Статья:

Как развить интерес к обучению у студентов в современном компьютерном мире?

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Козырева А.Б. Как развить интерес к обучению у студентов в современном компьютерном мире? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Как развить интерес к обучению у студентов в современном компьютерном мире?

Козырева Алла Борисовна
магистрант ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация: в данной публикации автор обращает внимание на проблему, которая связанна с предоставлением учебного материала для занятия и повышением заинтересованности в обучении у студентов. В статье представлены возможности решения проблемы с помощью изменения способа обучения и вовлечения в процесс образования электронных учебных пособий. В качестве эффективного решения представлено электронное учебное пособие по изучению растрового графического редактора Paint.NET по дисциплине информатика. Приводится причины использования данного метода, его подробное структурное описание и достигнутый положительный эффект в процессе обучения. Отмечается, что любые нововведения в учебном процессе должны сопровождаться под чутким руководством опытного наставника, которым является преподаватель.

 

Ключевые слова: электронное учебное пособие, растровый графический редактор Paint.NET

 

Компьютер – основной инструмент информатики, точно так же, как белый халат – неотъемлемый атрибут врача. Но точно такой же халат носят и представители других профессий – продавцы, инженеры… И вещь эта, в любом случае, полезная и необходимая.

Впрочем, с белыми халатами нам все же лучше не сталкиваться. А вот обойтись без компьютера не получится – уж больно универсальным и удобным получилось это устройство. И если раньше владение компьютером требовалось от представителей лишь нескольких десятков профессий, то сегодня без хорошего знания персонального компьютера (ПК) не обойтись никому [1, с. 3].

Именно хорошие знания работы с ПК на сегодняшний день любой человек может получить, изучив самостоятельно как учебную литературу, так и повсеместные интернет-источники. Такая система получения знаний может быть использована вне зависимости от возраста и предпочтений человека, но здесь вы встретитесь с огромным количеством информации, которая не сразу приведет вас в нужное русло и будет непонятна для неподготовленного пользователя, или как сейчас говорят для «новичков».

В следствии этого, как показывает практика знания полученные в ходе обучения в школе, колледже, либо высших учебных заведениях, именно по очной форме обучения, позволяют в дальнейшем уже самостоятельно познавать, изучать различные новшества и развиваться вместе с ними, так как человек уже будет знаком с основными аспектами в той или иной сфере.

Каждый преподаватель на протяжении всей своей работы следит за техническим прогрессом и за реформами, происходящими в сфере образования, и помимо этого он должен учитывать огромное количество аспектов, с которыми встречается, проводя занятия по конкретной дисциплине. Один из таких аспектов, который, по-моему мнению считается важным в настоящее время - это способность заинтересовать обучающихся на каждом учебном занятии.

Такой предмет как информатика был всегда интересен как для школьников, так и для студентов. Но в связи с развитием информационно-компьютерных технологий и их внедрением во всех сферах жизни человека молодое поколение настолько углубилось в эту индустрию компьютерного прогресса, что с полной уверенностью утверждает, что знает всё о составе ПК, о различных аппаратных и программных обновлениях, хотя в большинстве случаев это будет связано именно с техникой и различными видами компьютерных игр, так как именно это им и интересно. А изучение, например, истории развития компьютерной техники, различных систем счисления, правил работы с программным обеспечением (ПО) не так интересно, как игры, социальные сети или новый выпуск айфона.

Таким образом, возникает проблема, связанная с предоставлением учебного материала для занятия и повышением заинтересованности в обучении у студентов. Как же её решить?

Во-первых, каждый студент 1 курса на одном из первых занятий по информатике всегда задает один и тот же вопрос: «Когда мы будем работать за компьютером?» Так как обычно первые темы дисциплины связаны с теорией по изучению информации и развитию информационного общества, т.е. занятия проходят исключительно лишь в форме беседы и запоминания основным терминов.

Тем самым интерес к обучению у студентов развить достаточно сложно и отсюда следует вывод, что студенты ждут чего-то нового, чем простое изучение и зазубривание терминов, им интересна работа с техникой. Значит необходимо присутствие не только теоретического материала в виде лекций, но и практического, которое должно быть основано именно на работе за ПК. Тем самым студент получит необходимую информацию и сможет её закрепить на практике, и что не мало важно он приобретает не только знания, но и навыки работы, появляется уверенность в своих силах как пользователя, начинает активно заниматься исследованием, изучением чего-то нового.

Во-вторых, отсюда вытекает следующее решение проблемы – творчество. Да, именно, творчество! Само определение означает процесс деятельности, создание нового. И обычно оно связано с великими художниками, скульпторами и т.д. Но не все студенты творческие личности, не каждый имеет такие способности. Но как говорится «нет ничего невозможного». Главное это помочь студенту проявить себя творчески и дать ему возможность создать что-то новое самостоятельно.

