Автоматизированная информационная система "Индивидульный план работы преподавателя"
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Автоматизированная информационная система "Индивидульный план работы преподавателя"
Во многих ВУЗах, колледжах и школах преподаватели до сих пор оформляют расписания, отчеты, журналы в рукописной форме, несмотря на то, что у компьютера перед бумагой есть очень много преимуществ, например: текст можно скопировать в два клика мышки, в то время как для копирования информации на бумаге необходима помощь специальных технических средств, не говоря уже о том, что потребуется дополнительная бумага. Для бумажного документа процесс исправления ошибок очень болезненный, т.к. он портит его вид, на компьютере же все пройдет быстро и без каких-либо потерь.
Одна из самых главных вещей при работе с документами – это передача информации, можно сделать это с помощью электронной почты, что позволит сэкономить время, но если говорить о бумажном варианте, то придется пересылать обычной почтой или передать это лично, в крайнем случае есть возможность использовать «голубиную почту». И самый последний пункт в пользу компьютера - это компактное размещение, т.е. без лишних затрат на бумагу, которая будет занимать большое пространство на столе, в ящике, а позже и в контейнерах для мусора.
Основная задача проекта - разработка автоматизированной системы расчета и анализа нагрузки преподавателей кафедры для оперативного анализа и корректировки информации. Основные функции системы: формирование нагрузки преподавателя и сохранение результатов, анализ сбалансированности нагрузки преподавателей, автоматизированная переиндексация академических групп, контроль вакантных предметов, формирование индивидуального плана преподавателя на базе рассчитанной нагрузки.
Можно отметить еще одно преимущество данной информационной системы - она является многопользовательской, т.е. есть возможность параллельно просматривать и изменять информацию несколькими пользователями.
Разработанный программный продукт может быть использован преподавателями кафедры - после заполнения персональных данных они могут вносить коррективы в свой индивидуальный план.
Также пользователем является заведующий кафедры. Именно он согласовывает готовый документ.
В 21 веке тотальной информатизации и автоматизации реализация данной информационной системы позволит сэкономить время, которое является одним из важнейших невосполнимых ресурсов в наше время.
Изучение предметной области и аналогов
Основные виды педагогической нагрузки преподавателя высшего учебного заведения:
- учебная (аудиторная и внеаудиторная);
- учебно-методическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-методическая.
Объем различных видов работ, выполняемых каждым преподавателем, устанавливается в зависимости от характера количества обучающихся, необходимости его участия в учебной, научной, методической и организационно-воспитательной работе, а также с учетом индивидуальных возможностей преподавателя в наиболее эффективном выполнении того или иного вида работ.
Рассмотрим аналоги программных продуктов, позволяющих автоматизировать представленные задачи.
«БИТ. Учёт нагрузки преподавателей» [1] позволит автоматизировать планирование и учет выполнения нагрузки профессорско-преподавательского состава: автоматизация составления и ведения академических и рабочих учебных планов с учетом обязательных и факультативных дисциплин, дисциплин по выбору, профильных дисциплин; планирование нагрузки по кафедрам в автоматическом и ручном режиме; распределение плановой нагрузки кафедры по преподавателям; гибкая настройка параметров расчета нагрузки в соответствии с требованиями вуза; учет фактически выполненной нагрузки профессорско-преподавательским составом с учетом расписания; предоставление актуальной отчетности.
АС «Нагрузка ВУЗа» [2]. Программа обеспечивает комплексный подход к формированию и распределению учебной нагрузки учреждений ВПО. Система рассчитана для работы в локальной сети и имеет три уровня доступа, которые определяют функционал, доступный пользователям.
Рассмотрев аналоги, пришли к выводу о необходимости разработки собственного плана т.к. большинство из данных аналогов оказались не очень удобны для использования.
Диаграмма вариантов использования
Процесс разработки системы производится с помощью USE CASE диаграммы. USE CASE описывают взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующих лиц, участвующих в процессе. На рисунке 1 изображена диаграмма вариантов использования.
Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования Проектирование Базы Данных
Все данные созданной информационной системы должны храниться в базе данных. Для этого было необходимо разработать базу данных со всей необходимой информацией для заполнения индивидуального плана. Данная база данных должна хранить в себе такую информацию как:
* ФИО преподавателя, его должность, ученое звание и степень;
* данные учебных работ со студентами и аспирантами, которые содержат в себе вид учебной работы, количество часов учебных занятий, разделенных на семестры;
* занятия по учебным дисциплинам содержат количество часов по видам учебной нагрузки, названия дисциплин и номера групп;
* учебно-методическую работа, которая содержит наименование работ, сроки исполнения, форму отчетности;
* научно-исследовательскую работу, которая содержит наименования работ, сроки исполнения, форму отчетности;
* организационно-методическую работу, содержащая наименование работ, сроки исполнения, форму отчетности;
* воспитательную работу, содержит наименование работ, сроки исполнения, форму отчетности;
* формы для заполнения повышения квалификации преподавателя, объяснение причин невыполнения отдельных видов работ индивидуального плана.
Концептуальная модель БД представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Концептуальная модель БД