, творческого мышления, воображения, а также таких качеств, как: доброта, трудолюбие, справедливость, сострадание и др.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ней всегда есть жизненный урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка» учит детей помогать друг другу, сплоченности, трудолюбию, а «Коза и семеро козлят» предостерегает: слушайтесь родителей; открывая дверь незнакомым людям, можно попасть в беду.
С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить сюжетно-ролевые игры по мотивам народных сказок, помочь детям ощутить себя волшебными героями, пережить захватывающие приключения и найти выход их сложных ситуаций. Это способствует формированию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытию творческих способностей детей. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. [3]
Формируя у детей представления о гуманности, на занятиях можно учить детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботу, внимание.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста также используются такие малые формы фольклора, как пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. С помощью них мы можем привить ребятам нравственные нормы поведения. Своей предельной точностью, меткостью и лаконичностью они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства: мораль и поучающий, нравоучительный смысл, заключенные в них хорошо воспринимается и усваивается детьми. Пословицы и поговорки могут использоваться во всех процессах воспитательной работы: во время трудовой деятельности (Дело мастера боится), собираясь на прогулку (Семеро одного не ждут) и др. Дети быстро запоминают и пословицы, и поговорки, и применяют их в повседневной жизни. [4] Русские народные игры - это неотъемлемая часть духовно - нравственного воспитания дошкольников. Важная особенность народных игр заключается в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретению гармонии с природой и окружающим его миром. У детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного народа, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств, сплоченность и слаженность коллектива.
С целью развития коллективистских чувств у детей можно использовать народные хороводные игры, в которых дети будут дружно выполнять действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие.
Таким образом, воспитательные возможности для формирования гуманных основ у старших дошкольников посредством знакомства с русским народным фольклором безграничны. Участие детей в народных играх, работа со сказками, а также с малыми формами русского народного фольклора, помогают им найти общий язык, облегчают сближение друг с другом, формирует навыки этического поведения в обществе. Немаловажное значение в формировании основ гуманности играет и правильный подбор литературы и материалов для занятий.