Статья:

Возможности дисциплины «Иностранный язык» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Зинякова Н.Д. Возможности дисциплины «Иностранный язык» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности дисциплины «Иностранный язык» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников

Зинякова Наталья Дмитриевна
студент Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Новокузнецк
Предеина Елена Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», РФ, г. Новокузнецк

 

Possibilities of the discipline "Foreign Language" in the work on the professional self-determination of high school students

 

Natalia Ziniakova

student, Novokuznetsk Institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education "Kemerovo State University", Russia, Novokuznetsk

Elena Predeina

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor in Novokuznetsk Institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education "Kemerovo State University", Russia, Novokuznetsk

 

Аннотация. В настоящее время знание иностранных языков необходимо в каждой профессии и является необходимым условием профессионального самоопределения старшеклассника. В статье рассматриваются характеристики иностранного языка как учебного предмета, а также возможности дисциплины «Иностранный язык» для ориентирования обучающихся в современном мире профессий.

Abstract. Currently, knowledge of foreign languages is necessary in every profession and is a prerequisite for the professional self-determination of a high school student. The article discusses the characteristics of a foreign language as an academic subject, as well as the possibilities of the discipline "Foreign Language" for orienting students in the modern world of professions.

 

Ключевые слова: иностранный язык; возможности иностранных языков; профессиональное самоопределение; профессиональная деятельность.

Keywords: foreign language; opportunities of foreign languages; professional self-determination; professional activity.

 

В современном мире английский язык набирает огромную популярность. На английском языке говорят во всем мире. Интеграция Российской Федерации в мировое пространство, сотрудничество с различными государствами и народами  в сфере индустрии, медицины, культуры, науки и образования предъявляет к конкурентно способной личности на рынке труда одно из основных требований – знание иностранных языков. Общество нуждается в секретарях-референтах, туроператорах, гувернантках, менеджерах по продаже товаров народного потребления, инженерах по градостроительству и металлургическому оборудованию, программистах, врачах и провизорах. Не важно к какому профилю принадлежит выбранная школьниками профессия, к гуманитарному, химико-биологическому или физико-математическому, знание иностранного языка необходимо. Помимо обладания определенными профессиональными качествами современные специалисты должны также владеть иностранным языком на продвинутом уровне для обеспечения эффективной коммуникации и дальнейшего сотрудничества в профессиональной и социальной сфере.

Помимо приобщения к истории и культуре разных народов, знание иностранного языка позволяет специалистам совершенствовать  собственную профессиональную культуру, постоянно увеличивая объем профессиональных знаний и осваивая новые технологии. Значительная часть информации о новостях и открытиях в той или иной профессиональной сфере появляется, как правило, на одном из международных языков, в основном на английском.  Иностранный язык сейчас рассматривается как часть профессии, а владение им – как допуск к современному труду, который в существенной степени является международным.

Поэтому, изучению английского языка в школе уделяется большое внимание, а владение языком на высоком уровне является необходимым условием успешного профессионального самоопределения старшеклассника.

Иностранный язык как дисциплина характеризуется:

- межпредметноcтью. Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку позволяет успешно реализовать межпредметные связи и с другими учебными предметами, чему способствует специфика иностранного языка как учебного предмета: предметное содержание речи может затрагивать любые области знания (гуманитарные, естественнонаучные, прикладные), а иноязычная речь мо­жет быть использована в любых сферах деятельности.

- многоуровневоcтью. С одной стороны необходимо овладение различными языковыми cредствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности – говорении, чтении, письме и восприятии речи на слух.

- полифункциональностью. Может выступать как цель обучения и как cредство овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественнонаучных и других наук, являясь, таким образом, базой для дальнейшего общего и специального образования, для профессионального становления личности учащегося [1].

Основная функция иностранного языка как учебной дисциплины состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное общение с носителем языка, что предполагает развитие важных личностных качеств - культура общения, умение работать в сотрудничестве, умение отстаивать свою позицию в споре, толерантно относится к другому мнению, умение устанавливать контакты и др.

