РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT SEASONAL CHANGES IN NATURE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Diana Shilova
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Natalia Sukhonina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Развитие памяти у старших школьников с ЗПР играет огромную роль и сказывается на процессах дальнейшего обучения. Память как высшее психическое свойство человека имеет свои тенденции к развитию. Ввиду того, что у детей с ЗПР процессы памяти нарушены, наблюдаются некоторые затруднения в процессах обучения. Память у детей с ЗПР имеет свои свойства. Для того чтобы развить память у старших школьников необходимо построить грамотный коррекционно-развивающий маршрут с использованием определенных методов и приемов обучения.
Abstract. The development of memory in older schoolchildren with ZPR plays a huge role and affects the processes of further education. Memory as the highest mental property of a person has its own tendencies to development. Due to the fact that memory processes are disrupted in children with ZPR, there are some difficulties in learning processes. Memory in children with ZPR has its own properties. In order to develop memory in older schoolchildren, it is necessary to build a competent correctional and developmental route using certain teaching methods and techniques.
Ключевые слова: старшие школьники, психические процессы, обучение, воспитание, развитие, память, приемы, средства, методы, методическая база, мультимедийные средства, ЗПР.
Keywords: high school students, mental processes, learning, upbringing, development, memory, techniques, tools, methods, methodological base, multimedia tools, ZPR.
Память – высшее психическое свойство человека, ориентированное на процессы:
- запоминания
- сохранения
- воспроизведения информации
- забывание
Формирование памяти у детей с ЗПР - сложный и многогранный процесс, требующий внимания педагога. Развитием памяти у детей с ЗПР занимались такие педагоги и психологи как: М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, Б.В.Зейгарник, П.И. Зинченко, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев и другие. Выделяют следующие виды памяти:
- Словесно-логическая;
- Образная;
- Двигательная;
- Эмоциональная.
Процессы памяти:
1. Запоминание. Данный процесс направлен на закрепление в памяти информации с учетом приобретенных раннее знаний.
2. Сохранение. Сохранение информации происходит с учетом актуализации раннее полученных знаний.
3. Воспроизведение. Процесс в результате, которого индивид пользуется усвоенными знаниями [4, c. 229].
Мищенко Л.И отмечает, что школьники с задержкой психического развития имеют недостатки во всех сферах запоминания: произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного. Учащиеся с ЗПР имеют ограниченность объема памяти в связи, с чем наблюдается снижение прочности запоминания. Данные характерные черты памяти влияют на запоминание любого вида материала, как наглядно-образного, так и словесно-логического, что особенно сказывается на их успеваемости [1, c. 113].
Максимова С.Ю указывает, что одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольного вида памяти является их низкая мотивационная составляющая в познавательной активности. Такие учащиеся не только хуже воспроизводят материал, но и имеют проблемы с затрачиванием времени на его припоминание [2, c. 110].
Произвольная память у детей с ЗПР зависит от непосредственной активности школьника в воспроизведении информации. Школьники с ЗПР характеризуется:
- импульсивностью;
- расторможенностью;
- повышенной или медленной двигательной активностью;
- Медлительностью
Старшие школьники с ЗПР, как отмечает, Хлыстова Е.В имеют нарушения в запоминание следующего вида материалов:
- запоминание связного текста;
- цифр;
- наборов предметных картинок;
- наборов слов;
Для развития памяти, дефектологу необходимо придерживаться следующих условий:
- Частая смена деятельности на уроке с целью активизации внимания школьников;
- Применение физкультминуток;
- Активизация продуктивной учебной деятельности [5, c. 118].
Зачастую, для развития памяти у детей с ЗПР применяются средства ИКТ, а в частности – мультимедийные технологии. Мультимедийные технологии подразумевают в себе содержательность урока в виде интерактивности, гармоничности, которая достигается при помощи звуковых и визуализированных эффектов. В процессе овладения компьютерными навыками у ребенка с ЗПР активизируются процессы письма с учетом использования мелкой моторики рук, налаживается положительно-эмоциональный фон [1, c. 119].
Мультимедийные технологии, как указывает Рассудова Л.А позволяют выводить информацию на более качественном, запоминающимся уровне, что значительно влияет на познавательную активность школьника. С целью достижения результата в процессах запоминания дошкольнику необходимо предоставлять возможность испытывать ощущение успеха от выполненных заданий [3, c. 120].
Применение мультимедийных технологий в процессе развития памяти, повышает учебную мотивацию, интерес школьников с ЗПР, прививают любовь к учебной деятельности. Мультимедийные технологии позволяют быстрым образом создать дидактический материал для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребенку с ЗПР [2, c. 160].
Таким образом, влияние средств мультимедийных технологий положительно сказывается на развитии памяти старших школьников с ЗПР.