ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Основным преимуществом профильного обучения является возможность учитывать интересы учащегося, его индивидуальные способности. К окончанию основного общего образования большинство учащихся определяется с будущей профессией, в связи с чем обучение в профильных классах на ступени среднего общего образования должно быть направлено на создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 66 ч. 4, организации образовательной деятельности начального общего, основного общего и среднего общего образования могут предусматривать углубленное изучение отдельных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программе профильного обучения [7]. Перед образовательной организацией стоит задача создания специализированной углубленной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения [3].
Идея профильного образования получила широкое распространение в российской образовательной практике. Согласно Концепции профильного обучения, на старшей ступени образования, профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса глубже учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для учащихся старших классов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [3].
Переход к профильному обучению обусловлен общественным запросом. Образование в старшей школе рассматривается как индивидуализированное, ориентированное на запросы каждого учащегося [4, c. 1]. Профессионально-педагогический опыт показывает, что более половины выпускников основной общей ступени образования стремится к изучению на базовом уровне основных общеобразовательных предметов и на углубленном – предметов, необходимых для поступления в вузы. К 15-16 годам у учащихся складывается ориентация на будущую сферу профессиональной деятельности, что позволяет определить им перечень предметов, необходимых для углубленного изучения [6, c. 1]. Основная идея профильного обучения в старших классах заключается в том, что образование на данной ступени обучения должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, что обеспечит успешную сдачу государственной итоговой аттестации и поступление в вуз.
Концепция профильного обучения предусматривает введение пяти возможных профилей: естественно-математический профиль с углубленным изучением математики, физики, химии, географии и биологии; социально-экономический – с углубленным изучением истории, экономики, права, социологии; социально-гуманитарный – с углубленным изучением русского языка, литературы, иностранного языка, истории и обществознания, искусства; технологический – с углубленным изучением информационных технологий, технологий сферы обслуживания; и универсальный профиль для образовательных организаций, не предусматривающих профильное обучение [3]. Следует отметить, что перечень возможных вариантов профильного обучения не ограничивается перечисленными выше. В зависимости от потребностей учащихся, возможностей общеобразовательных учреждений могут открываться профили более узкой специализации, например, исторический, медицинский, литературный и др. Особенность профильного обучения заключается в том, что профиль задает определенную сферу деятельности, соответствующую индивидуальным интересам учащегося, и не обязывает каждую без исключения школу открывать профильный класс [1, c. 4].
Общеобразовательное учреждение с профильными классами предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что позволяет обеспечить развитие гибкой системы профильного обучения [5, c. 2]. В соответствии с целями учебный план профильного класса включает в себя предметы, разделяющиеся на три основные группы: базовые общеобразовательные, профильные и элективные предметы [1, c. 5]. Базовые общеобразовательные предметы обязательны для изучения учащимися независимо от профиля подготовки. Профильные предметы – предметы, определяющие направленность обучения в профильном классе, как правило, имеющие повышенный уровень сложности, что способствует углубленному освоению материала учащимися. В профильном классе у учащихся есть возможность выбрать элективные курсы. Задачей элективных курсов является поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне [1, c. 5]. Занятия по выбранным элективным курсам обязательны для посещения учащимися. Освоение дополнительной программы позволяет учащимся расширить представления в определенной образовательной области или подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Следует отметить, что по элективным курсам единые общие экзамены не проводятся [6, c. 3].
За общеобразовательной организацией сохраняется право выбора сочетания базовых и профильных учебных предметов, составление собственного учебного плана с распределением учебной нагрузки. Ресурс времени на профильное обучение на средней ступени образования возникает в результате сокращения часов по общеобразовательным предметам, а также исключения предметов, несущих избыточную информацию и не ориентированную на интересы учащихся, например, к таким учебным предметам относятся «Технология», «ИЗО», «Музыка» и др. [6, c. 3].
Преимущества профильного обучения заключаются в том, что образовательный процесс ориентирован на поступление в вуз и позволяет учащимся больше времени уделять предметам, необходимым для сдачи государственной итоговой аттестации; в составе профиля действуют специализированные курсы углубленной подготовки по предметам, повышающие качество полученных знаний учащихся.
Процесс профильного образования в общеобразовательных организациях требует решения ряда проблем. Элективные курсы по профильным предметам требуют от учителей высокого уровня подготовки, помимо этого учителям необходимо больше внимания уделять методической составляющей профессиональной деятельности, т.к. профильное обучение предполагает не только углубленное освоение теоретического содержания предмета, но и развитие мышления и навыков самообразования учащихся [8, c. 7]. Образовательный процесс многогранен, и многое зависит от учителя и его стремления к самосовершенствованию, готовности к применению инновационных педагогических технологий и созданию творческой атмосферы.
Прежде чем перейти к осуществлению профильного обучения, общеобразовательной организации необходимо провести предварительный анализ: выявить, созданы ли все условия для полноценной работы по профильному обучению. Важна не только квалификация преподавательского состава, но и техническое оснащение учебных помещений, полное обеспечение учебно-методическими материалами [8, c. 7].
В соответствии с Концепцией профильного обучения, на старшей ступени общего образования планируется достижение учащимися следующих результатов:
- Качественное освоение программы выбранного профиля обучения.
- Освоение навыков научно-исследовательской работы.
- Развитие навыков выявления причинно-следственных связей.
- Формирование умения ориентироваться в информационном потоке.
- Развитие способностей к самообразованию [2, c. 5].
Таким образом, профильное обучение создает возможности получения образования в соответствии с запросами и возможностями учащихся, а также предоставляет преимущество выбора оптимальной сферы труда и дальнейшего жизненного пути.