Статья:

Нетрадиционный подход в коррекции заикания

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Морозова А.П. Нетрадиционный подход в коррекции заикания // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Нетрадиционный подход в коррекции заикания

Морозова Анастасия Павловна
студент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, доц., Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

На протяжении многих столетий ученые предпринимают попытки выработать эффективные и надежные средства коррекции заикания. В разное время методы лечения логоневроза существования человечества отличались друг от друга.

На сегодняшний день широко используются традиционные методики коррекции заикания. Например, методика, разработанная Лилией Зиновьевной Арутюнян, профессором кафедры логопедии МПГУ им. М.А. Шолохова [2, с. 680]. Данная методика освоена на синхронизации речи с пальцами рук. Так и нетрадиционным методам коррекции заикания у детей. По определению Большого энциклопедического словаря «нетрадиционный – это не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский» [1, с.768]. Эти методы связаны с релаксацией, максимальным расслаблением мимических мышц, мышц диафрагмы и мышц артикуляционного аппарата, что позволяет добиться плавности в речи.

Одним из таких методов является использование песка и воды в коррекционной работе с заикающимися детьми. Надо отметить, песок и вода знакомы ребенку с самого детства. Малыш находится в водной среде еще до появления на свет. После рождения ребенок контактирует с водой с первых дней своей жизни. Подрастая, дети выходят на улицу, прыгают по лужам и пускают кораблики. С особым интересом малыши играют с песком: строят башни, лепят фигурки, делают дорожки. Именно эта тесная связь периода раннего детства ребенка с песком и водой легли в основу данной методики.

В ходе игры дети медленно погружают пальцы в песок, лепят фигурки, заполняют ямки в песке с водой. Именно процесс погружения рук в теплую воду способствует устранению отрицательного настроения, снимает мускульное напряжение рук, судороги и способствует развитию мелкой моторики. В ходе игры в воде с песком, дети начинают самостоятельно проговаривать роли героев, с которыми они играют. В этот момент полностью отсутствуют запинки судорожного характера, т.к. наедине с собой отсутствует фиксация на судорогах, которые препятствуют общению.

Данный нетрадиционный метод может использоваться в практике учителя-логопеда при коррекции нарушений, обучении и развитии ребенка. Логопед может использовать песок и воду при работе над подвижностью артикуляционного аппарата, например, при выполнении упражнения «Качели», ребенок может ритмично двигать языком вверх-вниз, одновременно указательным пальцем ведущей руки проводит по песку или воде в том же направлении. При автоматизации звуков, вводя в речь звук [Р], логопед просит рисовать букву Р на песке, с одновременным проговариванием данного звука. Для развития связной речи малыш может дорисовать картинку на песке и составить по ней рассказ. Также с помощью данного метода можно развивать звуковой анализ слова – чертить на песке схемы слов и предложений, разных по степени сложности [3, с. 49–56].

Не менее интересным нетрадиционным средством коррекции заикания является музыка. Известно, что большинство детей, страдающих заиканием, в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, страха, неуверенности, речевого негативизма [4, с.30–35]. Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу ребенка, оказывает расслабляющее действие на его психику. Музыкотерапия как психотерапевтический метод (термин имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой») начал использоваться на рубеже XIX–XX столетий. Но в сфере коррекции заикания терапия с помощью музыки применяется последние тридцать лет [11, с.52]. Суть метода заключается в создании у ребенка положительного эмоционального фона и хорошего настроения в процессе прослушания плавных мелодий, что, в свою очередь, способствует устранению невротизации малыша. Для выработки мягкой атаки голоса, правильного диафрагмального дыхания, отработки темпа и ритма речи, постановки правильного ударения в коррекционной работе используется пение. При пропевании слов симптомы заикания исчезают, а у ребенка формируется плавность и выразительность речи. Отсутствие судорог, в свою очередь, создает предпосылки для избавления логофобии, которая также может наблюдаться у заикающегося [7, с. 48–73]. Данный метод не требует специальных умений и навыков. Музыкотерапия может использоваться родителями ребенка самостоятельно. Достаточно подобрать спокойную музыку, например «Звуки природы» (шум прибоя, звуки дождя и т.д.), и включать её во время игровой деятельности ребенка или перед сном. Такие сеансы следует проводить ежедневно в течение длительного времени. В результате применения музыкотерапии у детей понижается уровень тревожности, уменьшается чрезмерное эмоциональное и мышечное напряжение [6, с. 118–122].

