Статья:

Дидактическое обеспечение раннего обучения детей английскому языку

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шубина А.Е. Дидактическое обеспечение раннего обучения детей английскому языку // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дидактическое обеспечение раннего обучения детей английскому языку

Шубина Анна Евгеньевна
студент, Уральский Федеральный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье описывается наиболее подходящий формат занятий для детей в возрасте от трех до шести лет. Кроме того, рассматриваются различные учебные пособия, направленные на обучение английскому языку детей дошкольного возраста. Все описанные ниже учебники и материалы в данный момент представлены на рынке. Также автор сравнивает назначение пособий и возможность применения их в преподавательской деятельности.

 

Ключевые слова: раннее обучение английскому языку, психофизиологические особенности детей раннего возраста, билингвизм, дидактические материалы, учебные пособия.

 

С каждым годом обучение английскому языку становится все более востребованным. Пожилые, взрослые, юноши и девушки, подростки – у всех есть потребность в изучении этого иностранного языка. Отсутствие знания английского может повлиять на очень многие аспекты жизни человека. Кроме того, заботливые родители стараются, как можно раньше отдать своих детей на различные курсы, отвести в языковые школы, нанимают им репетиторов. Делают они это с целью дать ребенку первичные знания языка, чтобы впоследствии он мог не только получать в школе хорошие отметки, но и общаться со сверстниками других национальностей, и без особых трудностей погрузиться в другую языковую среду.

Соответственно, вместе с ростом популярности и осознанием необходимости изучения языка появляется другая проблема, которая затрагивает иную сторону этой деятельности – преподавание английского языка для дошкольников. Речь идет о детях возраста от трех до шести лет. 

Работая с малышами, важно учитывать психофизиологические особенности их развития. Умственное и физическое развитие, способность воспринимать новую информацию и обрабатывать ее, объем внимания и памяти. В этом возрасте у детей отсутствует логическое мышление, но при этом хорошо развито образное. Именно поэтому цветные картинки – это один из главных инструментов, который может использовать педагог при работе с детьми, но об этом речь пойдет чуть дальше. Также уже сейчас стоит сказать, что на данном этапе развития дети обладают уникальной силой мозговой деятельности [1, с. 35-38]. При грамотном подходе учителя к образовательному процессу они с легкостью оставляют в памяти сначала слова, затем словосочетания, а чуть позже и целые предложения, так как у детей формируются картинки-образы, воспроизводимые при речи (а это одна из главных задачей педагога – уметь сформировать минимальный лексический запас) [3, с.42]. Благодаря этому феномену человеческого мозга ребенок имеет возможность стать билингвом. То есть он обладает способностью владеть иностранным языком в той же степени, что и родным, если это родители вместе с преподавателем будут развивать вместе. Однако уже к восьми-девяти годам, как раз тогда, когда дети в среднем начинают изучать язык, лингвистическая активность мозга идет на спад, и соответственно, ребенку уже намного сложнее не только адаптироваться и к другому лексикону, и к другому построению предложений, но и воспринимать информацию, делиться ею [2, с. 597-599]. Соответственно, чем раньше дети начнут изучать иностранный язык, тем качественнее будут их знания и умение говорить, так как в этом возрасте им помогает способность к имитации услышанного [4, с.86].

Занятия, которые проводятся с учениками данной возрастной группы как в индивидуальном формате, так и в групповом, должны быть похожи на игру. Игровой формат – это лучший способ восприятия информации для ребенка. Это касается не только подвижных игр, которые являются неотъемлемой частью обучения ребенка, но и учебной литературы.

Выбор учебного пособия – это крайне важный аспект преподавательской деятельности, так как от этого напрямую будет зависеть ее результат. Учебник должен отвечать тем целям и задачам, которые ставит перед собой преподаватель. Грамотно подобранное пособие является основой любого урока. Оно облегчает проведение урока с точки зрения его организации и структуризации материала.

На рынке существует огромное количество учебников. Далее мы рассмотрим некоторые из них.

