Каковы особенности использования CLIL технологии в Казахстане?
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Каковы особенности использования CLIL технологии в Казахстане?
Одной из основных задач государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы является обновление содержания среднего образования, которая требует разработку и реализацию программ развития систем образования и образовательных технологии. Самой распространенной из них является предметно- языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning).
Термин CLIL впервые был предложен в 1994 г. Дэвидом Маршем и Анной Мальерс как методология преподавания неязыковых предметов на иностранном языке.
Данный подход включает в себя различные формы использования иностранного языка как средства обучения, обеспечивает эффективную возможность ученикам применять свои новые языковые умения на практике сейчас, а не ждать подходящего момента в будущем. Таким образом, обучение английскому языку имеет межпредметный характер и тесно связано с другими предметами из школьной программы.
Методология CLIL рассматривает три основные цели:
1. Развитие языковых навыков;
2. Развитие мыслительных навыков;
3. Активация предыдущих знаний и языка.
Преимущества методологии CLIL: формирование межкультурных знаний; развитие у учащихся навыков межкультурного общения; улучшение языковой компетенции; возможности предмета через различные точки зрения; не требуются дополнительные часы; повышение мотивации и уверенности учащихся в иностранном языке и преподаваемом предмете.
Подход CLIL строится на 4 тесно взаимосвязанных принципах:
Content – Процесс овладения знаниями, навыками и умениями в рамках преподаваемого предмета. Педагог должен стимулировать процесс усвоения новых знаний, умений и навыков по изучаемому предмету.
Согласно Интегрированной образовательной программе, разработанной на основе модели трехъязычного обучения, язык изучается не ради самого языка, а ради получения конкретных знаний. То есть, языковые навыки развиваются не только на языковых дисциплинах, но и через другие предметные области.
Communication – обучение использованию иностранного языка для получения знаний по предмету. Этот этап должен стимулировать детей к всестороннему использованию средств изучаемого иностранного языка. Язык выступает инструментом общения, а не самоцелью. Основная цель CLIL – сокращение времени речи учителя и увеличение времени речи учащихся, с тем чтобы с помощью учителя и при участии одноклассников дать им возможность активно практиковаться на уроке в использовании иностранного языка как средства коммуникации. Участие в дискуссиях, диспутах, форумах способствует повышению мотивации, требует умственного напряжения и стимулирует речевую активность обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем.
Cognition – мышление. Учитель стремится максимально развивать мыслительные способности учащихся для лучшего понимания языка и изучаемого предмета. Достижению этой цели способствуют задания на развитие аналитического критического мышления, задачи и упражнения на сопоставление, догадку, нахождение главного и т.д.
Culture – Культурологические знания, которые направлены на понимание собственной казахской и иноязычной культуры, определение своего места и роли в них, формирование позитивного отношения к другим культурам, является важной составляющей CLIL. Данный принцип реализуется при изучении предметов на казахском языке в классах с русским языком обучения, при изучении предметов на русском языке в классах с казахским языком обучения и при изучении большинства предметов в старшей школе на английском языке.
CLIL может так же оказать влияние на концептуализацию. Умение думать о чем-либо в разных языках может обогатить наше понимание концепции и помочь расширить наши концептуальные средства отображения. Это позволяет лучше ассоциировать различные концепции и помогает ученику идти более сложному уровню обучения в целом.
Зачем это нужно?
Можно же просто учить английский отдельно, а физику отдельно. Но вот оказалось, что такие комбинированные уроки значительно повышают у учащихся мотивацию к изучению языка. Учащимся зачастую не понимают необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь, но она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.
А вот на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую и полезную информацию. Изучение языка становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.
Еще одним важным аспектом CLIL является то, что дети используют язык активно друг с другом во время уроков, они учатся друг у друга. И поэтому все учащиеся могут извлечь выгоду из CLIL, а не только те, у которых хорошие языковые способности. Важно, чтобы и родители были вовлечены в процесс предметно- языкового интегрированного обучения.
Плюсы использования данной модели методики :
1. Обучающийся усваивает большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду;
2. Работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.
3. Методика языкового интегрирования позволяет отойти от стандартной подачи материала и получить более обширные знания, которые несомненно пригодятся для будущего профессионального и бытового общения. Учащиеся получают возможность показать не только свои лингвистические способности, но и знания в различных сферах жизни: медицине, искусстве, бизнесе и других.
Минусы использования данной модели методики:
Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника. К негативным моментам можно отнести и несовершенство некоторых учебников английского языка, и недостаточное количество учебных занятий согласно образовательной программе. Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языком учащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки и, соответственно, к ряду психологических и психосоматических проблем. Учителю, в свою очередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то: использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала и организации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихся и самому быть в постоянном творческом поиске.
Кроме того, планируя учебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возраст учащихся, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке. Методика базируется на пяти основных принципах, которые нужно учитывать при ее применении. Это такие аспекты, как:
Культурный
Социальный
Языковой
Предметный
В заключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности применения CLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучению иностранным языкам детей в казахстанских школах, что позволяет решить многие задачи образовательного процесса. При правильном учете всех факторов, применение методики предметно-языкового интегрирования позволит: значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, научить детей осознанно и свободно использовать иностранный язык в повседневном общении; расширять кругозор детей, знание и принятие других культур и ценностей; подготовить учащихся к продолжению образования по выбранной специальности; развивать и совершенствовать лингвистические и коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Внедрение различных форм коммуникаций с использованием инновационных технологий, расширение творческого и научного потенциала обучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализовать себя в современном обществе.
Однако важно отметить, что с CLIL, по мнению авторов идеи, должны работать в основном преподаватели профильных дисциплин, а не иностранного языка.
В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий.
Инновационные методики в Казахстане плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новых конкурентоспособных педагогов современного поколения.