Статья:

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Конференция: CXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мингулова Г.М., Мусина Э.М. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(148). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(148).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Мингулова Гульнара Маратовна
студент, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Мусина Эндже Маратовна
студент, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Самсонова Екатерина Владимировна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Интерес к мотивационному аспекту изучения иностранного языка значительно возрос в последние годы по всем дисциплинам, так или иначе связанным с языком - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, методиках обучения иностранным языкам в школе, психолингвистике. Чтобы адекватно адаптироваться к современной ситуации, когда Европа становится единым многонациональным, многокультурным и многоязычным целым, представители общества на всех его уровнях должны осознавать важность изучения иностранных языков, поскольку изучение языка - это способ развития толерантности, способности сотрудничать, достижение взаимопонимания между народами, уважение к человеку независимо от его расовой, национальной, религиозной или политической принадлежности. Молодые люди должны более активно заниматься иностранными языками, так как процесс овладения языком способствует развитию и саморазвитию человека, поддерживает на высоком уровне самооценку, разнообразит досуг и увеличивает шансы выпускников на работу.  Однако проблема развития и поддержания мотивации к изучению иностранного языка на промежуточном этапе обучения остается достаточно острой, что связано с особенностями умственного развития студентов на промежуточном этапе; поэтому проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии, методике обучения иностранным языкам в настоящее время уделяется большое внимание.

Отечественными психологами и методистами проведены многочисленные исследования мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. В ходе исследования отношения школьников к учебе Л.И. Божович установил, что одним из важнейших моментов, раскрывающих ментальную сущность этой взаимосвязи, является совокупность причин, определяющих учебную деятельность школьников, поэтому «проблема формирования устойчивости личности - это, прежде всего, проблема формирование мотивов поведения, имеющих социальное происхождение и моральное содержание », под мотивом автор понимает внутреннюю позицию личности: "При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться".

Современные исследования доказывают, что уроки иностранного языка на средней ступени обучения имеют определенную специфику, которая вытекает из возрастных особенностей учащихся, задач, стоящих перед этим периодом, из содержания и психолого-педагогического факта начала обучения в этот период. Средняя школа как средняя школа, с одной стороны, сохраняет характеристики начальной школы (особенно в 5 классе), а с другой стороны, представляет собой новый этап в развитии навыков и умений учащихся в иностранном языке. Перейдем к рассмотрению возрастных характеристик учащихся средней школы.

И. Ковалев называет постоянный интерес студентов к определенному предмету первой чертой студентов среднего звена: "Интерес к определённому предмету не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнаёт школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает". Кроме того, автор указывает на негативные последствия общей тенденции снижения мотивации к обучению на промежуточном этапе: «Повышение интереса к предмету происходит у многих подростков на фоне общего снижения мотивации к обучению и аморфности заданий. Эти ученики меняют мотивацию посещения школы - не потому, что они этого хотят, а потому, что им это нужно. Это приводит к формализму в усвоении знаний: уроки преподаются не для того, чтобы знать, а для получения оценок. В этой связи можно отметить, что на промежуточном этапе обучения у студентов наблюдается снижение мотивации к изучению иностранного языка, что может вызвать определенные трудности в плане организации учебного процесса.

Современный подросток по единодушному мнению всех психологов и педагогов - это личность. Так что Э. Пассов выделяет четыре основные черты ученика средней школы, которые характеризуют его как полноценного человека: «Во-первых, чувство «взрослости», стремление к равенству в отношениях со взрослыми. Во-вторых, влияние его отношений со взрослыми и сверстниками на успех подростка, что увеличивает важность мнения одноклассников по сравнению с мнением учителя. В-третьих, желание заявить о себе в коллективе любыми средствами, порой не очень достойными. В-четвертых, повышение самосознания: ребенок начинает задумываться над вопросом: «Что я?» Эти характеристики имеют решающее влияние на контекст деятельности ребенка пятого класса, на его личный опыт, на его интересы и желания, на его эмоции, на его видение мира, на его статус в коллективе. Э. Пассов считает, что «возраст четвероклассников - это качественно иной этап развития; именно с четвертого класса начинается самая юная юность, которую необходимо учитывать при подборе учебных материалов, при выборе методов работы, упражнений и когда организация обучения ».

Освоение иностранного языка в школе предполагает интенсивную активность со стороны ученика. Одним из факторов обеспечения успеваемости учащихся является соответствующая мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, в первую очередь необходимо выделить постоянно поддерживаемый интерес студентов к самому процессу овладения иностранным языком, его эффективность, а также использование различных методов обучения. потребности студентов среднего уровня в новизне предмета и разнообразии выполняемых упражнений.  Использование различных методов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, а также поддержанию интереса и активности учащихся. Рассмотрим некоторые методы развития мотивации к изучению иностранного языка в старшей школе.

