Статья:

Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы

Конференция: CX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хириясулова М.М. Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(110). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(110).pdf (дата обращения: 27.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы

Хириясулова Муъминат Махмудовна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ г. Махачкала
Джалалова Айшат МагомедКамильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ г. Махачкала

 

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE SENIOR LEVEL OF SECONDARY SCHOOL

 

Muminat Hiriyasulova

Student, Dagestan state university, Russia, Makhachkala

Ishat Jalalova

Scientific director, Cand. philol. Sciences, associate professor, Dagestan state university, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимуществ и недостатки дистанционного обучения иностранным языкам в школе, а также качества активно используемой современными учителями онлайн-платформы Zoom.

Abstract. This article discusses the advantages and disadvantages of distance learning in foreign languages at school, as well as the quality of the Zoom online platform actively used by modern teachers.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование онлайн, интернет-обучение, иностранные языки, образование, обучение, проблемы обучения.

Keywords: distance learning, online education, online learning, foreign languages, education, training, problems of teaching.

 

Дистанционное обучение - это форма получения образования, которую можно рассматривать наряду с очной, заочной формами образования, при которой в образовательном процессе применяются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, которые основаны на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Это следствие объективного процесса информатизации общества и образования. Оно призвано вобрать в себя лучшие черты других форм образования и войти в 21 век как наиболее перспективная, гуманистическая, синтетическая, интегральная форма получения образования.

Современная ситуация в стране и в системе образования вынуждает школы и ВУЗы обращаться к средствам информационных технологий для реализации процесса образования. Данная форма обучения носит весьма перспективный характер при условии грамотной реализации образовательного процесса.

Использование возможностей интернета в современной системе образования являет собой инновационный подход к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Интернет-технологии, которые обеспечивают реализацию многих педагогических новаций, используются в образовании в разных вариантах:

1. Для проведения занятий в разных формах, для разных категорий обучаемых и уровней образования.

2. Использование образовательных ресурсов на электронных носителей и др.

3. Только на базе Интернет-обучения или с частичным использованием его возможностей.

Все проекты, фундаментом которых является использование IT-технологий, мультимедиа, компьютеров, очень перспективны. Однако в современных реалиях такие проекты нередко претерпевают крах.

В 2020 году в связи с пандемий многие школы России вынуждены были экстренно перейти на дистанционное образование, т. е. использовать для обучения ресурсы сети интернет. На наш взгляд, во многих образовательных учреждениях страны, данный переход был выполнен крайне неграмотно. Это можно объяснить тем, что ни учителя, ни ученики не были готовы обучаться в таком формате. Многие учителя, особенно старшего поколения, плохо ориентируются в современных информационных технологиях.

К преимуществам дистанционного образования можно отнести следующие его характеристики:

  • гибкость (нет необходимости постоянно очно посещать уроки; каждый ученик сам организует свое учебное время);
  • параллельность (обучение легко можно совмещать с профессиональной деятельностью, например);
  • асинхронность (нет жесткой зависимости от времени);
  • рентабельность (опыт зарубежный стран показывает, что дистанционное обучение на 10-50% дешевле за счет эффективного использования учебных площадей, технических средств и пр.);
  • охват (иначе "массовость", количество обучающихся не является критическим параметром);
  • дальнодействие (расстояние не является преградой);
  • модульность (в основе дистанционного образования лежит модульный принцип).

Названные характеристики дистанционного обучения в основном показывают его только с хорошей стороны. И действительно, по сути своей дистанционное обучение - достаточно выигрышная форма обучения при условии, что реализована она грамотно, грамотными специалистами, а обучающиеся подходят к процессу получения знаний со всей серьезностью.

