ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FORMATION OF NATURAL SCIENCE CONCEPTS IN CHILDREN WITH PRIMARY SCHOOL AGE ZPR
Olesya Abibullayeva
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Aliye Ibragimova
Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Формирование природоведческих представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР – сложный и многогранный процесс, включающий в себя знания об устройстве методологической базы. Знание основ методов и приемов это успешный путь в формировании понятий у школьников. Исходя из особенностей их развития и нозологической симптоматики, образовательный процесс требует особого, дифференцированного подхода к построению коррекционно-развивающего маршрута. В данной статье речь пойдет о методах и приемах, способствующих формирование природоведческих представлений детей с ЗПР.
Abstract. The formation of natural science concepts in children of primary school age with ZPR is a complex and multifaceted process that includes knowledge about the structure of the methodological base. Knowledge of the basics of methods and techniques is a successful way in the formation of concepts among schoolchildren. Based on the peculiarities of their development and nosological symptoms, the educational process requires a special, differentiated approach to the construction of a correctional and developmental route. This article will focus on methods and techniques that contribute to the formation of natural science concepts of children with ZPR.
Ключевые слова: формирование, знания, систематизация, зпр, окружающий мир, дети, ребенок, обучающиеся, младшие школьники.
Keywords: formation, knowledge, systematization, zpr, the surrounding world, children, child, students, junior schoolchildren.
Мищенко Л.И считает, что природоведческие представления как основа познания окружающего мира у детей с ЗПР является важным аспектов в условиях их развития. Педагог, формируя понятия и представления об окружающем мире при построении коррекционно – развивающего процесса должен учитывать все методы и приемы обучения. Основы построения программы должны быть составлены с учетом индивидуального, дифференцированного подхода и включать в себя все особенности развития детей. Учитывая нозологию развития данных категорий детей можно сделать вывод, что развитие понятий формируется в условиях позднего течения. Это объясняется особенностями в развитии психической, познавательной деятельности [1, c. 105].
Ряд авторов делают акцент на том, что развитие природоведческих представлений должно строиться с учетом детального ознакомления с окружающим миром. Это достигается путем определенных методов.
Под словом метод в психолого педагогической практике подразумевается процесс достижения результата при помощи определенных действий. Методы делятся на:
- Словесные (рассказ, работа с учебником, беседа, объяснение)
- Наглядные (демонстрация, наблюдение, изобразительные средства, кинофильмы, диафильмы)
- Практические (итоговые контрольные работы, практические задания) [3, c. 10].
Глухов В.П отмечает, что из наглядных методов наиболее широко используется метод наблюдения. Под наблюдением понимают сложную психически обоснованную деятельность, поэтому в использовании данного метода для детей за задержкой психического развития следуют учитывать следующие требования:
- Наблюдение должно быть проведено учителем и иметь цели, задачи, структуру.
- В процессе наблюдения педагог должен на постоянно основе активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Наблюдение должно иметь четкую последовательность действий;
- Основная задача педагога – поддерживать интерес у учащихся с ЗПР на протяжении всего времени [4, c. 113].
Например, для формирования понятий о природе у детей с ЗПР следует вести календарь наблюдений за погодой. В связи с тем, что у учащихся с ЗПР с трудом формируется система понятий, педагог в процессе обучения должен использовать не только наблюдения за природой, но и демонстрировать наглядный материал с сопровождением беседы, показывая взаимосвязь между реальностью окружающей среды и ее изображениями. Также широко используются показы кинофильмов с обязательным сопровождением беседы и выяснением непонятных для школьников моментов. Часто в процессе обучения используются муляжи животных для более детального ознакомления с животным миром [1, c. 112].
Следующая группа методов – словесные методы. Под словесными методами понимается разъяснение учебного материала при помощи слова педагога. На уроках окружающего мира педагог использует рассказ. Рассказ может быть вступительный, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Во время рассказа педагог формирует у учащихся представления об объектах окружающей среды, задает определенную эмоциональную окраску, активизирует познавательную деятельность. Одним из главных условий достижения успешности в ходе рассказа является его структурная составляющая. Выбор наиболее рационального плана изложения учебного материала [3, c. 10].
Беседа как словестный метод обучения предполагает разговор учителя с классом. В ходе беседы используется постановка вопросов по теме урока. Беседа как метод позволяет педагогу выяснить слабые места учеников, их уровень подготовленности. Вопросы к беседе должны быть емкими, четкими и по теме. Дробление вопроса на мелкие подвопросы нарушает структурно логическое изложение темы и заставляет обратиться к источникам прошлых или следующих тем. Для формирования представлений у учащихся вопрос в беседе не должен подразумевать односложный ответ [1, c. 116].
К практическим методом обучения относятся работы на пришкольных участках, лабораторные, контрольные, практические работы. Данная группа методов позволяет выяснить уровень сформиованности знаний у учащихся по пройденным темам, либо приобщает к общественно трудовой деятельности.
Таким образом, для формирования природоведческих представлений педагогу, необходимо пользоваться системой методов для успешности в усвоении тем детьми с ЗПР.