Педагогическое творчество: проблемы развития на современном этапе
Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Педагогическое творчество: проблемы развития на современном этапе
PEDAGOGICAL CREATIVITY: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE
Valeria Bacheeva
student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk
Аннотация. В данной статье говорится о педагогическом творчестве, о проблемах его развития на современном этапе. Специфика педагогического творчества заключается прежде всего в том, что объектом и результатом его является создание человека. Особое место в характеристике черт современного художественного педагога занимает такое качество, как способность видеть проблему, и своевременно найти оптимальные пути решения этих проблем. А воображение являются важными источниками мышления человека.
Abstract. In this article it is spoken about pedagogical creativity, about problems of its development at the present stage. The specificity of pedagogical creativity lies primarily in the fact that the object and the result of it is the creation of man. A special place in the characteristics of the features of the modern art teacher is such a quality as the ability to see the problem, and in a timely manner to find the best ways to solve these problems. And imagination are important sources of human thinking.
Ключевые слова: творчество; педагог; ученик; искусство; современное творчество; пути решения проблемы.
Keywords: creativity; teacher; student; art; modern creativity; ways of solving the problem.
Искусство является высшим выражением творчества, результатом в разнообразии его форм, будь то живопись, музыка, танец и т.д.
Само искусство – синтез ремесла и творчества, и это естественно.
Хорошо, когда они гармонируют друг с другом.
Творчество - одно из самых сложных и загадочных явлений человеческой жизни.
Современная наука дает следующее определение творчествa: деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличается самобытностью, оригинальностью и социально-исторической уникальностью [2].
Академик В.А. Энгельгард писaл, что творчество в его первоисточнике является результатом врожденной физиологической потребности, «результатом некоего инстинкта, ощущаемого так же сильно, как потребность птицы петь и летать или желание рыбы плыть против течения бурной горной реки»[1].
В И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд особенностей, которые характеризуют его как целостный процесс:
-наличие противоречивости проблемной ситуации или творческого задания;
- социальная и личностная значимость и прогрессивность, которая способствует развитию общества и личности (антиобщественная деятельность даже в самой своей изобретательской форме - не творчество, а вопиющее варварство);
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата [1].
Специфика педагогического творчества заключается прежде всего в том, что объектом и результатом его является создание человека.
Это очень метко подметил известный русский учитель В.П. Вахтеров: «Если обучение - это искусство, то оно является высшим из всех искусств, потому что оно касается не мрамора, не льна и красок, а живых людей. И тогда школа является высшей художественной мастерской ... »[2].
К тому же перед учителем огромное число непредсказуемых факторов, влияющих на формирование личности.
Все это, с одной стороны, создает большие трудности в работе, но с другой стороны, - предоставляет ему большой простор для творческой деятельности.
Особое место в характеристике черт современного художественного педагога занимает такое качество, как способность видеть проблему, и своевременно найти оптимальные пути решения этих проблем.
А воображение и творческая фантазия являются важными источниками эвристического мышления человека [2].
Современного творческого учителя отличает стремление достичь наиболее эффективных результатов для конкретных условий, даже если условия труда неблагоприятные.
Учителя противоположные творчеству ищут причины неудач, прежде всего, в объективных трудностях, например, ленивые дети, дети, сложные семьи, перегруженные программы, нехватка материальных ресурсов и т.д.
Говоря о креативе, можно сказать, что многие считают его синонимом творчества.
Пытаясь разделить смысловое значение творчества и креатива, можно сделать вывод, что определение слова творчество - процесс создания чего-то нового, а креативность - непосредственно способность создавать нечто новое.
Но, можно рассматривать креативность, как составляющую часть творчества.
Творческие люди, со всеми трудностями, которые возникают на их пути, ищут причины, прежде всего в самих себя, в методах своей работы и начинают улучшать, модернизировать, развивать, решать все эти трудонсти и в конечном итоге достигают лучших результатов.
Успехи в педагогической деятельности сопровождаются только теми учителями, которые обладают общечеловеческими качествами и общей культурой личности [4].
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:
-уровень элементарного взаимодействия с классом: педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей; - уровень оптимизации деятельности в классе, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного преподавателю содержания, методов и форм обучения;
- эвристический, когда учитель использует творческие возможности живого общения со студентами;
- высочайший уровень творчества учителя, характеризующийся его полной автономией, использованием готовых приемов, но воплощающих личное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, характеристикам личности ученика и конкретный уровень развития класса [3].
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:
- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
- педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;
- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход [4].
Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой личности должно стать основной и, пожалуй, самой ключевой функцией обучения, а учет различий в темпах развития у учащихся главное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога.
В то же время самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, неформальному творческому сотрудничеству преподавателей воспитательной работы являются основные факторы, влияющие на профессиональный рост, умение и мастерство учителя [3].
Вывод: творчество учителя представляется как высшая форма педагогической деятельности по трансформации педагогической реальности, в центре которой находится ученик [4].
Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение чего-то нового. Художественный педагог борется за новые преобразования и сам в этом деле принимает активное участие.