РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ В ПРОЦЕССЕ НОД
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ В ПРОЦЕССЕ НОД
Физическое развитие является одним из приоритетных направлений в области образования, ему уделяется большое внимание со стороны государства. Физическое развитие ребенка должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а так же учитывая его потребности, об этом отмечается в Федеральном образовательном стандарте, который определяет основные требования к организации физического воспитания и спортивной работы в образовательных организациях. В соответствии с этим стандартом, образовательные учреждения должны обеспечивать условия для всестороннего развития детей, включая занятия физическими упражнениями и спортом, а также содействовать формированию здорового образа жизни [4].
В возрасте от 5 до 6 лет происходит активный рост и развитие физических, умственных и эмоциональных способностей ребенка. В этот период особое значение приобретает организация физической активности, направленной на формирование и совершенствование двигательных навыков, а также развитие таких качеств, как быстрота, координация, выносливость и гибкость [1].
Быстрота, как одна из ключевых физических способностей, играет важную роль в развитии дошкольников. Это качество позволяет им эффективно реагировать на окружающую среду, быстро перемещаться и выполнять двигательные задачи. Развитие быстроты у дошкольников может происходить через игровые и двигательные занятия. Одним из эффективных методов развития быстроты у детей является использование игровых элементов, таких как игра-эстафета. Игра-эстафета позволяет совместить процесс обучения с элементами соревновательности и коллективной совместной деятельности, что способствует повышению мотивации детей к занятиям физическими упражнениями [2].
Экспериментальная работа по развитию быстроты у детей 5-6 лет посредством игры-эстафеты проводилась на базе МАОУ СОШ №16 структурное подразделение «Детский сад», Пермский край, г. Соликамск. Первичная диагностика проходила среди 40 детей (5–6 лет) старшей возрастной группы №9 (экспериментальная группа) и старшей возрастной группы №11 (контрольная группа). Используемые методики представлены в виде таблицы.
Таблица 1.
Диагностическая карта исследования уровня развития быстроты детей 5–6 лет
№ |
Методика |
Исследуемые показатели |
1 |
«Чередование ходьбы и бега по сигналу» (Е. Н. Вавилова) |
Быстрая реакция на сигнал |
2 |
«Прыжки через скакалку» (С. О. Филлипова) |
Достаточная скорость одиночного движения |
3 |
«Бег с ускорением» (Н. А. Ноткина) |
Увеличение темпа движений по сигналу за короткий промежуток времени |
4 |
«Бег на дистанцию 20 метров» (Н. О. Озерецкий) |
Достаточная частота цикличных движений в процессе бега |
Общие результаты исследования уровня развития быстроты у детей 5–6 лет в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе представлены на рисунке 5 в виде диаграммы.
Рисунок 1. Результаты исследования уровня развития быстроты в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий эксперимент)
Исходя из полученных результатов мы отметили, что у детей в контрольной группе показатели выше, чем у детей экспериментальной группы. В связи с обобщенными результатами в экспериментальной группе били разработаны и проведены занятия по развитию быстроты посредством игр-эстафет.
Формирующий этап эксперимента проводился с целью развития быстроты у детей 5–6 лет посредством игры-эстафеты в процессе НОД. В эксперименте принимали участие 20 воспитанников экспериментальной группы. Нами был разработан тематический план занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой половине дня, длительность НОД – 25 минут.
Реализуя первое условие в рамках занятий, предусматривалось наличие возможности для всех участников проявить свои физические способности. Для этого были разработаны задания, требующие от участников физической активности. Каждое задание предполагало выполнение определенных действий в условиях, которые требовали быстроты реакции и сосредоточенности. При организации игры использовались различные элементы, например препятствия, которые требуют быстрого преодоления, или условия, где нужно менять направление движения с высокой скоростью.
Для реализации второго условия игры-эстафеты планировались так, чтобы нагрузка, получаемая детьми на занятиях, была равномерно распределена на все основные группы мышц [3]. Для реализации данного условия были использованы следующие упражнения: бег с метанием, бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия, бег с переноской различных предметов (мячей, обручей и др.) в сочетании с дополнительными движениями, бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину, бег змейкой между предметами. Ребенок при выполнении этого упражнения должен пробежать змейкой, например через кегли и не уронить ни одной.
Реализуя третье педагогическое условие, занятия начинали с простых игр-эстафет, постепенно увеличивая сложность. Дети могли бегать, переносить предметы с одного места на другое, прыгать через препятствия и выполнять другие подвижные задания. Постепенно увеличивали сложность игр, добавляя новые элементы, увеличивая дистанцию или усложняя правила. Вначале детям можно предлагалась игра-эстафета, где им нужно было передавать мяч друг другу как можно быстрее. Постепенно усложняли задание, добавляя препятствия, повышая скорость передачи мяча или увеличивая количество участников в команде.
В контрольном этапе исследования приняли участие 20 воспитанников экспериментальной группы. Сравнительные результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные результаты исследования уровня развития быстроты в контрольной и экспериментальной группах (контрольный эксперимент)
Можно отметить, что 30% детей достигли высокого уровня быстроты, что проявляется в их способности быстро реагировать на сигналы и изменять характер движений. У 55% детей отмечен средний уровень. Остальные 15% детей демонстрируют низкий уровень. Они до сих пор испытывают трудности при выполнении заданий, реагируют с опозданием на команды.
Исследование показало, что игра-эстафета может быть эффективным средством развития быстроты у детей 5-6 лет. Следует отметить, что эти показатели достигаются только в ходе целенаправленной и систематической работы, т. е. педагогу необходимо продолжать работу в данном направлении.