Владение английским языком на функциональном уровне, позволяет выпускникам использовать знания и сформированные умения в реальной жизни для расширения их возможностей в социальной, культурной и профессиональной сферах общения с представителями других стран, а также для получения доступа к иноязычным источникам информации. Это также позволяет продолжить обра­зование в высшем учебном заведении и/или осуществлять трудовую дея­тельность с использованием иностранного языка сразу после окончания школы.

Являясь существенным элементом культуры народа и средством передачи ее другим, иностранный язык cпособствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию социальной адаптации учеников к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира. В процессе изучения иностранного языка формируется нравственный облик каждого ученика, так как затрагиваются и обсуждаются проблемы, которые позволяют формировать навыки критического мышления, cоотнести cвои взгляды c нoрмами общественной мoрали. Именнo на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как дисциплина «Инoстранный язык», кроме области конкретных лингвистических кoмпетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ученика в определенных жизненных ситуациях.

Иностранный язык является одним из предметов, в процессе овладения которым, школьники систематически обучаются информа­ционной деятельности, а именно: осу­ществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источ­никах различного типа, в том числе в Интернете, используя разные стратегии чтения; работать продуктивно и целе­направленно с текстами разных сти­лей и жанров, понимать их специфику; осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации; критически оценивать достоверность полученной информации; обосновывать свои суждения, приводя доказательства; ориентироваться в иноязычной инфор­мационной среде, используя современ­ные информационно-коммуникационные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и созда­ния баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятель­ности.

Непосредственно уроки английского языка обладают большим потенциалом в развитии внутренней готовности обучающихся к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; в формировании активной жизненной позиции; в ознакомлении с oсновными прoфессиями, связанными с владением английским языком; в оказании помощи обучающимся в выборе дальнейшего прoфессионального oбразования; в развитии способности старшеклассников к дальнейшему cамообразованию; приобретении опыта творчеcкой деятельности и иccледовательской работы на изучаемом языке [3].

С целью изучения эффективности работы в области профессионального самоопределения старшеклассников на уроках английского языка, нами было проведено анкетирование среди учащихся 11А класса МБНОУ Лицей №111, г. Новокузнецк. Проведенные нами исследования показали, что 82% опрошенных осознают значимость английского языка как языка международного общения и подчеркивают его важность в современном мире. 38% учеников хотят связать свою будущую профессию с иностранными языками. Анализ полученных ответов показал, что более половины опрошенных уверены в том, что на уроках английского языка отводится недостаточное количество времени для изучения востребованных современных профессий, и как следствие не подчеркивается важность знания иностранных языков в профессиональной деятельности. Мы также предположили, что низкий показатель желания связать свою будущую профессию с английским языком связан с тем, что на уроках не полностью используются возможности дисциплины «Иностранный язык» в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Однако, профориентационный материал, содержащий сведения о характеристиках и значимости той или иной профессии, её распространенности, о требованиях профессии к наличию определенных личностных качеств человека можно включать в рамках изучения любых лексических тем. Правильно подобранные материалы профессионально-ориентированного содержания, упражнения, способствующие усвоению нового лексического материала, игровые упражнения, в том числе сюжетно-ролевые игры, задания на разработку проектов помогут ученикам выбрать специальности, соответствующие своим интересам, соотнести свои желания и способности, сориентироваться в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык» обладает огромными возможностями для реализации работы по формированию профессионального самоопределения школьников. Каждый грамотно спланированный урок иностранного языка помогает осознать роль языка в современном профессиональном мире и необходимость владения им для успешной профессиональной карьеры, формирует представления о нравственных и культурных ценностях, обеспечивающих успех в будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы:
1. Быканова В. И. Деловой английский — путь к успеху: Пособие для изучающих английский язык. – М.: Юнити, 2006. – 160 с.
2. Вайсбурд М. Л. Преподавание иностранного языка в свете основных направлений реформы школы // Иностранные языки в школе. – 2008. – №2.
3. Гудкова  Е. В.  Основы  профориентации  и  профессионального консультирования: Учебное  пособие / Под  ред.  Е. Л.  Солдатовой.  –  Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.