Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям как условие развития всесторонней личности
Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям как условие развития всесторонней личности
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа. В современном мире мы не имеем пока целостной и единой системы приобщения детей к народной культуре, традициям и фольклору. Существует опыт введения в общеобразовательный процесс детских садов, школ, культурно-досуговых учреждений культуры, центров дополнительного образования детей занятий и уроков по народной культуре, народным традициям и фольклору. Но, к сожалению, все эти занятия не имеют системы и четкой направленности. Это связано скорее всего с тем, что дети не используют и не применяют эти знания в повседневной жизни, они как бы «выключаются» из этого материала. Детские учреждения вводя такие занятия нацелены на результат, а значит на всеобщий показ приобщения дошкольников к народным традициям и культуре. Поэтому и проявляется это только на утренниках и праздниках [1, с 243-386]. Можно полагать, что проблема стоит в отношении педагогов и воспитателей к народной культуре. Они воспринимают народные традиции и фольклор как художественное наследие, вследствие чего, и дети тоже не берут и не воспринимают эти знания свей бытовой жизни.
В настоящее время особое внимание уделяется обучению и приобщению к народной культуре и фольклору дошкольных общеобразовательных учреждениях. Это применяется на музыкальных занятиях используя детские русские народные песни, припевки, потешки и т. д., на занятиях по ритмике используя игры-забавы, на речевых занятиях развивая речь ребенка с помощью сказок, стихов, загадок, пословицах и поговорках, одним словом применяются все многообразие и богатство народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие, воспитание и приобщение детей к народным традициям, культуре и фольклору [4]. Термин «приобщение» может трактоваться по-разному: «включить, присоединить к чему-либо», «сделать участников чего-либо». В рамках нашей темы использование данного термина можно трактовать как систематическое освоение и включение детей в разные виды совместной деятельности для воспитательных целей. Повышается интерес в педагогической науке, в частности в дошкольной педагогике, к возрождению народных традиций, развитию и пониманию роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В контексте данной проблемы педагоги и воспитатели должны уметь способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и нации, научиться осознавать себя как носителя этой культуры и научить детей идентифицировать себя с народными традициями и культурой. Важно начинать приобщать детей к традиционной культуре, традициям и фольклоре с раннего детства!
У каждого народа есть общие черты в традиции воспитания. Общими чертами народной педагогики являются: синкретизм, коллективный характер воспитания, единство основополагающих ценностей и всестороннее развитие личности. Но существуют и национальные особенности, и традиции воспитания. Ресурсом народной культуры и фольклора являются:
- устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д;
- зрелищно-игровая культура: игры, забавы, народный и кукольный театр;
- праздничная культура: народные традиции и обряды;
- музыкальный фольклор: песни, заклички, хороводы, потешки и т.д;
- художественное декоративно-прикладное творчество.
Традиционная культура – это идеальная среда и атмосфера для воспитания и развития детей. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольном общеобразовательном учреждении, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Народная культура, традиции и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Преодоление долгого пути позволяет стать им образцами норм поведения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью исконно русских традиционный традиций и фольклора можно увлечь детей, приобщить им художественно-эстетический вкус, привить любовь к своему народу и её народным истокам [5].
Освоение народных и фольклорных традиций в детской среде связано с двумя областями: буднично-бытовая сфера деятельности детей и её результат – художественно-организационная. Буднично-бытовая сфера применяется в прибаутках, скороговорках, считалках и т.д., а художественно-организационное освоение проявляется в создании различных коллективов: народной хореографии, песенных и инструментальных ансамблях (ВИА) и студий народного декоративно-прикладного искусства. В приобщении детей к традиционной культуре помогает праздник. Он вбирает в себя и фольклорные игры, народные песни, хороводы и забавы, которые будут уместны в праздничном пространстве. Стремление к чему-то необычному и неординарному свойственно коренной (этнической) культуре, зашифрованному в символических образах и притягивания человека к традициям и прошлому. Удивительным свойством природы обладает народный (календарный) праздник. Именно традиционный праздник может выступить компонентом приобщения детей к традиционной культуре и её традициям. Поэтому педагогическая ценность этого праздника очевидна: дети через традиционные праздники получают полезную информацию о живом мире, познают её суть и имеют возможность сами вложить и применить эти знания на практике.