С эти помогут справиться электронные учебные пособия (ЭУП) по отдельным темам дисциплины информатика.

Электронные пособия – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения. В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала [2]. А также данная форма обучения дает возможность студенту самостоятельно изучить материал, проверить и закрепить его на практике, не только на занятии, но и дома, если это необходимо.

Основное преимущество ЭУП на уроках информатики — это то, что они помогают при изучении ПО компьютера. А если ЭУП создано и тщательно продумано преподавателем, содержит достаточное количество теоретического материала, как правило краткое, чтобы не загружать лишней информацией неподготовленных студентов и более полную информацию по практической работе с ПО, которое учитывает, как основные приемы работы, так и возможности использования программы в дальнейшем. То таким образом и преподавателю, и студентам будет проще, удобно и интересно работать на учебных занятиях.

В качестве успешного примера использования вышеописанного метода, можно привести использование ЭУП по изучению растрового графического редактора Paint.NET. Данная программа была включена в процесс обучения по дисциплине информатика по следующим причинам:

- является бесплатной и простой в изучении;

- позволяет развить творческие способности, способность мыслить логически и развить навыки работы с ПК;

- использовалась на мастер-классах для привлечения студентов для поступления в колледж на специальность, связанную с изучением компьютера;

- достаточно часто применяется как преподавателями, так и студентами при создании, обработке и оформлении изображений на различные мероприятия.

ЭУП по изучению растрового графического редактора Paint.NET было создано преподавателем информатики для первых курсов, таких специальностей как Дошкольное образование, Информационные системы и программирование, Физическая культура и Социальная работа. Специальности имеют различную направленность, но для того чтобы студентам в дальнейшем было проще не только при работе с ПК, но и они имели возможность проявлять себя творчески уже по роду своей профессии, ЭУП было разработано и включило в себя следующее:

- лекционный материал, который позволил студентам ознакомится с понятием компьютерной графики, её видами и с графическими редакторами;

- основной теоретический материал по изучению растрового графического редактора Paint.NET, который познакомил с назначением программы, её возможностями и подробным описание структуры;

- большая часть была представлена практическими заданиями: начиная с изучения интерфейса программы и простейших приёмов работы, до составления многослойного рисунка, с использованием различных инструментов и эффектов.

Данная программа в начале изучения многими студентами была принята как что-то новое и сложное в изучении, но благодаря помощи преподавателя, который первые занятия проводил с подробным объяснение каждого этапа практического задания и сопровождал это всё наглядностью, а также использование студентами ЭУП позволило уже ко второму занятию заинтересовать их в дальнейшем изучении, к третьему и четвертому позволило им самостоятельно определить порядок действий при выполнении практического занятия и уже все последующие занятия позволили решить поставленную проблему, так как каждый студент был заинтересован в изучении и самостоятельно пытался достигнуть поставленной цели.

Суть традиционной модели образования изменяется, студент должен не просто получать знания, ему необходимо научиться их систематизировать, анализировать, создавать свое собственное представление о мире.

Постоянно развивающиеся информационные технологии возлагают на субъекты самообразования требования, которые обязывают их иметь соответствующие знания, навыки и способности для их использования.

Эти знания практически невозможно усвоить механически, личность сама вырабатывает их в результате самостоятельной творческой активности и самоорганизации мышления при взаимодействии с информационными технологиями [3].

В заключении, хотелось бы уточнить, что, работая с компьютером, большинство людей не создает нужные программы самостоятельно, а лишь пользуется уже готовыми разработками.

Поэтому и называются они пользователями.

Впрочем, быть пользователем тоже не просто. Ведь необходимо уметь не только обращаться с несколькими распространенными программными пакетами, но и ориентироваться в «программном море» - для того чтобы в случае необходимости легко и быстро найти нужную программу и научиться с ней работать [1, с. 146].

И весь этот процесс изучения должен сопровождаться под чутким руководством опытного наставника, которым является преподаватель, со всем своим багажом методов, навыков и форм работы.

Ведь именно он сможет помочь пользователю, т.е. студенту, проявить себя творчески, достичь поставленной цели, стать увереннее и использовать полученные знания не только в своей дальнейшей профессии, но и в жизни.

 

Список литературы:
1. Компьютерная энциклопедия школьника: энциклопедия / В. П. Леонтьев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. - 766 с.: ил.
2. Соловов А.С. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма? / А.С. Соловов // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 104-112. 
3. Митрофанов Д.В. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В САМООБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18726 (дата обращения: 31.10.2018).