Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Проектирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Вопросы о сохранении здоровья учащихся в ОУ на сегодняшний день стоят очень остро. В настоящий момент в нашей стране в условиях продолжающейся на протяжении длительного времени нестабильности социально-экономической и политической жизни видна устойчивая тенденция роста количества детей с ухудшением здоровья. Это подтверждает статистика, представленная ежегодно в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации».
Статистика показывает, что около 89% учащихся ОУ имеют те или иные отклонения, а именно такие отклонения как отклонения в физическом и психическом развитии, и только к практически здоровым относится лишь 11% выпускников ОУ.
И причин этому может быть великое множество, это вызвано продолжающимся длительным ухудшением жизни семьи, снижением нравственных устоев среднестатистической семьи и, как результат, значительное изменение отношения к своим и чужим детям.
Также, в ОУ интенсивность учебного труда обучающихся очень высока, и это является одним из самых существенных факторов изменения, а именно ослабление состояния здоровья и рост числа различных отклонений в состоянии организма, в том числе психических. Причинами разных отклонений являются как малоподвижный образ жизни (гиподинамия) так и нарастание и накапливание отрицательных эмоций без дальнейшей перезарядки, в том числе физической разрядки, из-за чего происходят все психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
Современная школа взяла курс на изучение проблем здоровья и устранение их причин.
Вопросы сохранения здоровья участников процесса ОУ отражены в основных направлениях деятельности ОУ.
Современные руководители школ стараются уделять особое внимание проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствует созданию всех условий для сбережения и сохранения здоровья участников образовательного процесса, а также учащихся, педагогов, и родителей.
Научный интерес к социально-педагогическому проектированию здоровьесберегающей среды в наши дни в системе образования достаточно велик. Это обусловлено тем, что здоровье и отношение к своему здоровью учеников и педагогов играет одну из важнейших ролей.
В связи с этим ОУ одновременно являются одним из звеньев социализации детей и образовательной средой, именно в ОУ наряду с общечеловеческими ценностями признаётся ценность здоровья учащихся, и педагогов, а также формируется понимание, мотивация сохранения личного здоровья и здоровья всех участников образовательного процесса.
Практические и научные исследования говорят о том, что к числу первоочередных задач руководителей ОУ относится задача сохранения и улучшения здоровья учащихся и педагогов.
Образовательная среда школы не всегда бывает благоприятной для участников образовательного процесса. Все знают, что в школьные годы дети приобретают такие распространенные заболевания, как психические расстройства, заболевания нервной и опорно-двигательной системы, а также снижение зрения и т.д.
Изучив вопросы теории и практики здоровьесбережения участников образовательного процесса, было обнаружено неизученным влияние социально-педагогического проектирования на формирование здоровьесберегающей среды, хотя сама идея постулируется в следующих противоречиях:
· между острой необходимостью в согласованных действиях преподавательского состава по формированию здоровьесберегающей среды ОУ и невозможностью ее внедрения и применения в настоящих условиях;
· между огромной значимостью данной проблемы создания здоровьесберегающей среды ОУ для дальнейшего разностороннего развития личности учеников и плохим (низким) уровнем проработанности и развития системы образования в направлении здоровьесбережения;
· между возможными положительными возможностями здоровьесбережения ОУ в развитии всех ее участников и недостаточной разработанностью и проработанностью этой проблемы в науке и др.
На этой основе было сформулировано противоречие между востребованностью социально-педагогического проектирования и не разработанностью условий положительного влияния его на формирование здоровьесберегающей образовательной среды.
На основании выявленного противоречия формулируется проблема, при каких условиях правильно построенной работы по социально-педагогическому проектированию могут быть эффективно решены вопросы создания здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
На современном этапе образования, воспитания, обучения и развития детей отведена значительная роль изучению проблемы социально-педагогического проектирования в проектировании и создании здоровьесберегающей образовательной среды.
Становится очевидной актуальность социально-педагогического проектирования здоровьесберегающей среды ОУ.
Социально-педагогическое проектирование выполнит функцию по формированию и созданию здоровьесберегающей среды ОУ, если будет:
· учитываться влияние (социальные, психолого-физиологические, организационно-педагогические, управленческие) факторов, на воспитательно-образовательный процесс;
· разработано программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды ОУ;
· реализовано содержание образования, обеспечивающее влияние здоровьесберегающей среды образовательных организаций на здоровье школьников;
· использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.