На протяжении нескольких лет логопедами-практиками с успехом используется такой нетрадиционный способ коррекции заикания как арт-терапия. По определению Большого энциклопедического словаря «арт-терапия – это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве» [1, с. 768]. Использование данного метода направлено на снятие стресса, который присутствует детей. Стрессовое состояние способствует нарастанию судорог, которые распространяются с мышц речевого аппарата на мышцы шеи, груди, конечностей. Одной из особенностей детей с логоневрозом состоит в том, что они не могут вербально вынести во вне свое нарастающее напряжение. Ребенок с заиканием «переносит» нарастающее давление из одних мышц в другие путем, например, пощелкивания пальцами рук, переминанием с ноги на ногу [10, с. 10–14]. В процессе арт-терапи, ребенок может наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. В отличие от речи, в процессе арт-терапии малыш с легкостью «говорит» не вербально, по средствам рисунка [8, с. 256]. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Характерной особенностью детей с логоневрозом является бледная мимика, отсутствие чувства ритма, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии речевой функции и коммуникации в целом. Поэтому еще одним способом, исправления данного нарушения, является метод театрализации. При использовании метода на практике выделяют четыре этапа.

Первый этап связан с использованием игровых упражнений по развитию мимики. Ребенку предлагается изобразить эмоции: испуг, обиду, удивление и т.д. Как правило, детям на данном этапе предлагают проиграть упражнения по развитию пантомимики и жестов. Малышам даются задания показать при помощи общей моторики и мимики определенные игровые ситуации: «Расцвели, как цветы», «Полетим, как птицы», «Жук перевернулся на спину», «Идут пингвины», «Идет медведь по лесу» и т.д. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность. Дети учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица и жестов [9, с. 200].

Второй этап театрализации характеризуется использованием совместного с логопедом проговаривания ребенком текста с одновременным показом слов соответствующими действиями. Тексты заранее заучиваются ребенком, чтобы исключить сосредоточение внимания на нем.

На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы различного характера Здесь предлагают ребенку разыграть небольшое театральное представление с куклами-марионетками. Данный вид работы позволяет малышу активизировать диалогическую речь.

На пятом, завершающем, этапе театрализации, когда дети овладели элементами жестовой речи и пантомимики, а также в достаточной мере развита диалогическая речь, в которой практически исключены судорожные запинки, можно разыграть настоящее театрализованное представление, позволяющее ребенку повысить самооценку, быть уверенным при выступлении перед зрителями, мамами и папами. [5, с. 82–84].

Обобщая результаты выше изложенного, можно сделать вывод о том, что помимо традиционных подходов в коррекции логоневроза, существуют нетрадиционные подходы, такие как использование на занятиях песка и воды, музыкотерапии, арт-терапии, театрализации действий. Данные методы позволяют достичь максимального расслабления артикуляционных и мимических мышц, что способствует избавлению от запинок судорожного характера в речи ребенка.

 

Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь: В 2 т./ Гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 2, М.: Сов. Энцикл., –1991. – 768 с. 
2. Волкова Л.С. Логопедия. Заикание. / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. – М.: ВЛАДОС. – 2004. – 680 с.
3. Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–7 лет // Дошкольная логопедическая служба. – №1. – 2008. – С. 49–56.
4. Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 5. – С.30–35.
5. Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошкольное воспитание. – 2008. – №3. – С. 82-84.
6. Горячкина Е.В. Музыкотерапия в релаксационных упражнениях для детей с заиканием // Логопед. – 2014. – №1. – С. 118–122.
7. Дель С.В. Музыкальные упражнения в коррекции речи при заикании // Логопед в детском саду. – 2005. – №3. – С. 48–73.
8. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. / Л.Д. Лебедева. – Санкт–Петербург: Издательство «Речь». –2005. – 256 с.
9. Маллаева Д.М., Д.И. Гасанова Теория и практика психотехнических игр / – М.: ВЛАДОС. – 2013. – 200 с.
10. Матюшенко М.В. Арт-терапевтические методы в коррекции заикания // Предметник. – 2016. – №1. – С. 10–14.
11. Шушарджан С.В. Музыкальная терапия и музыкальная психология / С.В. Шушарджан. – М.: Медицина. – 2007. – 52 с.