Народные танцы как средство ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Народные танцы как средство ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье говорится о возможностях ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста педагогами в стенах дошкольной образовательной организации, средствами народных танцев. Привлечение родителей к мероприятиям по ознакомлению с окружающей действительностью и проведению совместной деятельности с дошкольниками.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, народные танцы, окружающий мир, нравственность, национальный, эмоции, творческая самостоятельность.
Сегодня в жизни дошкольной образовательной организации, очевидна необходимость воспитания культуры поведения дошкольников. Освоение поведенческих норм, через ознакомление с окружающей действительностью в многонациональном государстве во многом способствует сохранению мира, взаимопонимания и взаимодействия. Обеспечивает возможность спокойно жить в многонациональной стране. В её состав входят народы Севера, Дальнего Востока, Поволжья, Северного Кавказа и др.
Проблемой ознакомления детей с национальной культурой, через народное творчество занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская и др.
Изучению народного танца, воспитанию интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслам посвятили свои работы Л.В. Коломийченко, О. Л., Князева, М. Д. Маханёва и др.
Формированием положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний занимались С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, Э.К. Суслова и др.
В дошкольном возрасте главным являются гуманные отношения между детьми в группе, в дошкольной образовательной организации и за пределами её. Это опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость и др. В жизни ребёнка дошкольника эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать к ней своё отношение.
В последнее время в работе ДОО произошли определённые перемены. В силу различных обстоятельств и причин всё больше и больше детей различных национальностей посещают дошкольные образовательные организации в Москве и Московской области. Итогом этих обстоятельств часто случается недопонимание между педагогами, родителями и детьми.
Т. к. возникает конфликт различных культур, привычек, особых условий жизни и вероисповедания дошкольников и их родителей. Очень часто знания дошкольников о других культурах являются неполными, отрывочными и поверхностными.
Таким образом возникает проблема приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям, не заостряя внимания на национальном аспекте.
Дети старшего дошкольного возраста ещё недостаточно владеют принятыми в обществе формами выражения своих переживаний, но в то же время учатся сдерживать себя в проявлении своих эмоций бурно или резко.
Психологами установлено (А.Н. Леонтьев), что именно старший дошкольный возраст характеризуется высокой восприимчивостью. Именно в этом возрасте дети лучше всего усваивают нравственные нормы и правила отношений между людьми других национальностей. Расширяются представления об окружающем мире, пробуждается воображение. Что и помогает вырабатывать у дошкольников отзывчивость, милосердие, доброжелательность, доброту и любовь к ближним.
Процесс ознакомления дошкольников старшего возраста с окружающим миром может сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, служат средством для достижения основного результата. Т. е. расширения знаний об окружающей их действительности, способности видеть мир с точки зрения другого человека, или ребёнка другой национальности.
В практике ДОО педагоги стремятся донести до понимания дошкольников особенности окружающей действительности других народов и стран.
Понятие окружающий мир включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, народные танцы, традиции, культуру и др. Сходство в духовной жизни, в народных танцах разных культур способствует их общению и взаимодействию, укреплению дружеских связей и достижений в условиях совместной жизни в одной стране.
В историю национальной культуры каждый народ привносит своё. Россия – Родина для многих. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Хорошим средством для этого могут служить народные танцы разных культур.
Именно поэтому задачей каждого педагога стоит ознакомление дошкольников с окружающим миром и его разнообразием, средствами народных танцев. Ведь в танце отражается душа всякого народа, его культура и понятие окружающего мира.
В настоящее время мы по – новому начали относится к старинным народным праздникам, традициям, фольклору, танцам в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. В нашем ДОО уже стало традицией каждый год в ноябре месяце проводить «Фестиваль национальных культур» и «Фестиваль народов России».
Народные танцы – важная особенность любой культуры каждого народа. Это также и самый доступный вид искусства, с помощью которого каждый народ может выразить своё отношение к окружающему миру.
Для понимания народного танца любой национальности не требуется особых знаний, достаточно внимательного наблюдения, чтобы увидеть особенности жизни и быта любого из народов.
Народные танцы были и всегда будут любимым развлечением как детей, так и взрослых во все времена.
Приобщение дошкольников к народным танцам является средством ознакомления их с окружающим миром, и средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Таким образом для детей старшего дошкольного возраста нами был разработан образовательный маршрут для ознакомления с окружающим миром, средствами народного танца, и выбраны его приоритеты:
- окружающие предметы, воспитывающие в душе ребёнка старшего дошкольного возраста чувство красоты любознательности, должны быть национальными, т.е. присутствовать предметы народностей наличествующих в данной группе ДОО;
- необходимо использовать в работе с дошкольниками все виды фольклора (народные танцы, сказки, хороводы, песенки и др.);
- большое место в ознакомлении детей с окружающим миром разных народов должны занимать народные праздники и традиции, с включением в них, обязательно, народных танцев. В них выражаются тончайшие наблюдения характерных особенностей того или иного народа. Причём народные танцы непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии;
- очень важно знакомить дошкольников с народными ремёслами, росписью и др.
Задавая дошкольникам интересные вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, педагог не заметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Но общения только с педагогами в образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста недостаточно. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в досуговой деятельности в ДОО, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии помогает наиболее тесному сотрудничеству педагогов с родителями и родителей с педагогами и детьми. Совместная работа предусматривает:
- подготовку и реализацию совместных проектов, фестивалей, экскурсий, образовательных маршрутов и др.;
- работу родителей над созданием костюмов для народных танцев;
- изготовлением атрибутов и декораций;
- блюд национальной кухни, представляемых национальностей;
- совместные с детьми танцевальные номера;
- помощь в оформлении зала для фестиваля и др.
Таким образом можно заключить, что цель образовательного маршрута состоит в приобщении и ознакомлении дошкольников с окружающим миром через народные танцы и национальную культуру других народов. Именно такой образовательный маршрут позволит наиболее полно развить в детях старшего дошкольного возраста основы любви к своей Родине и своему народу.