Л. А. Митчел выделила ряд наиболее значимых проблем, которые являются препятствием на пути развития Интернет-обучения, а также являются причинами спектра недостатков такой формы получения образования:

  • Интернет-образование - это надежда или очередной миф модернизации отечественного образования?
  • Какими педагогически значимыми требованиями необходимо руководствоваться при подготовке учебных продуктов, включаемых в электронный учебно-методический комплекс?
  • Как обеспечить органичное сочетание в учебно-воспитательном процессе возможностей традиционного и Интернет-образования при подготовке специалистов?
  • Что следует сделать для того, чтобы у обучающихся в ходе Интернет-образования вырабатывались способности к решению не только типичных, но и проблемных, творческих задач, обеспечивающих достижение успеха в жизни и профессиональной детальности?
  • Как обеспечить функциональную грамотность всех субъектов образовательной деятельности в сфере Интернет-обучения?
  • Как эффективно, дидактически и методически грамотно использовать материалы ЭУМК в образовательном процессе?
  • Как обеспечить полноценное воспитание обучающихся в системе Интернет-обучения?
  • Как материально мотивировать преподавателей на то, чтобы они были не только пользователями, но и активными творцами Интернет-образования?

Говоря о дистанционном преподавании иностранных языков, следует отметить, что сейчас в Интернете существует огромное количество сайтов, предлагающих как платные, так и бесплатные курсы обучения иностранным языкам при участии тьютора.

В процессе дистанционного обучения иностранным языкам в школе основной упор, как и при очной форме обучения, делается на развитие грамматических и лексических навыков, только при помощи мультимедийных словарей и грамматических упражнений. Функция учителя заключаются в том, что он следит за успеваемостью обучающихся в овладении лексическими и грамматическими навыками, корректирует их домашнее задание (например, сочинение с использованием лексики урока), организовывает групповые дискуссии с другими обучающимися на платформе, дает комментарий в связи с допущенными ошибками и разъясняет плохо усвоенный материал.

При обучении иностранным языкам важно наличие высокоскоростных технологий: хорошего микрофона и динамиков, стабильного интернета. Это способствует качественному усвоению речевых навыков, развитие которых является важной задачей курса иностранного языка в школе. Однако качественную технику, как показывает практика, могут позволить себе далеко не все обучающиеся дистанционным путем. Это является минусом дистанционной формы обучения. В то же время использование мультимедийных технологий для интеграции графики, аудио, видео в одном дистанционном курсе является огромным шагом вперед. При дистанционном обучении важно, чтобы учитель был компетентен в ведении уроков в режиме онлайн.

Онлайн-платформы для ведения урока дают возможность применять интерактивные методы обучения, помимо традиционных, там также можно задавать вопросы и комментировать, возможно использование электронных материалов и интерактивной доски, можно собирать большую аудиторию для занятия, более эффективно контролировать успеваемость и вовлеченность учащихся. Онлайн-платформы ориентированы на все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. В современных онлайн-программах можно делить учащихся на группы и пары.

Одной из платформ для реализации дистанционного обучения является Zoom. Онлайн-платформа Zoom активно используются в учебных заведениях для развития коммуникативной компетенции в рамках обучения иностранному языку. Посредством данной программы можно осуществлять как видеоконференции, так и вебинары.

Zoom - очень многофункциональная программа, которая помогает делать процесс дистанционного обучения более эффективным. Занятия, проводимые в форме вебинара, в наибольшей степени способствуют развитию коммуникативных навыков, так как проводятся в режиме реального времени.

Преимущества вебинаров состоит в том, что на них можно приглашать гостей на занятие, сохранять записи занятий для тех учеников, которые не смогли участвовать онлайн, проводить опросы, интервью и их онлайн-трансляции.

Таким образом, мы приходим к выводу, что дистанционная форма обучения очень перспективная. Он имеет множество плюсов. Минусы дистанционного образования складываются из того, что учащиеся не имеют достаточно хорошего технического обеспечения, а педагоги не имеют компетенции в ведении занятий онлайн.

 

Список литературы: 
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии / Cloud of science, 2013 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii (Дата обращения: 25.11.2020)
2. Лосева Е.С., Гозалова М.Р., Макарова А.И. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования / Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2019 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-na-stupeni-vysshego-obrazovaniya (Дата обращения: 12.11.2020)
3. Щадная М. А. Дистанционное обучение в современной реальности / Наука, техника и образование, 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennoy-realnosti (Дата обращения: 25.11.2020)
4. Костоева З. М., Лолохоева Л. Р., Костоева М. М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы / Вестник науки и образования, 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-plyusy-i-minusy (Дата обращения: 25.11.2020)