Применение игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Применение игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе
В настоящее время английский язык является средством международной коммуникации. Различные сферы деятельности пронизаны международным сотрудничеством, основанном на знании английского языка. Согласно современным стандартам, обучение английскому языку в школе начинается с младшей ступени обучения.
Век информационных технологий наполнен большим количеством легкодоступной информации. Вследствие этого, понижается уровень мотивации к овладению новыми знаниями. Перед учителями английского языка возникла задача: повысить мотивацию учеников к овладению новыми знаниями, что может быть достигнуто за счет применения технологии игр в обучении.
Вопросами повышении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка занимались ученые-педагоги Е.И. Пасов, С.С. Полат и др.Культура изучаемого языка дает богатый потенциал для применения игровых технологий. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление [1].
В отечественной педагогике и психологии вопросом игры как деятельности в процессе обучения занимались П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В структуру игры как деятельности, способствующей развитию личности входят следующие этапы: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов игровой деятельности.
В процессе своей педагогической деятельности учитель английского языка должен учитывать следующие особенности младшего школьного возраста:
1. Склонность к игре. Игровые отношения создают ребенку ситуацию реальной жизни: ребенок добровольно упражняется в совершении действий.
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут [2].
Игровая технология позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся. Благодаря игровому процессу на смену монотонному повторению приходит творческое закрепление полученных знаний в процессе игры, так как игра является наиболее комфортным и приносящим удовольствие детям видом деятельности [6].
Проведенный в игровой форме урок английского языка способствует установлению у обучающихся устойчивого интереса к овладению знаниями по данному предмету и убеждению в собственном успехе [5].
Игры используются в зависимости от целей и задач урока английского языка. Применение игровых технологий варьируется и может быть включено в любой из этапов урока, согласно методической разработке учителя [3].
Игры можно разделить на 2 группы: подготовительные и творческие. К подготовительным играм можно отнести игры, отрабатывающие фонетические, орфографические, грамматические и лексические умения. Творческие игры направленны на развитие коммуникативных умений учащихся [7].
Рассмотрим применение игровых технологий на начальном этапе обучения английскому языку.
На этапе обучения фонетике используются следующие фонетические игры:
«Отгадай звук»
Задачей учеников является вычленение одного наиболее употребимого звука в потоке речи учителя или диктора. Например: fat, cat, hat, dad.
«Назови слово»
Учитель загадывает звук. Ученики кидают друг другу мяч, называя при этом слово с загаданным звуком.
Лексический материал является основой будущего развития навыков говорения. Для отработки лексического материала используются следующие лексические игры:
“Lottery”
Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например:
“Clothes – Shoes” или “Healthy food – Unhealthy food”
«Составь слово»
Каждому из играющих учеников выдаём листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита. Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв [6].
Для развития у обучающихся навыков применения грамматических конструкций используются грамматические игры. Благодаря использованию в обучении грамматических игр, ученики успешно преодолевают языковой барьер, за счет создания естественной языковой среды учителем.
“Who is who?”
Учитель вместе с одним учеником задумывают известного человека или одноклассника. Остальные ученики должны отгадать персонажа, используя языковые конструкции при ответе на вопрос учителя:
Is he (she) taller than me? – Yes, he is.
Does he (she) study better than me? – No, he doesn`t.
“I can …”
После прохождения темы урока, например, спорт, учитель задает вопрос:
What do you can? И ученики отвечают, используя конструкцию: I can run\ jump\swim.
Для отработки навыков правильного написания английских слов используются орфографические игры:
«Кто больше?»
Игра используется для проверки изученного материала. Учитель делит учеников на 2 группы. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) виды спорта; б) предметы одежды; в) овощи и т.д.
«Собери слово»
Учитель раздает ученикам карточку, где слова по теме написаны в разброс. Ученики должны составить слова [8].
Задачей творческих игр является раскрытие творческого потенциала обучающихся, развитие кругозора и коммуникативных умений.
К творческим играм можно отнести следующие:
«Праздник»
Учитель заранее предупреждает учеников о проведении урока на тему “Halloween». Ученики могут приготовить презентации по теме, разыграть сценку, приготовить загадки, сладости. Данная игровая технология позволяет ученикам познакомится с традициями страны изучаемого языка, что в дальнейшем позволит поддерживать диалог на эту тему.
«Спектакль»
Учитель вместе с учениками знакомится со сказкой, например, “The three little pigs”. Учитель распределяет роли между учениками и ставит спектакль. Затем происходит презентация спектакля на уроке или на родительском собрании. Данная игра знакомит учеников с литературой изучаемого языка и национальным колоритом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным приём в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры как средства обучения вызывает мотивацию к коммуникации у обучающихся. Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся интерес, стимулировать их умственную и речевую деятельность, направленную на закрепление новых лексических единиц. В процессе игры создается атмосфера соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения, что способствует активизации деятельности обучающегося. В настоящее время игра является не только приятным времяпровождением, но и одной из ведущих технологий образования.