Статья:

Роль детской литературы в системе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дьяченко Ю.С. Роль детской литературы в системе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль детской литературы в системе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Дьяченко Юлия Сергеевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Санькова Алёна Александровна
научный руководитель, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Люди  перестают мыслить,

когда перестают читать.

( Д.Дидро)

В настоящее время мы живем в быстроменяющимся мире, в котором становится все больше противоречий, возникающих у людей. Начавшийся с конца двадцатого столетия и существующий по сей день вакуум бездуховности ведет к неправильному пониманию добра и зла у подрастающего поколения, что приводит все общество к моральной деградации.

Несмотря на все сложности и те противоречия, которые преподносит нам современный мир, человек сохранит в себе человека, если будет воспитываться и жить по законам нравственным.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель и педагог - высоко оценивал нравственное воспитание, утверждая, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В педагогике нравственное воспитание определяют как формирование с целью морального сознания, развития нравственных чувств и выработки нравственного поведения [4].

Повышенного внимания в настоящее время требует интерес детей к книгам.  Интерес снизился в связи с расширением информационных технологий, таких как аудио-, видеопродукции, в которые вложен коммерческо-развлекательный смысл, не содержащий никакой воспитательной значимости и не требующий каких-либо умственных усилий для их восприятия [3]. Все это привело к низкому уровню развития речи, коммуникации, мышления.

Еще в 2002 году, когда не было все настолько компьютеризировано, социологический опрос показал, что книга уже не интересна ребенку – интерес проявляется к телевизору и компьютеру [1]. С самого раннего возраста, детям начинают  читать сказки не из бумажных изданий, а из различных гаджетов, тем самым даже не дают детям понятия о том, что существуют книги с множеством изображений и духовной ценностью.

Детские книги – это духовное богатство, которое создал человек на пути к прогрессу. Детская литература это неотъемлемая часть общей литературы, которая помогает в становлении личности ребенка.

Детской литературе как источнику формирования личности отводится большое значение. Она помогает воспитывать у детей эстетическое и нравственное, учит ценить духовные ценности. Дидактическая сторона произведений, которые созданы для детей, является одним из критериев нравственного воспитания. Существует множество произведений, которые служат для формирования нравственности. К таким работам можно отнести произведения фольклора и классиков детской литературы, например, Л.Н. Толстого, Н. Носова, А. Гайдара и т.д. Книги этих авторов доступны для понимания детьми, а также формируют, с помощью приведенных ситуаций, их поведение и разграничение добра и зла.

Для того чтобы полностью воплотить все возможности воспитания литературы, нужно знать все те психологические особенности, которые помогут понять учащимся об этом виде искусства.

Очень важно правильно подбирать литературу легкую для понимания детьми. Именно начиная с младшего школьного возраста учащиеся «примеряют» жизнь героев из сказок, рассказов. Следовательно, их поведение может зависеть именно от того, насколько правильно они поняли  роль данного персонажа. На этой возрастной ступени, лучше всего приучать школьников к сокровищнице детской книги.

Сказки помогают учителям воспитать у младших школьников положительные эмоции. Именно в сказках проложены границы, разделяющие добро и зло. Во всех сказках показана их противоположность, их борьба, в результате которой всегда побеждает светлая, добрая сторона. Именно через такие произведения у школьников происходит процесс воспитания доброты,  переживаний за судьбу понравившегося им героя.

Сказки А.С. Пушкина хорошо влияют на воспитательный процесс, учат высказывать и доказывать свою точку зрения. Например, после чтения такого произведения как «Сказка о рыбаке и рыбке», ребята смогут сказать о своем отношении к старухе, объяснить, почему золотая рыбка так поступила.

В процессе чтения, ребенок знакомится с окружающим нас миром, трудом людей, удачами и неудачами. Художественное слово влияет как на сознание, так и на чувства, поступки детей. На самом деле, слово может вызвать у младшего поколения желания становиться лучше, делать добро окружающим, узнать о нормах поведения.

