Статья:

Проблема самоидентификации начинающего педагога дошкольного образования

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Беспалова А.В. Проблема самоидентификации начинающего педагога дошкольного образования // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(49).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема самоидентификации начинающего педагога дошкольного образования

Беспалова Алина Владиславовна
студент, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар
Головатова Агата Юрьевна
научный руководитель, аспирант, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Педагог является центральной частью возможных модернизационных процессов создания и проверке новых моделей, и технологий образования. Поэтому предъявляются повышенные требования к его профессиональной подготовке. Где профессиональная подготовка педагога рассматривается как процесс становления, предполагающий выбор будущей профессии и результат овладения субъектом системой профессионально - педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности.

Педагогическое взаимодействие участников воспитательно – образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является важной составляющей, которое представляет собой преднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [3]. Потому личность педагога является одним из ключевых факторов развития личности ребенка дошкольного возраста. Необходимость данного направления отмечена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), в «Стратегии развития российского образования» до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также в «Комплексном проекте по модернизации педагогического образования». В свою очередь, в проекте подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…».  

В стандарте же воспитателю отводится как минимум второе место, конкретизируется общее образование. В связи с эти происходит столкновение противоположных взглядов. Формально педагог – дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.

В современной науке профессиональная компетентность понимается как интегральная характеристика, определяющая готовность педагога решать проблемы, возникающие в его педагогической деятельности, прибегая при этом к своему профессиональному и личному опыту [3]. Поэтому компетентный педагог дошкольного образования – это педагог, способный решать различные группы задач, возникающие в его профессиональной деятельности: установление активного взаимодействия с участниками воспитательно - образовательного процесса; планирование и организация образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка; моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду; осуществлять самообразование. Оттого в деятельности современного педагога дошкольного образования огромную роль играют: нормы, правила поведения, ценности, жизненные установки, стиль поведения, его профессиональные взгляды. Воспитателю детей раннего и дошкольного возраста важно учитывать интересы и потребности ребенка, способствовать становлению его субъектной позиции. Немаловажным является готовность педагога дошкольного образования к активному взаимодействию с родителями (законными представителями). Педагог должен владеть современными методами и формами взаимодействия, предполагающими развитие субъектной позиции родителей, когда родители становятся активными участниками воспитательно – образовательного процесса в дошкольной организации.  Эффективность этого взаимодействия возможна при соблюдении условий: готовность самого педагога к взаимодействию с родителями (законными представителями); настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; определение значимых для педагогов и родителей задач, и содержания, на основе которых будет осуществляться продуктивное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Целесообразны такие формы, как проведение дискуссий, круглых столов с родителями, где может быть определена такая тематика, как «Педагогическая компетентность родителей», «Развивающий потенциал детской игрушки», «Современная игрушка в жизни ребенка», «Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки», совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка «Единственный ребенок в семье», «Одаренный ребенок», «Особые дети», проведения коммуникативных игр «Давайте знакомиться», «Давайте говорить», «Типы слушателей и техники активного слушания». Совместные формы работы будут способствовать сплочению педагогического и родительского коллективов, что в свою очередь, благоприятно скажется на развитии дошкольников, станет основой проектирования очередного шага.

Многочисленные научные исследования, посвященные проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования (К.Ю. Белая, М.С. Гвоздева, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк и др.), и практика показали, что начинающий педагог, первые три года испытывает значительные трудности и проблемы. Это проблемы:

· привлечения внимания детей в различным видам детской деятельности;

· активизации детей в ходе режимных моментов;

· адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;

· создания позитивного психологического климата в группе;

· организации конструктивного взаимодействия детей;

· активного использования недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности [3].

Это и подтверждается и ответами педагогов на вопрос: «Почему уходите с детского сада, не проработав и месяц?» - «не воспринимают родители», «не могу наладить контакт с детьми» и др. А фактически без любви, трепетного отношения к миру дошколят работу воспитателя представить трудно.

В свою очередь это зависит и от готовности педагогического коллектива дошкольной организации осуществлять образовательную деятельность в условиях изменчивости современного образовательного пространства. А поскольку в первые три года профессиональная деятельность молодого педагога может осуществляться еще на репродуктивном уровне, важно оказывать максимальную поддержку педагогу – адаптанту (начинающему педагогу) со стороны педагога – мастера, а также вовлечение в «Школу молодого педагога», в участие таких конкурсов, как «Педагогический дебют», «Фестиваль педагогических идей», участие в региональных и республиканских конкурсах, стимулирующих их стремление к самосовершенствованию.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к собственному педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина).

Поэтому самоидентификация педагога дошкольного образования в условиях модернизационной образовательной среды является одной из перспективных в педагогике, соединяя в себе современные психологические и педагогические подходы. Идентификация рассматривается как базисное явление, благодаря которому происходит личностное развитие человека (А. Бандура, З. Фрейд и др.), как центральный механизм процесса самосознания (В. С. Мухина). Идентификации формируют социально значимые черты личности. В социальной психологии идентификация рассматривается одним из механизмов межличностного восприятия, который предполагает рациональное понимание человеком смыслов и чувств партнера по взаимодействию (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Петровский, Н.Н. Обозов и др.). Идентификация рассматривается также, как потребность человека в общении, во взаимодействии с окружающими; приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм и установок. В Большой российской энциклопедии идентификация трактуется, как процесс самоопределения и саморегуляции, где саморегуляция в профессиональной деятельности выступает одним из механизмов управления развитием и направлена на поддержание определенного баланса и динамики изменений в личности и деятельности воспитателя. Самоидентификация рассматривается, как целевой ориентир профессионального развития педагога дошкольного образования.

