Статья:

Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям как условие развития всесторонней личности

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пахтусова А.А. Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям как условие развития всесторонней личности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(13).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям как условие развития всесторонней личности

Пахтусова Анастасия Андреевна
студент, Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа. В современном мире мы не имеем пока целостной и единой системы приобщения детей к народной культуре, традициям и фольклору. Существует опыт введения в общеобразовательный процесс детских садов, школ, культурно-досуговых учреждений культуры, центров дополнительного образования детей занятий и уроков по народной культуре, народным традициям и фольклору. Но, к сожалению, все эти занятия не имеют системы и четкой направленности. Это связано скорее всего с тем, что дети не используют и не применяют эти знания в повседневной жизни, они как бы «выключаются» из этого материала. Детские учреждения вводя такие занятия нацелены на результат, а значит на всеобщий показ приобщения дошкольников к народным традициям и культуре. Поэтому и проявляется это только на утренниках и праздниках [1, с 243-386]. Можно полагать, что проблема стоит в отношении педагогов и воспитателей к народной культуре. Они воспринимают народные традиции и фольклор как художественное наследие, вследствие чего, и дети тоже не берут и не воспринимают эти знания свей бытовой жизни.

В настоящее время особое внимание уделяется обучению и приобщению к народной культуре и фольклору дошкольных общеобразовательных учреждениях. Это применяется на музыкальных занятиях используя детские русские народные песни, припевки, потешки и т. д., на занятиях по ритмике используя игры-забавы, на речевых занятиях развивая речь ребенка с помощью сказок, стихов, загадок, пословицах и поговорках, одним словом применяются все многообразие и богатство народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие, воспитание и приобщение детей к народным традициям, культуре и фольклору [4]. Термин «приобщение» может трактоваться по-разному: «включить, присоединить к чему-либо», «сделать участников чего-либо». В рамках нашей темы использование данного термина можно трактовать как систематическое освоение и включение детей в разные виды совместной деятельности для воспитательных целей.  Повышается интерес в педагогической науке, в частности в дошкольной педагогике, к возрождению народных традиций, развитию и пониманию роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В контексте данной проблемы педагоги и воспитатели должны уметь способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и нации, научиться осознавать себя как носителя этой культуры и научить детей идентифицировать себя с народными традициями и культурой. Важно начинать приобщать детей к традиционной культуре, традициям и фольклоре с раннего детства!

У каждого народа есть общие черты в традиции воспитания. Общими чертами народной педагогики являются: синкретизм, коллективный характер воспитания, единство основополагающих ценностей и всестороннее развитие личности. Но существуют и национальные особенности, и традиции воспитания. Ресурсом народной культуры и фольклора являются:

-       устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д;

-       зрелищно-игровая культура: игры, забавы, народный и кукольный театр;

-       праздничная культура: народные традиции и обряды;

-       музыкальный фольклор: песни, заклички, хороводы, потешки и т.д;

-       художественное декоративно-прикладное творчество.

Традиционная культура – это идеальная среда и атмосфера для воспитания и развития детей.  Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольном общеобразовательном учреждении, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Народная культура, традиции и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Преодоление долгого пути позволяет стать им образцами норм поведения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью исконно русских традиционный традиций и фольклора можно увлечь детей, приобщить им художественно-эстетический вкус, привить любовь к своему народу и её народным истокам [5].

Освоение народных и фольклорных традиций в детской среде связано с двумя областями: буднично-бытовая сфера деятельности детей и её результат – художественно-организационная. Буднично-бытовая сфера применяется в прибаутках, скороговорках, считалках и т.д., а художественно-организационное освоение проявляется в создании различных коллективов: народной хореографии, песенных и инструментальных ансамблях (ВИА) и студий народного декоративно-прикладного искусства. В приобщении детей к традиционной культуре помогает праздник. Он вбирает в себя и фольклорные игры, народные песни, хороводы и забавы, которые будут уместны в праздничном пространстве. Стремление к чему-то необычному и неординарному свойственно коренной (этнической) культуре, зашифрованному в символических образах и притягивания человека к традициям и прошлому. Удивительным свойством природы обладает народный (календарный) праздник. Именно традиционный праздник может выступить компонентом приобщения детей к традиционной культуре и её традициям. Поэтому педагогическая ценность этого праздника очевидна: дети через традиционные праздники получают полезную информацию о живом мире, познают её суть и имеют возможность сами вложить и применить эти знания на практике.