Для понимания для чего нужно возрождать и применять народные фольклорные традиции нужно разобраться в следующих вопросах:
1. Нужно иметь четкое понимание природы народной традиции, её отличительных особенностей и функциональных традиций.
2. Понимать и знать истоки традиций. Народные традиции идут в ногу со временем и всегда видоизменяются и это нужно учитывать.
3. Знать свои (региональные) традиции. Знание своего географического положения региона, этнических и языковых особенностей. Важно не только знать традиции разных народов, но и сравнивать и вбирать особенное из разных национальных традиций.
Наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Они тем самым идентифицируют себя с культурными традициями своих предков. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Все это благотворно влияет на ребенка и превращает учебный процесс в удовольствие для педагога и самого малыша [2, с 10]. Например, самый подходящий материал для музыкальных занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям. Ознакомление начинается с выразительного исполнения, беседы, образного слова. Педагог побуждает интерес детей к песне. Затем разучивает их с детьми. Помимо наглядного и словесного метода важно применение практического метода. Упражнения на подражание, пропевание мелодии на звукоподражания. Трудные мелодии или обороты, повторяются несколько раз. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, чистота интонации. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки [3, с 120-123]. Очень важно знакомить детей с фольклором и народной культурой в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях – по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий; в игровой деятельности. Например, обучая мыть руки, воспитатель показывает, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем. При этом, чтобы вызвать радостное настроение, процесс можно сопровождать словами: Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Чтобы процесс одевания и раздевания стал приятным для ребёнка, чтобы поощрить малыша к самостоятельности, можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребёнка. Возможны и другие варианты применения фольклора в бытовой жизни малыша, главное, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям. Анализируя современную политику по возрождению традиционной культуры и фольклора Уральского региона, в данном случае имея ввиду Свердловскую область, можно сказать, что приобщение дошкольников к традиционным истокам возрастает при помощи праздничной среды. Тут главное правильно выбрать программу. Которых в современном образовании не мало, которая будет направлена на сохранение и развитие традиционной народной культуры в развитии детей. Например, в городе Екатеринбурге детский сад и центр развития «ЕКБшки» знакомит и «прививает» любовь к народной культуре и традициям через театрализованную деятельность, которая является ведущей в детском саду. Также активно на музыкальных занятиях применяются различные формы фольклора для познания и развития певческих умений детей. Утренники и праздники строятся на основе грамотно выстроенного сценария, учитывая истоки каждого праздника и его исторический смысл и знания. Благодаря знаниям исторической сущности и знакам традиционных праздников воспитателям и педагогам удается взрастить «зерно» любви и интереса к народным традициям. Параллельно идет и работа родителей, которые тоже активно способствуют приобщению своего ребенка к народным истокам. Только благодаря совместному усилию педагогов, воспитателей и родителей возможен гармоничный и естественный способ приобщения детей к традиционной культуре. Применение всевозможных вариантов для «привития» детям знанию, любви и пониманию традиционных и фольклорных традиций в дошкольных общеобразовательных учреждениях с каждым годом возрастает, что не может не радовать. Главное помнить, что мир детей вне игровых традиционных и фольклорных традиций немыслима. Поэтому народное творчество – величайшее достояние национальной культуры народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали традиционную культуру и фольклор важным средством воспитания и обучения. Через народную поэзию и народные праздники малыши начинают познавать окружающий мир, знакомиться с нормами поведения, получают первые представления о морали и нравственности. Все это помогает малышу в познании мира, его гармоничному и всестороннему развитию, а главное любви и гордостью за знание и понимание своих народных традиций и истоков старины глубоких. Синтезируя и обобщая роль традиционной культуры в жизни человека, в частности ребенка, можно сказать о важности и актуальности её сохранения, распространения, изучения, освоения и передачи подрастающему поколению. Таким образом, произведения народного художественного творчества и фольклора, используемые в работе с дошкольниками, имеют огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, помогаю в решении воспитательных задач и сохранению народного культурного наследия.