Статья:

Значение устного счета для детей

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пищева А.В., Евтухова М.Р. Значение устного счета для детей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 73 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение устного счета для детей

Пищева Алина Васильевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Евтухова Мария Романовна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц., Ставропольский Государственный Педагогический Институт РФ, г. Ставрополь

 

Устный счет повышает уровень внимания и памяти у детей. Периодическое повторение устных вычислений повышает интерес к математике, их выполнение заставляет ребенка уйти от заложенных шаблонов, закрепить изученный материал. Проведение устных вычислений помогает педагогу дисциплинировать учащихся, воспитать самостоятельных, умеющих экономить время детей. Научив ребенка безошибочно быстро решать, не обращаясь ни к какому дополнительному оборудованию, мы воспитаем людей, с более высоким уровнем выполнения учебных заданий.

Устный счёт стоит начинать с более лёгкого, а затем переходить к вычислениям более трудных задач. Предложив учащемуся сложные задания с первых занятий, он растеряется и потеряет веру в свои силы.

Устный счет имеет разнообразные виды

1.  Соревнования между командами.

2.  Выполнения заданий блок-схемы.

3.  Математическое лото.

4.  Ребусы.

5.  Реши за минуту.

6.  Слабое звено.

Перед занятием педагог должен знать объем и содержание заданий. Если цель урока – объяснение новой темы, то в начале урока можно повторить ранее изученный материал, с последующим переходом к новой теме. Занятие можно закончить, предложив устные задания, связанные с только что пройденным материалом.

При выборе упражнений для устного счета следует помнить, что первые задания, должны быть более легкого уровня. Задачи для проработки знаний и умений, особенно для применения их в различных ситуациях, должны быть монотоннее. Формулировки заданий, по возможности должны быть легко воспринимаемыми на слух. Для этого они должны быть грамотно сформулированы и не допускать различных толкований.

Устный счет является неотъемлемой частью урока математики. В первую очередь, он предназначен, для помощи преподавателю грамотно переключить внимание ученика с одной деятельности, на другую. Во-вторых, главным плюсом такого счета является подготовка учащихся к изучению нового материала. И, наконец, в-третьих, устный счет повышает интеллектуальные способности детей.

При проведении устного счета каждый педагог должен придерживаться следующих требований:

·       Целенаправленный выбор упражнений.

·       Разнообразие предоставленных задач

·       Заранее подготовленные дополнительные материалы.

·       Вовлеченность всех учащихся.

·       Обязательная система оценок.

Существует множество разнообразных видов упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

Сравнение математических выражений.

1.  Эти упражнения имеют ряд вариантов. Даны 2 значения, нужно либо установить их равность, либо отношение больше/меньше.

Могут предлагаться упражнения, у которых уже поставлен знак отношения и одно из выражений, а другое нужно составить или дополнить: 6 · (4+ 2) = 6 · 4 + …

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

2.  Решение уравнений.

Это, конечно же простые уравнения (х * 2= 4) и более сложные (3* х + 2 = 12)

Уравнения можно представить в различных формах:

из какого числа надо вычесть 15, чтобы получить 42?

решение уравнения х * 9 = 54;

найдите неизвестное число: х * 7 - 44 = 14.

Женя загадал число, умножил его на 9 и получил 99. Какое число загадал Женя?

Целью упражнений такого является выработка умений решать уравнение, помощь учащимся в установлении связей между результатами арифметических действий и их компонентами.

3.  Решение задач.

Устные задания представлены в виде решения простых, а также составных задач.

Цель данных упражнений – это выработка умений решать задачи, которые осуществляют помощь в выработке вычислительных навыков учащихся, а также в усвоении ими теоретических знаний.

Дети проявляют интерес к разнообразности данных задач, стимулируется развитие их мыслительной деятельности.

Существует несколько форм для восприятия устного счёта:

1)  Зрительный.

Может быть представлен в виде плакатов,карточек, таблиц, записей на доске и т.д. Зрительное восприятие задания облегчает его выполнение. Отсутствие записи приводит к затруднению решения задания.

2)  Беглый слуховой.

Воспроизводится либо учителем, либо прослушиванием аудиозаписи. В случае восприятия задания на слух большая нагрузка приходится на память, что приводит к скорому утомлению учащихся. Тем не менее, подобные упражнения оказывают положительное воздействие на развитие слуховой памяти.

3)  Комбинированный.

Производятся устные вычисления с последующей записью результатов произведённых вычислений.

·     обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

·     задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

·     упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки, «Математический поединок», «Диалог», «Магические квадраты», «Викторина», «Лабиринт сомножителей», «Волшебное число», и т.д.).

В.П. Коваленко в своей работе «Дидактические игры на уроках математики» представляет пути и формы использования вышеперечисленных игр.

При подготовке к уроку ученику интересно быть непосредственным звеном в формировании самого урока, поэтому помимо домашнего задания может быть предложена самостоятельная подготовка устного счёта к уроку в соответствии с его тематикой, которая будет проведена самим учеником на следующем уроке (ученик становится на место учителя). Также учащимся может быть предложена самостоятельная подготовка доклада, реферата или сообщения.

Устный счёт может быть организован по-разному. Наиболее частой формой использования является вопросно-ответная.

В данном способе организации преподаватель считает, что каждый учащийся класса будет выполнять выполнять предложенное ему задание и по требованию озвучивать свой вариант ответа. В этом случае важным фактором является умение педагога отследить активность учеников, выявить причины пассивности ребенка во время проведения такой работы. Следует учесть то, что учителю во время хода выполнения заданий придется производить некоторые корректировки для создания успешной ситуации каждого ученика.

Подводя итог, хочется в очередной раз обратить внимание на то, что устный счет, его приёмы, методы, формы являются неотъемлемой частью системы преподавания курса математики в начальных классах.

 

Список литературы: 
1. Иванова Т. «Устный счёт" // Начальная школа, 1999 г.
2. Мишенева Т.С. «Приемы организации устного счета» // Начальная школа, № 12, 1995 г.