Использование ролевых игр открывает широкие возможности для улучшения учебного процесса. О.А. Колесникова отмечает, что «ролевая игра - это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, она создает условия для реального общения, поэтому эффективность обучения здесь во многом обусловлена ​​взрывом мотивации, повышенным интересом к предмету. Кроме того, автор подробно описывает положительные моменты, связанные с использованием на уроке ролевых игр. В отличие от диалога или искусства, которые учит говорить, ролевая игра отвечает на вопросы, почему (мотив) и почему (цель) нужно что-то сказать. «Таким образом, в центре внимания учащихся становится содержание беседы, что помогает учащимся ясно видеть, что язык может использоваться как средство общения, и, следовательно, ролевая игра способствует развитию коммуникативных компетенций учащихся. необходимые коммуникативные навыки на иностранном языке. Кроме того, автор отмечает, что «игра активизирует желание детей контактировать друг с другом и учителем, создает условия для равноправия в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; игра позволяет застенчивым, неуверенным ученикам говорить и таким образом преодолевать барьер неуверенности », тем самым внося определенный вклад в формирование образовательного сотрудничества и партнерства на уроке.

Т. В. Семёнова также отмечает значительные дидактические способности ролевых игр: «Ролевая игра может считаться наиболее точной моделью общения, поскольку она имитирует реальность в ее наиболее существенных характеристиках и в ней, как и в жизни, являются речь и поведение. не словесные партнеры переплетаются". Автор выделяет следующие преимущества использования ролевых игр на уроке:

1) ролевая игра помогает расширить ассоциативную базу в усвоении лингвистического материала, потому что образовательная ситуация строится по типу театрального представления, которое включает в себя описание ситуации, характер персонажей и отношения между ними. За каждым комментарием следует сегмент смоделированной реальности.

2) ролевая игра имеет большие возможности мотивационного плана.

3) Ролевые игры имеют образовательную ценность, поскольку само трансформация во время игры способствует расширению психологического досягаемости и понимания других людей.

4) Ролевая игра предполагает усиление личного участия во всем, что происходит. Однако ученик входит в ситуацию не через свое собственное «я», а через «я» соответствующей роли и проявляет большой интерес к персонажу, которого он играет. О.А. Колесникова также указывает на положительное влияние игр на формирование познавательных интересов студентов, на осознанное овладение иностранным языком: «Драма учит нас чутко относиться к социальному использованию иностранного языка. (Интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, принять во внимание уже известную информацию (о ситуации, опыте) и выбрать языковые средства, которые будут наиболее эффективными для общения» .

Таким образом, можно сделать вывод, что ролевая игра является перспективной формой обучения иностранному языку на среднем уровне, поскольку способствует созданию благоприятного климата на уроке, повышает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, дает возможность использовать существующие знания, опыт, коммуникативные навыки в разных ситуациях, поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса и позволяет поддерживать интерес учащихся не только на средней ступени, но и на старшей этап обучения.

Еще один действенный метод развития мотивации к изучению иностранного языка в вузе - технологический проект в области иностранного языка. Метод проекта уже нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении задачи, позволяя применять полученные знания на практике, генерируя новые идеи.

Технология дизайна обеспечивает развивающую ситуацию в самостоятельной работе студента и создает идеальные условия для продуктивной учебной деятельности за счет:

- ориентация на создание личного образовательного продукта;

- актуализация конструктивной и творческой самостоятельной учебной деятельности студента;

- реализация творческого потенциала студента как субъекта самостоятельной учебной деятельности;

- актуализация лично важных мотивов учебной деятельности;

- актуализация взаимодействия различных субъектов образовательной деятельности;

- интеграция междисциплинарных знаний;

- включение процесса усвоения изучаемого языка и культуры в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социокультурную деятельность;

- создание условий для формирования образовательной компетенции студента в области изучения иностранного языка и его развития как языковой личности.

Использование видео, пленок, мультфильмов и анимации также может повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка.

Это лишь некоторые из методов, используемых в современных школах для развития мотивации к изучению иностранного языка в младших классах средней школы.

Известно, что интеграция студентов в языковую среду, изучение предмета и овладение иностранными языками проходят по-разному, что может быть связано с рядом факторов, как объективных (трудности в овладении иностранным языком, ограниченные способности к общению, низкая концентрация внимания и т. д.) и субъективный (застенчивость, повышенная гордость, боязнь совершить ошибку, странно выглядеть в глазах одноклассников и т. д.) характер. Успешное начало изучения иностранного языка помогает создать сильную мотивацию к изучению иностранного языка в целом. Успех обучения и отношение учеников к предмету на средней ступени обучения во многом зависят от интереса и эмоций, которые учитель проявляет к урокам. Поэтому необходимо пробудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, используя различные приемы, чтобы стимулировать их эмоциональные реакции во время урока.

 

Список литературы:
1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.-С.4
2. Божович Л.И. Проблема формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: НПО "МОДЭК",1997.-349 с.
3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989.-№4.-с.15
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-М.:Просвещение,1988.-223 с.
5. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-2005.-№1.-С.16