Первое пособие называется «English for infants» by Helen Doron. Оно предназначено для малышей, возрастом от трех до четырех лет. Учебник достаточно просто в исполнении, поэтому ребенку должно быть интересно по нему заниматься. В основном «English for infants» включает в себя множество очень простых песенок, например, “1 2 3” (сопровождается картинкой, где ребята сидят в кружке и считают), Mouth, nose, knees» (изображены дети, которые указывают на различные части тела), Up and down и другие. Благодаря множеству песенок дети в игровой форме запоминают слова на такие темы, как транспорт (car, bus, truck), животные (cat, dog, sheep, duck, cow, donkey, rabbit), одежда (dress, socks), цвета, фрукты (bananas, apples, plums). Также изучают первые прилагательные (big and little), пробуют изобразить первые свои действия на английском (turn your head, clap your hands, shake your shoulders).

Стоит сказать, что пособия, которые будут рассмотрены в статье, изобилуют большими цветными картинками, для того чтобы ребенок уже в этом возрасте начинал не просто понимать ту информацию, которую ему говорят, но и пытался воспроизвести ее. 

«English for infants» - это простое пособие, которое можно использовать скорее как дополнительный материал-приложение в течение урока, так как в учебнике отсутствует четкая структура, но имеется интересное наполнение.

Следующий учебник, отличный от предыдущего, был создан всемирно известной компанией «Macmillan education». Называется он «Discover with Dex». Это трехуровневый курс английского языка для дошкольников. Dex – это имя динозаврика, главного героя, с которым дети легко и с большим интересом продвигаются от одного параграфа к другому. Главный метод обучения, который предполагает «Discover with Dex», - это игра. Они развивают навыки, необходимые для повседневной жизни и для дальнейшего обучения, так как учебник включает в себя такие лексические блоки, как family, classroom, toys, face, clothes, food, animals, summer, к которым прилагаются аудио и видео материалы. К слову, «Discover with Dex» имеет богатый цифровой ресурс с огромной базой интерактивных заданий, анимационными рассказами и красивыми песнями. Преимущество состоит в том, что родитель может дома заниматься с ребенком, повторяя все то, что он прошел на занятии. А делать это необходимо, ведь только повторяя материал, можно его запомнить.

А сам учебник составлен полностью на английском языке. Параграф содержит в себе  и рисование, и уже первые маленькие диалоги, стишки и многое другое. «Discover with Dex» идеально подойдет для обучения детей от четырех до шести лет.

В заключение хотелось бы сказать, что пособия, описанные выше, имеют разное назначение. «English for infants» больше подойдет для малышей, которые только-только начинают свое знакомство с языком. Также этот учебник можно использовать, как дополнение к любому другому пособию, которое комплексно сочетает в себе все виды методик. Таковым как раз является второй учебник - «Discover with Dex». Он показывает, каким должен быть учебник для детей раннего возраста: изобилующий картинками, играми, сочетающий в себе все методики обучения ребенка.

 

Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Психологические особенности раннего усвоения иностранного языка / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 2015. - №2. - С. 35-38.
2. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в ХХ веке / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2014. - №2. - С. 21
3. Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 597-599.
4. Трофимова, Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика) / Г.С. Трофимова. - Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 2013. - 346 с.
5. Helen Doron. «English for infants». — [Электронный ресурс] —Режим доступа. –URL: https://vk.com/doc43065865_260024164?hash=9f23befbdb3e320c25&dl=40792f4ce9bae3a357  (Дата обращения 27.05.2019).
6. Описание учебника в видео формате «Discover with Dex». –   [Электронный ресурс] — Режим доступа. –URL:  https://www.macmillan.ru/catalogue/1/268921/ (Дата обращения 28.05.2019)
7. Учебник «Discover with Dex». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. –URL: https://www.macmillan.ru/upload/iblock/4e7/dexthedino_l0_scopeandsequence.pdf  (Дата обращения 28.05.2019).