Статья:

Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Безуглых А.А. Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Безуглых Александр Александрович
студент, «Тюменский Государственный Университет» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета в г. Тобольск, РФ, г. Тобольск
Лицман Галина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. «Тюменский Государственный Университет» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета в г. Тобольск, РФ, г. Тобольск

 

Вопросы о сохранении здоровья учащихся в ОУ на сегодняшний день стоят очень остро. В настоящий момент в нашей стране в условиях продолжающейся на протяжении длительного времени нестабильности социально-экономической и политической жизни видна устойчивая тенденция роста количества детей с ухудшением здоровья. Это подтверждает статистика, представленная ежегодно в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации».

Статистика показывает, что около 89% учащихся ОУ имеют те или иные отклонения, а именно такие отклонения как отклонения в физическом и психическом развитии, и только к практически здоровым относится лишь 11% выпускников ОУ.

И причин этому может быть великое множество, это вызвано продолжающимся длительным ухудшением жизни семьи, снижением нравственных устоев среднестатистической семьи и, как результат, значительное изменение отношения к своим и чужим детям.

Также, в ОУ интенсивность учебного труда обучающихся очень высока, и это является одним из самых существенных факторов изменения, а именно ослабление состояния здоровья и рост числа различных отклонений в состоянии организма, в том числе психических. Причинами разных отклонений являются как малоподвижный образ жизни (гиподинамия) так и нарастание и накапливание отрицательных эмоций без дальнейшей перезарядки, в том числе физической разрядки, из-за чего происходят все психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

Современная школа взяла курс на изучение проблем здоровья и устранение их причин.

Вопросы сохранения здоровья участников процесса ОУ отражены в основных направлениях деятельности ОУ.

Современные руководители школ стараются уделять особое внимание проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствует созданию всех условий для сбережения и сохранения здоровья участников образовательного процесса, а также учащихся, педагогов, и родителей.

Научный интерес к социально-педагогическому проектированию здоровьесберегающей среды в наши дни в системе образования достаточно велик. Это обусловлено тем, что здоровье и отношение к своему здоровью учеников и педагогов играет одну из важнейших ролей.

В связи с этим ОУ одновременно являются одним из звеньев социализации детей и образовательной средой, именно в ОУ наряду с общечеловеческими ценностями признаётся ценность здоровья учащихся, и педагогов, а также формируется понимание, мотивация сохранения личного здоровья и здоровья всех участников образовательного процесса.

Практические и научные исследования говорят о том, что к числу первоочередных задач руководителей ОУ относится задача сохранения и улучшения здоровья учащихся и педагогов.

Образовательная среда школы не всегда бывает благоприятной для участников образовательного процесса. Все знают, что в школьные годы дети приобретают такие распространенные заболевания, как психические расстройства, заболевания нервной и опорно-двигательной системы, а также снижение зрения и т.д.

Изучив вопросы теории и практики здоровьесбережения участников образовательного процесса, было обнаружено неизученным влияние социально-педагогического проектирования на формирование здоровьесберегающей среды, хотя сама идея постулируется в следующих противоречиях:

· между острой необходимостью в согласованных действиях преподавательского состава по формированию здоровьесберегающей среды ОУ и невозможностью ее внедрения и применения в настоящих условиях;

· между огромной значимостью данной проблемы создания здоровьесберегающей среды ОУ для дальнейшего разностороннего развития личности учеников и плохим (низким) уровнем проработанности и развития системы образования в направлении здоровьесбережения;

· между возможными положительными возможностями здоровьесбережения ОУ в развитии всех ее участников и недостаточной разработанностью и проработанностью этой проблемы в науке и др.

На этой основе было сформулировано противоречие между востребованностью социально-педагогического проектирования и не разработанностью условий положительного влияния его на формирование здоровьесберегающей образовательной среды.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема, при каких условиях правильно построенной работы по социально-педагогическому проектированию могут быть эффективно решены вопросы создания здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.

На современном этапе образования, воспитания, обучения и развития детей отведена значительная роль изучению проблемы социально-педагогического проектирования в проектировании и создании здоровьесберегающей образовательной среды.

Становится очевидной актуальность социально-педагогического проектирования здоровьесберегающей среды ОУ.

Социально-педагогическое проектирование выполнит функцию по формированию и созданию здоровьесберегающей среды ОУ, если будет:

· учитываться влияние (социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие) факторов, на воспитательно-образовательный процесс;

· разработано программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды ОУ;

· реализовано содержание образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных организаций на здоровье школьников;

·  использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

 

Список литературы:
1. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. – 2000. – №4. – С.65–69.
2. Источник 2. – [Электронный ресурс]: https://refdb.ru/look/2890437.html.