ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Общеизвестно, что учебная деятельность школьников динамична не только из-за одного единственного мотива, а по причине целой структуры разнообразных мотивов. Совокупность стремлений учащегося на все самостоятельные стороны учебной работы, которые исходят от личного отношения обучающегося к ним, формируют отдельные мотивы и мотивационную систему.
Как полагает Е.П. Ильин, полное исполнение требований педагога можно назвать одной из характерных особенностей мотивации многих учащихся начальных классов [16, c.65]. Таким образом, социальная мотивация учения у младшеклассников так велика, что зачастую отсутствует желание понимать смысл, для чего это необходимо. Когда педагог что-то говорит сделать, это надо делать, – так полагают учащиеся младших классов. Все, даже самые скучные задания дети стараются выполнить аккуратно. Конечно же, в этом есть и положительная сторона: не нужно давать долгих объяснений цели данного занятия, посредствам авторитета педагога можно заложить прочный фундамент мотивации и базовых знаний учащихся.
По утверждению И.М. Верениковой, количество учащихся, которые способны мотивировать свою деятельность с помощью чувства долга, увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет, но снижается число тех ребят, кто обучается с интересом [4, c.114].
Период младшего школьного возраста является новой ситуацией развития ребенка и требует от него нового вида деятельности – учебной. Для эффективности данной деятельности требуется формирование мотивации к учению. Это и есть специфическая задача периода младшего школьного возраста. Учащийся хочет исполнять социально значимую и оцениваемую деятельность, а в учебном заведении требуется познавательная мотивация.
В числе наиболее важных проблем воспитания и обучения младших школьников считается создание мотивационной области учащихся начальных классов. Период младшего школьного возраста считается началом поступления обучающегося в новую деятельность, периодом овладения базовыми видами учебных действий. В связи с этим возникает сложность: мотив, который имеет учащийся при поступлении в первый класс не связан с содержанием деятельности, которую ему необходимо исполнять в школе. Учебная мотивация формируется из последовательно меняющихся и входящих в новые отношения друг с другом побуждений (интересы, эмоции, задачи и цели, мотивы и смыл учения). В вязи с этим, становление мотивации является не просто увеличением позитивного или негативного отношения к обучению, а следуемое за ним усложнение структуры области мотивации, содержащей в себе побуждения, возникновение новых мотивов, более взрослых, а иногда и одновременно противоречивых.
Учебным мотивом называют различные факторы, которые определяют возникновение учебной активности (цели, интересы, потребности, установки или чувство долга). Е.И. Головахой были выделены некоторые факторы учебной мотивации:
– обучение ради самого обучения, без получения от процесса удовольствия или при отсутствии интереса к изучаемой дисциплине;
– обучение при отсутствии выгоды или личного интереса;
– обучение в целях социального самоопределения;
– обучение в целях достижения успеха, либо во избежание неудачи;
– обучение под давлением или принуждением;
– обучение, базирующееся на обязательствах, моральных понятиях или нормах общества;
– обучение в целях достижения целей обыденной жизни;
– обучение, базирующееся на целях социального характера, ценностях и требованиях общества [10, c.87-88].
Таким образом, о мотивационной готовности младших школьников говорит их личное отношение к важной социально-общественной деятельности, эмоциональная готовность к исполнению требований педагога, наличие познавательного интереса к окружающему миру и его устройству и закономерностям, желанием овладеть новыми знаниями и навыками.
В состав учебного мотива включаются различные причины: заинтересованность в учении, стремление получить образование по причине понимания необходимости для будущего и трудовой деятельности, стремление заслужить уважение и похвалу, а также удовлетворить свое эго.
В младших классах у детей возникают новые мотивы (выраженные в интересах, потребностях или желаниях ребенка), протекает постепенная реструктуризация мотивационной системы учащегося. Прошлые мотивы и интересы снижают свою силу побуждения, приходит черед новых. Теперь то, что касаемо учебы становится более значимым в жизни ребенка, а то, что относится к игровой деятельности уходит на второй план. Одновременно с этим, у обучающихся начальных классов все еще видно преобладание мотивов, а не мотивационных установок, потому что мотивами являются пока цели на скорое будущее, связанное с событиями, происходящими в данный момент (например, выучить стихотворение наизусть, чтобы получить хорошую отметку). В период младших классов ведущими остаются действующие мотивы, тогда как принимаемые намерения «следуют» за непосредственными побуждениями или желаниями ребенка. Основное число учащихся в начальных классах опирается в поведении на вероятность поощрения или наказания в текущий момент.