Для понимания для чего нужно возрождать и применять народные фольклорные традиции нужно разобраться в следующих вопросах:

1. Нужно иметь четкое понимание природы народной традиции, её отличительных особенностей и функциональных традиций.

2. Понимать и знать истоки традиций. Народные традиции идут в ногу со временем и всегда видоизменяются и это нужно учитывать.

3. Знать свои (региональные) традиции. Знание своего географического положения региона, этнических и языковых особенностей. Важно не только знать традиции разных народов, но и сравнивать и вбирать особенное из разных национальных традиций. 

Наблюдая за детьми во время проведения народных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Они тем самым идентифицируют себя с культурными традициями своих предков. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Все это благотворно влияет на ребенка и превращает учебный процесс в удовольствие для педагога и самого малыша [2, с 10]. Например, самый подходящий материал для музыкальных занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям. Ознакомление начинается с выразительного исполнения, беседы, образного слова. Педагог побуждает интерес детей к песне. Затем разучивает их с детьми. Помимо наглядного и словесного метода важно применение практического метода. Упражнения на подражание, пропевание мелодии на звукоподражания. Трудные мелодии или обороты, повторяются несколько раз. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, чистота интонации. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки [3, с 120-123]. Очень важно знакомить детей с фольклором и народной культурой в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях – по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий; в игровой деятельности. Например, обучая мыть руки, воспитатель показывает, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем. При этом, чтобы вызвать радостное настроение, процесс можно сопровождать словами: Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Чтобы процесс одевания и раздевания стал приятным для ребёнка, чтобы поощрить малыша к самостоятельности, можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребёнка. Возможны и другие варианты применения фольклора в бытовой жизни малыша, главное, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям. Анализируя современную политику по возрождению традиционной культуры и фольклора Уральского региона, в данном случае имея ввиду Свердловскую область, можно сказать, что приобщение дошкольников к традиционным истокам возрастает при помощи праздничной среды. Тут главное правильно выбрать программу. Которых в современном образовании не мало, которая будет направлена на сохранение и развитие традиционной народной культуры в развитии детей. Например, в городе Екатеринбурге детский сад и центр развития «ЕКБшки» знакомит и «прививает» любовь к народной культуре и традициям через театрализованную деятельность, которая является ведущей в детском саду. Также активно на музыкальных занятиях применяются различные формы фольклора для познания и развития певческих умений детей. Утренники и праздники строятся на основе грамотно выстроенного сценария, учитывая истоки каждого праздника и его исторический смысл и знания. Благодаря знаниям исторической сущности и знакам традиционных праздников воспитателям и педагогам удается взрастить «зерно» любви и интереса к народным традициям. Параллельно идет и работа родителей, которые тоже активно способствуют приобщению своего ребенка к народным истокам. Только благодаря совместному усилию педагогов, воспитателей и родителей возможен гармоничный и естественный способ приобщения детей к традиционной культуре. Применение всевозможных вариантов для «привития» детям знанию, любви и пониманию традиционных и фольклорных традиций в дошкольных общеобразовательных учреждениях с каждым годом возрастает, что не может не радовать. Главное помнить, что мир детей вне игровых традиционных и фольклорных традиций немыслима. Поэтому народное творчество – величайшее достояние национальной культуры народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали традиционную культуру и фольклор важным средством воспитания и обучения. Через народную поэзию и народные праздники малыши начинают познавать окружающий мир, знакомиться с нормами поведения, получают первые представления о морали и нравственности. Все это помогает малышу в познании мира, его гармоничному и всестороннему развитию, а главное любви и гордостью за знание и понимание своих народных традиций и истоков старины глубоких. Синтезируя и обобщая роль традиционной культуры в жизни человека, в частности ребенка, можно сказать о важности и актуальности её сохранения, распространения, изучения, освоения и передачи подрастающему поколению.  Таким образом, произведения народного художественного творчества и фольклора, используемые в работе с дошкольниками, имеют огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, помогаю в решении воспитательных задач и сохранению народного культурного наследия.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Собр. Сочинений. – Т.4: Детская психология. -М.: Педагогика, 1984. – с. 243-386.
2. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов. – 2003. - №19. – с.10
3. Кожанова, М.Б. Педагогический прогресс в ДОУ в контексте регионально-этнической направленности воспитания. - Магнитогорск, 2007. – с.120-123
4. Писарева, А.Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника//http://www.portal-slovo.ru
5. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога. – 2002. - №20