Статья:

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: CCLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научные форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Андрианова П.А. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(268). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(268).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Андрианова Полина Андреевна
студент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь
Канцур Анна Германовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Оценивание играет важную роль, и это трудно переоценить, однако следует учитывать, что его цель не ограничивается лишь измерением или фиксированием учебных результатов за определённый период. Не менее значимо использовать оценивание для развития навыков и умений, повышения качества знаний и образовательного процесса, а также для формирования индивидуального подхода к обучению, основанного на совместной деятельности с педагогом и в группе обучающихся.

«Система оценивания выходит за рамки контроля знаний, проводится оценивание достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ. Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием» [1, с. 6].

Метапредметные результаты изучения курса включают в себя освоение учащимися междисциплинарных понятий, которые применяются в различных предметных областях, а также универсальных учебных действий, таких как познавательные, коммуникативные и регулятивные навыки. Кроме того, они должны уметь применять эти знания в учебной, познавательной и социальной деятельности, быть готовыми к самостоятельному планированию и организации своей учебной работы, а также к сотрудничеству с педагогами и одноклассниками, включая активное участие в формировании индивидуальной образовательной траектории. Также учащиеся должны развивать умения работать с информацией: воспринимать и создавать текстовые материалы в различных форматах, включая цифровые, принимая во внимание назначение информации и ее целевую аудиторию.

Тем не менее, в педагогической литературе существует недостаток исследований, сосредоточенных на теоретических основах метода оценки учебных достижений учеников как средства для развития их самооценки и взаимной оценки в контексте общеобразовательной школы. Решением данной проблемы может стать использование подхода, известного как формирующее оценивание или оценивание для обучения. При этом подходе оценка осуществляется на постоянной основе, акцентируя внимание на процессе достижения качественного результата. Учащиеся получают часть ответственности за оценку, что способствует развитию их самоконтроля и способности к самооценке.

«Система формирующего оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися. Формирующее оценивание является необходимым условием для:

А) повышения мотивации школьников к учению;

Б) формирования навыка самоконтроля и самооценки;

В) прогнозирования результатов учебной деятельности и их коррекции;

Г) понимания критериев оценивания участниками образовательных отношений;

Д) обеспечения обратной связи с обучающимися» [2, с. 128].

Технология формирующего оценивания в педагогике включает определенный алгоритм взаимодействия между учителем и учащимися в процессе обучения и состоит из девяти этапов.

Этап 1. Определить образовательные результаты для учащихся по темам. 

Этап 2. Сформулировать цели урока как результаты учебной деятельности учащихся. 

Этап 3. Определить задачи урока, отражающие шаги активной деятельности учащихся. 

Этап 4. Разработать четкие критерии оценки работы учащихся на уроке. 

Этап 5. Оценивать работу учащихся согласно установленным критериям. 

Этап 6. Обеспечивать обратную связь между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. 

Этап 7. При оценивании сопоставлять текущие результаты учащихся с их предыдущими достижениями. 

Этап 8. Установить место учащегося на пути к достижению целей. 

Этап 9. Корректировать образовательный маршрут учащегося в зависимости от результатов.

Выделяют следующие методы и приемы формирующего оценивания по итогам изучения темы\подтемы\блока\раздела\параграфа и так далее:

1. «Индекс-карточки».

2. «Одноминутное эссе» (возможные варианты: двух-, трех-, пятиминутное эссе).

3. «Цепочка заметок».

4. «Вопросы для тестов».

5. «Матрица запоминания».

6. «Карты приложения».

7. «Недельный отчет».

8. «Две звезды и желание».

9. «Квадраты».

Методы и приемы формирующего оценивания в ходе урока:

1. «Сигналы рукой».

2. «Светофор».

3. «Речевые образцы».

4. «Поиск ошибки».

Методы и приемы формирующего оценивания метапознавательных процессов:

1. «Измерение температуры».

2. «Метапознавательное интервью».

3. «Если бы я был учителем».

4. «Перевод информации».

Рассмотрим применение одного приема формирующего оценивания для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в 5 классе.

Таблица 1.

Применение формирующего оценивания

Название приема

Одноминутное эссе

Этап

Итоги изучения подтемы

Метапредметные результаты

- выявлять дефицит информации;

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

 

Цель

Анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.

 

Необходимые материалы

Листочки с вопросами для написания эссе

 

Подготовка

Подготовить листочек с вопросами для каждого ученика.

 

Описание приема

- Учитель раздает учащимся подготовленные листочки с вопросами:

1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?

2. Какой материал остался для тебя непонятным?

- Каждый ученик самостоятельно фиксирует свои ответы на листочке.

 

Слова учителя

Now our lesson is coming to an end. I have a little task for you to summarize our lesson. I will hand out a piece of paper with questions, your task is to write a short essay based on these questions, literally 3-4 sentences. You will have 1 minute to write.

 

Пример

(на основе УМК «Spotlight», класс «5», Module 3 «My home, my castle», стр. 46)

What is the most important thing you learned in class today?

What material has remained unclear to you?

 

Today we learned how ordinal numbers are formed in English. It's not difficult, the main thing is to remember how exceptions are written and pronounced. But I don't quite understand how to tell which floor I live on using them.

 

 

Важно учитывать, что современным педагогическим диагностикам предъявляется требование не только предоставлять учителю информацию о том, на каком уровне сформировано конкретное умение у учащихся, но и вовлекать их в рефлексию собственных достижений и осуществление коррекции.

 

Список литературы:
1. Колесников А.А. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык»: Методические рекомендации. – Москва, 2023. – С. 6.  
2. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128 с.