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, требующая максимальной организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Квалификационные характеристики, как необходимые условия работы в качестве педагога дошкольного образования утверждаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (в Приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации России от 17 октября 2013 г. N 1155 от 17 октября 2013). В новых стандартах представлены компетенции, которыми должен обладать современный педагог, однако не дается четкого портрета современного воспитателя. Компетентностными ориентирами для профессионального роста педагога дошкольного образования, определенными во ФГОС ДО, являются: готовность к обеспечению эмоционального благополучия ребенка; способность к установлению правил взаимодействия, как с детьми, так и родителями воспитанников; готовность к построению вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка. В процессе формирования профессионально важных качеств и профессиональной идентификации современные педагоги дошкольного образования должны уметь и любить играть с дошкольниками, обеспечивать «поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение».

Профессиональные ценности и самосознание молодых педагогов дошкольного образования формируются в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация представляет собой механизм «врастания» в профессию. Для формирования самоидентификации в профессии каждому студенту, будущего педагогу важно выбрать тот образ профессионала, к которому он будет стремиться. Так, на II Всероссийском семинаре 'Развитие дошкольного образования на современном этапе» А. А. Майер отметил: «Современный педагог дошкольного образования полностью повторяет ситуацию ребенка – дошкольника. Если для ребенка ведущий вид деятельности - это игра, то и педагог играет в профессию «Я воспитатель». Здесь хочется вспомнить, как называли воспитателя в разное время. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фрёбель называл «Kindergartener», буквально - детские садовницы, садовницы, специалистки – дошкольницы, фребелички. Место детской садовницы и фребелички заняло слово «воспитательница», которое отмечается еще в 1771 году.

Если задать вопрос человеку, получающему профессию воспитателя «Кто ты?», не всякий может ответить «Я педагог дошкольного образования». В настоящее время наблюдается такая тенденция, что профессию педагога может получить каждый, но не каждый может быть принят в соответствии с этой профессией. Поэтому на этапе профессионального образования важно помочь будущим педагогам дошкольного образования стать уверенными, активными, заинтересованными в собственном успехе. При достижении этой цели человек становится более самостоятельным и ответственным, способным удовлетворять собственные потребности. Важно включать в учебный процесс в вузе такие дисциплины, как «Введение в педагогическую профессию», «Психология общения», «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения», «Культурно – просветительская деятельность педагога дошкольного образования», которые будут способствовать пониманию высокой социальной значимости профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи. В рамках учебных занятий с обучающимися профилей подготовки «Дошкольное образование», «Психология и педагогика дошкольного образования» организовывались псевдоконференции, коллоквиумы, позволяющие студентам высказываться по таким вопросам как, «Какое занятие с детьми считаете удачным? Почему?», «Какими информационными образовательными ресурсами пользуетесь при подготовке к образовательной деятельности с детьми?", «Какой он – портрет современного педагога дошкольного образования», «Что ожидаете от выбранной профессии?», «Какими компетенциями должен обладать педагог дошкольного образования?», «В чем основная миссия современного воспитателя?», «В чем ценность выбранной профессии?» большинство  студентов отвечали «умение видеть мир глазами детей», «проживать с ним снова и снова мир детства», «быть незаметным, когда ребенок чем – то занят, и незаменимым, когда он нуждается в поддержке». На вопрос «Если бы Вам удалось повернуть время вспять – стали бы Вы воспитателем?» обучающиеся высказывались так: «не знаю», «конечно стала бы, профессия воспитателя - это мое призвание», «да, так как эта профессия пригодится каждой женщине, воспитывающей ребенка». При ответе на вопрос «Что ожидаете от выбранной профессии?» можно было услышать «ничего не ждем, все видели», «творческой и продуктивной работы». На высказывание «В чем плюс в работе воспитателя» были и такие ответы студентов «Получить место для своего ребенка в детский сад».

Эффективными в работе со студентами остаются и такие современные формы, как мозговые штурмы «Стратегии и тактики речевого общения», круглые столы «Общение с родителем – это…», «Профессиональное выгорание и его профилактика», индивидуальные выступления обучающихся на семинарах «Роль общения в работе педагога», «Активные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования», что будет способствовать формированию необходимых в педагогической деятельности профессиональных и личностных качеств, выявить трудности препятствующие успешному становлению «профессионального Я», выявить представление о современном воспитателе детей раннего и дошкольного возраста, а также выявить факторы, стимулирующие процесс обучения, развития и самообразования педагога дошкольного образования.

Профессиональные ценности, самосознание и педагогическая компетентность начинающих педагогов дошкольного образования формируются в процессе профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация представляет собой механизм «врастания» в профессию в самом начале обучения в вузе. В этот период студент пытается представить себя в рамках выбранной педагогической профессии. Полное формирование профессиональной деятельности педагога происходит на этапе завершения обучения в вузе [1]. В центре внимания при подготовке педагогических кадров остается организация производственных практик «Педагогическая практика в ДОО», где она остается важным компонентом содержания профессионального образования и неотъемлемым этапом подготовки бакалавра к будущей деятельности воспитателя. Организуемая в рамках учебного процесса «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков», органично вписывается в изучение базовых дисциплин, является эффективным инструментом становления и развития профессиональной компетентности будущего воспитателя.

Это позволило отметить, что проблема идентичности сводится не только к получению профессиональных знаний, но и развития таких рефлексивных способностей, как самооценка собственной выполненной педагогической деятельности, моделирование оптимальных вариантов решения профессиональных задач. Именно поэтому в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования важно стимулировать их потребность в формировании профессионально - личностной идентичности. Следует постоянно рефлексивно осмысливать и поддерживать свою профессиональную деятельность, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений.

 

Список литературы:
1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32—40.
2. Майер А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию. - М.: ТЦ Сфера. 2015. 
3. Майер, А. А., Богославец, Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 78 с.
4. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога. -М.: Педагогика, 2012.