Статья:

Технология развивающего обучения при реализации ФГОС

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Осичева А.А. Технология развивающего обучения при реализации ФГОС // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(31).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Технология развивающего обучения при реализации ФГОС

Осичева Александра Александровна
магистрант, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск

 

Современное образование претерпело существенные изменения в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Ключевой задачей педагогов на сегодняшний день является не только передача учебной информации, но и всестороннее развитие личности ребенка. Для ее разрешения, педагог должен обладать психологическими знаниями, которые позволят целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основная роль учителя – организация учебной деятельности, которая будет формировать познавательную самостоятельность ребенка, развивать его способности и выработает активную жизненную позицию. У школьника, в рамках технологии развивающего обучения, должна появиться потребность в получении новых знаний, умений, навыков для того разрешить усложняющие предметные задачи. Полученные теоретические знания становятся основой для дальнейшей творческой активной учебной деятельности ребенка, что обеспечивает эмоционально-ценностное отношение к самому процессу образования и его содержанию. Творческий подход способствует формированию общеучебных умений, овладению способами мышления, а также развивает воображение, память, волю и эмоциональный интеллект.

Впервые о соотношении обучения и развития школьника заговорил Л.С. Выготский. Именно Л.С. Выготский является автором принципиально нового подхода по сравнению с традиционными зарубежными теориями к проблеме соотношения обучения и развития. Л.С. Выготский придерживался позиции, что обучение является движущей силой психического развития ребенка. И что второе, невозможно без первого – обучения. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития» [1, с. 386].

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.  Цель развивающего обучения заключается в формирования у детей основ теоретического мышления. То есть, в способности ребенка понимать суть явления, и в соответствии с ней осуществлять свою деятельность. Данное мышление позволяет ребенку разрешать задачи, с которыми он ранее не сталкивался и не имел опыта их решения.

Технология развивающего обучения предполагает принципиально иное построение учебной деятельности, в которой отсутствует простое заучивания учебного материала. Суть данной технологии заключается в создании условий, где основная задача для педагога – развитие обучающегося. Данная задача решается поэтапно, на начальной ступени образования ученик приобретает потребность в получении знаний и развитии собственных способностей, он стремится к саморазвитию. В последующие годы обучения в школе эта потребность подкрепляется и усиливается. Важно, чтобы условия образовательной организации способствовали самореализации ребенка. Помимо обеспечения знаниями, умениями и навыками, школа должна закладывать основы для самостоятельного постижения знаний по учебным дисциплинам. Эти знания преобразуются мышлением, выступая средством для его развития. Педагог должен способствовать появлению интеллектуальной включенности ученика в решение поставленных на уроке задач. Так ребенок начинает осознавать себя как познающего субъекта, и самостоятельно строить процесс познания.

Л.В. Занков один их первых, кто попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Ключевая идея концепции автора заключается в том, что общее развитие толкуется как развитие способностей учащихся. Основными критериями при определении его уровня были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий [2].

Л.В. Занков отмечал, что наиболее эффективными уроками являются те, на которых дети имеют возможность обсуждать материал, спорить и обосновывать свою точку зрения. То, что не вызывает интерес ребенка, быстро исчезает из его памяти, и он не использует этот материал в дальнейшем. Таким образом, в теоретических построениях Л.В.Занкова идеальным объектом выступает ребенок, наделенный способностью осмысливать опыт. Направленность учебного процесса на развитие этой способности является залогом развития самого ребенка.

Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Элъконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического – умственного и личностного развития учащихся.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщений получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи [3, c. 89-90].

В данной технологии развивающего обучения существует нестандартная система оценивания, которая приучает детей не на получение отметки, а на приобретение новых знаний. На уроках используется оценочная линейка, и сам ученик определяет уровень своих знаний, опираясь также на дополнительные критерии, например аккуратность, точность и т.д. Дети в процессе занятия сами пытаются изучить и понять материал. Учебная деятельность организованна так, чтобы ребенок сам смог определить предмет исследования и выдвинуть возможные способы исследования. Одним из преимуществ данной технологии – развитие логического мышления и выделение теоретических знаний. А закрепляют полученный материал ученики путем исследования, дискуссии и групповой работой. При этом в данной технологии отмечается высокий уровень сложности преподаваемых предметов, и у ребенка должна быть теоретическая подготовка, для того, чтобы обучаться по данной программе.

Технологии развивающего обучения требует достаточное количество ресурсов, как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны администрации школы, которая должна создавать условия для реализации данных программ. Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология имеет ряд преимуществ, и не лишена недостатков, как любая другая технология. Важно, чтобы ее применение действительно способствовало гармоничному и всестороннему развитию личности.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский [под ред. В.В. Давыдова].– Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.
2. Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/89/18285 (Дата обращения 16.08.2020).
3. Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения //МНКО, 2009. –№7.–2.– С.88-92.