Изучение готовности педагогов сельских школ к внедрению инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Изучение готовности педагогов сельских школ к внедрению инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта
STUDYING THE READINESS OF A TEACHER IN RURAL SCHOOLS TO INTRODUCE INCLUSIVE EDUCATION FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Liliya Andreeva
graduate student, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Alexander Naumov
Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация. В статье изучается готовность педагогов сельских школ к внедрению инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта, путем проведения анкетирования и оценки результатов.
Abstract. The article examines the readiness of teachers in rural schools to introduce inclusive education for children with intellectual disabilities by conducting questionnaires and evaluating the results.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, педагоги сельских школ, инклюзивное образование.
Keywords: children with intellectual disabilities, teachers of rural schools, inclusive education.
Исследование проводилась с целью выявления готовности у педагогов, работающих в сельских школах к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования.
Задачами на данном этапе исследования выступали:
- подбор и разработка диагностических методик;
- проведение процедуры диагностики;
-обработка полученных данных и анализ готовности педагогов к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, в условиях инклюзивного обучения.
Проведение исследования включало в себя: применение анкет.
Выборку данного исследования составили пятьдесят педагогов, работающих в сельских школах.
Сбор информации показал следующие сведения: 74% педагогов (37 человек) имеют высшее профессиональное образование, 26 % (13 человек) - среднее профессиональное образование. Данные о квалификационных категориях свидетельствуют: 22% педагогов (11 человек) имеют высшую квалификационную категорию 50% педагогов (25 человек) имеют первую квалификационную категорию, 28% (14 человек) - соответствие занимаемой должности.
Стаж профессиональной деятельности педагогов составляет:
- 15-25: 20 % (10 чел);
- 25-40: 44 % (22 чел);
- 40-60: 36% (18 чел).
Девять педагогов, которые работают в коррекционной школе, владеют коррекционно-развивающими технологиями, два из них имеют дефектологическое образование. Педагоги средних общеобразовательных школ не имеют специального дефектологического образования и не владеют коррекционно – развивающими технологиями.
Пятнадцать педагогов, работающих в сельских школах (включая педагогов коррекционной школы) проходили курсы повышения квалификации по вопросам особенностей работы с детьми с умственной отсталостью (ОВЗ), а также выявлено, что большинство педагогов сталкивались, или слышали об инклюзивном образовании.
По данным результатов анкетирования выявляется психологическая и профессиональная проблема неготовности учителей к работе с детьми с ОВЗ. Имеет место нехватка профессиональных компетенций педагогов к работе во «включённом» образовании, а так же отмечаются психологические барьеры и профессиональных стереотипы педагогов-стажистов.
К стереотипам или ошибочным суждениям можно отнести «вред инклюзии для остальных участников процесса». Отмечаются профессиональная неуверенность учителя в новых условиях, нежелание изменяться и подстраиваться под работу с детьми ОВЗ в целом. Лишь небольшое количество педагогов (11 чел - 22 %) понимают и принимают идею инклюзии и отмечают её значимость для всех участников образовательного процесса.
Данные показывают, что 9 педагогов из 50 знакомы с основными положениями инклюзивного образования. 82% педагогов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо отмечают нехватку информации по этому вопросу. Поэтому, все- таки, изучение нормативно- правовой базы является необходимым компонентом в области образования и для деятельности учителя в целом.
Для обучения детей с интеллектуальными нарушениями 34% педагогов (17 чел.) запрашивают дополнительное обучение, стажировки в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Курсы повышения квалификации в области коррекционных методов обучения, организация семинаров по обмену опыта и практические семинары в области инклюзивного образования, они могут заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования. Педагогам необходима грамотная методическая поддержка.
Педагоги не знакомы с особенностями развития детей с умственной отсталостью, кроме педагогов коррекционной школы.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования сформирована крайне недостаточно.
В целом, результаты анкетирования показывают, что педагоги сельских школ испытывают трудности в организации инклюзивного образовательного процесса, связанные с недостаточностью знаний о клинико-психологических и психолого-педагогических особенностях детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями, недостаточностью практических технологий реализации инклюзивного образования, недостаточностью сформированности профессионально важных качеств личности педагога (эмпатии, толерантного отношения, эмоциональной устойчивости). Педагоги опасаются последствий обучения детей с ОВЗ в инклюзивной общеобразовательной школе, недооценивают свои силы и возможности.
Отрицательное отношение к инклюзии меняется, когда учитель взаимодействует с детьми ОВЗ, накапливает педагогический опыт, когда такие дети делают первые успехи и являются принятыми своими одноклассниками и другими участниками образовательного процесса. Иначе говоря, когда такие дети адаптируются и социализируются в обществе, что не проходит без важной роли учителя.
Педагоги, работающие в сельской местности нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с умственной отсталостью. Педагоги массовой школы должны научится работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом и индивидуальном подходе к каждому.
Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в различных моделях сотрудничества. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. А так же не стоит забывать об обладании учителями такой профессионально-значимой характеристики как самосовершенствование и саморазвитие.