Статья:

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОМАНДНО- ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Суворова А.Н. НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОМАНДНО- ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(62).pdf (дата обращения: 21.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ КОМАНДНО- ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯМ МУЗЫКИ

Суворова Айгуль Наилевна
студент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Новые условия во время дистанционного обучения показали, что организовать занятия предметной области «Искусства», гораздо сложнее. Уроки искусства – уроки творческие они предполагают непосредственный контакт и индивидуальный поход к каждому ученику. Многие художественные и музыкальные навыки остались не реализованными из-за дистанционной формы обучения.  Крайне важно обучить учителей способами удалённой работы с детьми. Главной остаётся проблема формирования у детей интереса к живому исполнению музицированию. Эта проблема будет со временем только усложняться. Поэтому современный учитель музыки должен обладать широким спектром знаний, умений, чтобы увлечь обучающихся. Проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарного и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения.  Ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что полученные в вузе знания иногда теряют актуальность прежде, чем выпускники приступают к профессиональной деятельности. В распоряжении учителей музыки сегодня есть такие средства и технологии, которые пять лет назад не имели широкого распространения, а еще через пять лет будет реализовано, то, что сегодня кажется «научной фантастикой». Так, например, по данным специалистов Cisco, представленным в публикации журнала «EWeek», к 2020 г. через Сеть будут взаимодействовать 50 миллиардов «умных» устройств, что в несколько раз превзойдет все население Земли и такие коммуникации кардинально изменят многие аспекты повседневной жизни [1]. Зачастую, предсказать очередной технологический рывок или даже направление, в котором он произойдет невозможно: «…выпускник школы или вуза 2012 года уже в 2025 году будет использовать такие технологии, которые сегодня еще даже не изобретены, и для таких целей, которые еще неизвестны нашим современникам» [2, с. 7]. В связи с этим, в образовательном процессе приоритетным направлением становится не увеличение передаваемой информации, а формирование профессиональных компетенций. Пересмотр методологии и критериев отбора содержания образования обусловлен «необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия…» [2, с. 20]. Сегодня умение принимать решения в условиях функционирования динамично развивающейся высокотехнологичной информационной образовательной среды (ВТИОС) и оптимизировать собственную профессиональную деятельность – необходимые качества для учителя музыки, позволяющие применять имеющиеся знания и умения, при решении творческих задач. На первый план выходит не способность осваивать некий набор знаний, умений и навыков, а умение обучаться и, более того, самообучаться. Особый акцент на развитии способности будущего учителя музыки к самообразованию обусловлен в том числе и существенным расширением спектра средств информационных технологий (ИТ), используемых в профессиональной музыкально-педагогической деятельности, освоить и даже ознакомиться с которыми в рамках обучения в вузе не представляется возможным. Следовательно, процесс обучения требует пересмотра с целью формирования механизмов, «которые бы позволили преподавателю быстро и без особого труда ориентироваться во вновь появляющихся средствах ИКТ и осваивать их применение в образовательных целях. Поэтому весьма важное место в самом содержании подготовки занимает описание способов использования средств ИКТ для самообразования, повышения уровня знаний и умений педагога, использование средств ИКТ в научно-педагогической деятельности» [2, с. 301]. Приоритетность самообучения, основанного на активном использовании современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5], становится одним из направлений совершенствования процесса обучения ИТ будущих учителей музыки. Для повышения эффективности процессов обучения и самообучения необходимо уделить особое внимание сетевым технологиям в целом и дистанционным технологиям обучения в частности. Развитие средств доставки информации открывает широкие возможности работы в интерактивном режиме и эффективного комплексного использования различных взаимодополняющих технологий обучения. Дистанционное обучение позволяет организовать образовательный процесс, основанный на принципе активизации целенаправленной, контролируемой, интенсивной самостоятельной работы студента [6; 7; 8]. Для успешного развития дистанционных образовательных технологий помимо материально-технической базы, также необходимо программно-методическое обеспечение [9; 10; 11]. Использование элементов дистанционного обучения в процессе формирования ИК студентов-музыкантов позволяет: - сформировать социально-психологическую потребность самостоятельного приобретения и применения знаний будущими учителями музыки в дальнейшей музыкально-педагогической деятельности; - организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов-музыкантов с использованием ИТ в целом и МКТ, в частности, стимулирующих развитие их ИК как основу дальнейшей профессиональной деятельности в условиях функционирования ВТИОС; - реализовать разнообразные формы внешнего контроля, а также самоконтроля усвоения знаний в процессе выполнения теоретических и практических заданий, творческих проектов; - обеспечить возможность реализации не только индивидуальных, но и групповых форм дистанционного обучения для общения с другими студентами-музыкантами; - обеспечить возможность обучения в удобном для студента-музыканта месте, по индивидуальному графику, что обусловлено особенностями процесса обучения будущих учителей музыки (наличие дополнительных репетиций, концертная и конкурсная деятельность и др.); - создать условия для вхождения будущих учителей музыки в мировую образовательную и профессиональную среду за счет совершенствования информационной и профессиональной подготовки. Также следует отметить существенную оптимизацию распределения затрачиваемого преподавателем времени на реализацию образовательного процесса. Как отмечает В.П. Соломин, «преподаватель, располагающий компьютером, но не использующий возможности Интернета в учебном процессе, тратит значительно больше времени на организационные вопросы по сравнению со своим коллегой, умеющим пользоваться социальными сетями» [12, с. 36]. Использование дистанционных технологий в образовательном процессе студентов-музыкантов обеспечивает формирование компетентного учителя музыки [13; 14; 15], способного успешно решать задачи по воспитанию и обучению музыке школьников, живущих в мире стремительно развивающихся ИТ.

 

Список литературы:
1. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobiletraffic-will-grow-8-fold-by-2020.html
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 – 138. 
4. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 – 396. 
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование – 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2014: 32 – 38. 
6. Anetta L.A., Folta E., Klesath M. V-Learning: Distance Education in the 21-st Century Through 3D Virtual Learning Environments. London, New York: Springer Science+Business Media, 2010. 
7. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. 
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 – 103. 
9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 – 246. 
10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 – 294. 
11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 – 161. 
12. Соломин В.П. Использование социальных сетей интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин. Universum: Вестник Герценовского университета. 2009; 7: 36 – 39. 
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 – 221.
14. Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).
15. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375, [1] с. : портр.; 22 см. - (Новые словари).;