Статья:

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Боева А.И. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(76). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(76).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Боева Анастасия Игоревна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Общеизвестно, что учебная деятельность школьников динамична не только из-за одного единственного мотива, а по причине целой структуры разнообразных мотивов. Совокупность стремлений учащегося на все самостоятельные стороны учебной работы, которые исходят от личного отношения обучающегося к ним, формируют отдельные мотивы и мотивационную систему.

Как полагает Е.П. Ильин, полное исполнение требований педагога можно назвать одной из характерных особенностей мотивации многих учащихся начальных классов [16, c.65]. Таким образом, социальная мотивация учения у младшеклассников так велика, что зачастую отсутствует желание понимать смысл, для чего это необходимо. Когда педагог что-то говорит сделать, это надо делать, – так полагают учащиеся младших классов. Все, даже самые скучные задания дети стараются выполнить аккуратно. Конечно же, в этом есть и положительная сторона: не нужно давать долгих объяснений цели данного занятия, посредствам авторитета педагога можно заложить прочный фундамент мотивации и базовых знаний учащихся.

По утверждению И.М. Верениковой, количество учащихся, которые способны мотивировать свою деятельность с помощью чувства долга, увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет, но снижается число тех ребят, кто обучается с интересом [4, c.114].

Период младшего школьного возраста является новой ситуацией развития ребенка и требует от него нового вида деятельности – учебной. Для эффективности данной деятельности требуется формирование мотивации к учению. Это и есть специфическая задача периода младшего школьного возраста. Учащийся хочет исполнять социально значимую и оцениваемую деятельность, а в учебном заведении требуется познавательная мотивация.

В числе наиболее важных проблем воспитания и обучения младших школьников считается создание мотивационной области учащихся начальных классов. Период младшего школьного возраста считается началом поступления обучающегося в новую деятельность, периодом овладения базовыми видами учебных действий. В связи с этим возникает сложность: мотив, который имеет учащийся при поступлении в первый класс не связан с содержанием деятельности, которую ему необходимо исполнять в школе. Учебная мотивация формируется из последовательно меняющихся и входящих в новые отношения друг с другом побуждений (интересы, эмоции, задачи и цели, мотивы и смыл учения). В вязи с этим, становление мотивации является не просто увеличением позитивного или негативного отношения к обучению, а следуемое за ним усложнение структуры области мотивации, содержащей в себе побуждения, возникновение новых мотивов, более взрослых, а иногда и одновременно противоречивых.

Учебным мотивом называют различные факторы, которые определяют возникновение учебной активности (цели, интересы, потребности, установки или чувство долга). Е.И. Головахой были выделены некоторые факторы учебной мотивации:

– обучение ради самого обучения, без получения от процесса удовольствия или при отсутствии интереса к изучаемой дисциплине;

– обучение при отсутствии выгоды или личного интереса;

– обучение в целях социального самоопределения;

– обучение в целях достижения успеха, либо во избежание неудачи;

– обучение под давлением или принуждением;

– обучение, базирующееся на обязательствах, моральных понятиях или нормах общества;

– обучение в целях достижения целей обыденной жизни;

– обучение, базирующееся на целях социального характера, ценностях и требованиях общества [10, c.87-88].

Таким образом, о мотивационной готовности младших школьников говорит их личное отношение к важной социально-общественной деятельности, эмоциональная готовность к исполнению требований педагога, наличие познавательного интереса к окружающему миру и его устройству и закономерностям, желанием овладеть новыми знаниями и навыками.

В состав учебного мотива включаются различные причины: заинтересованность в учении, стремление получить образование по причине понимания необходимости для будущего и трудовой деятельности, стремление заслужить уважение и похвалу, а также удовлетворить свое эго.

В младших классах у детей возникают новые мотивы (выраженные в интересах, потребностях или желаниях ребенка), протекает постепенная реструктуризация мотивационной системы учащегося. Прошлые мотивы и интересы снижают свою силу побуждения, приходит черед новых. Теперь то, что касаемо учебы становится более значимым в жизни ребенка, а то, что относится к игровой деятельности уходит на второй план. Одновременно с этим, у обучающихся начальных классов все еще видно преобладание мотивов, а не мотивационных установок, потому что мотивами являются пока цели на скорое будущее, связанное с событиями, происходящими в данный момент (например, выучить стихотворение наизусть, чтобы получить хорошую отметку). В период младших классов ведущими остаются действующие мотивы, тогда как принимаемые намерения «следуют» за непосредственными побуждениями или желаниями ребенка. Основное число учащихся в начальных классах опирается в поведении на вероятность поощрения или наказания в текущий момент.

 

Список литературы:
1. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. [Текст]/ Г.А. Ускова. – М.: Академический Проект, 2004. –  144с.