Начиная с первого класса, должна быть усиленная работа по воспитанию в школьниках доброты, взаимопомощи, справедливости и т.д., а также об умении их различать. Рассказы подобраны так, чтобы дети могли понять, почему человечество должно быть внимательно друг к другу, почему с уважением необходимо относиться к каждому человеку, почему нужно оказывать помощь друг другу. Нужно это предоставить так, чтобы школьники поняли, что добро необходимо делать и не ждать похвалы. Нельзя забывать и про противоположные качества, которые должны вызывать у детей эмоции осуждения.

Если рассматривать поэтические произведение, знакомство с ними хорошо начинать с произведений Н.А. Некрасова, С.Я. Маршака, А.А. Блока. Большим успехом у младших школьников пользуются стихи и рассказы Э.Н. Успенского, А.Л. Барто.

О добром отношении к природе и самой природе можно найти в произведениях Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова, Г.Снегирева. В учебном плане большой раздел чтения посвящен всему живому. Очень важно, при подборе литературного материала, вызвать интерес учащихся оберегать животный и растительный миры. Задача учителей предотвратить пренебрежительное отношение детей ко всему живому, чтобы все это не отпечаталось на их отношении к людям.

Конечно же, сам школьник не до конца сможет самостоятельно понять и оценить смысл произведения – этому должен способствовать учитель. Именно он должен раскрыть суть, «заразить» учеников эмоциональным отношением к прочитанному. В.А. Сухомлинский писал, что «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий учитель  находит путь к сердцу ребенка».

Не обойтись и без книг, которые учат детей основам правильных поступков. К таким книгам относятся произведения А.Л. Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Осеевой «Волшебное слово», а также В.В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Уроки чтения должны иметь задушевный, дружеский характер, который приводит к размышлению учащихся. После прочтения какого-либо произведения важно проводить беседу с детьми, в ходе которой они будут размышлять. Неправильно подводить детей уже к готовым выводам.

Немаловажно добиться понимания учащимися не только поступков героев, но также их чувства и причины, которые лежат в основе их поведения. Анализируя причины с детьми, учитель подводит их к более полному пониманию психологии литературных персонажей, при этом избегается прямолинейная оценка поступков. Нередко учащиеся, лишь на основе внешних факторов, оценивают поступок, вследствие чего ограничиваются  такими выражениями, как «поступил хорошо» или «поступил плохо». Помочь ученикам более точно выразить свои мысли – это значит подвести их к осознанности нравственной стороны поступков и чувств героев.

Помимо проявления в литературе «добрых чувств», которые показаны в классической литературе, в последние десятилетия появились такие, в которых появляются «вредные советы» или же нравоучения «от противного». Примером служат стихотворения, считалки, рассказы Г. Остера. В них даются советы детям хулиганить – драться с родителями, кусать доктора и т.д. При этом автор ставит цель научить детей поступать противоположно своим произведениям. Каждое произведение этого автора предлагает читателям, так называемую игру «перевертыш», в которой он должен понять антимораль данных произведений.  Но к такой литературе школьник должен быть готов, чтоб все прописанные советы он не воспринимал буквально.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что воспитание должно быть направлено на нравственные аспекты, которые достигаются путем различных способов. Чтение книг – один из способов научить ребенка правильно мыслить, разграничивать стороны хорошего и плохого, уметь высказывать свою точку зрения, что немаловажно в  настоящее время.

 

Список литературы:
1. Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения,    прогнозы//Книжное дело. – Москва, 2003 – С.60-63.
2. Горлова Н. А. Дети нового типа сознания и современное образование // Педагогика культуры - Москва, 2006 - С. 15–18.
3. Джало Т. «Проблемы детского чтения» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://сhitalochka-ru.ru/chteniye/problemyi-detskogo-chteniya.html (дата обращения: 26.12.17)
4. Лаптенок А. С. Нравственная культура личности: Условия формирования - Мн.: 2002. -  180 с.
5. Самава П. С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников // Воспитание школьников - 2012 - С. 37–41.