Нормативные и педагогические основания модернизации начального общего образования России в начале XXI века
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Нормативные и педагогические основания модернизации начального общего образования России в начале XXI века
Аннотация. Автор статьи, характеризуя современное состояние начального образования в России, говорит о проходящем в настоящее время процессе модернизации НОО. В работе перечисляются и характеризуются нормативно правовые акты и педагогические составляющие, обеспечивающие, направляющие и двигающие этот процесс. Автор подчёркивает важность формирования эффективной системы начального образования в стране с целью воспитания достойной, всесторонне развитой личности. Затрагивает тему компетентности педагога и его первостепенной роли в образовательно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: начальное образование, нормативное и педагогическое обеспечение, участники образовательного процесса, начальная школа, педагог, тенденции образования, модернизация.
«Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса. Будущее России, наши успехи зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан …будет зависеть будущее России» - так о значимости образования для современного человека в частности, и всей страны в целом отозвался Президент нашей страны В.В. Путин [9].
Если ещё 15-20 лет назад для характеристики текущего момента развития общества достаточно было назвать научно-технический прогресс, то в настоящее время, с целью предоставления всеобъемлющей картины условий жизни нашего современника, следует добавить надвигающуюся четвёртую промышленную революцию и наступающий человечеству «на пятки» искусственный интеллект. Отсюда становятся понятны столь скоростные темпы развития и совершенствования всех отраслей общественной жизни. В первую очередь, несомненно, это касается сферы образования.
Всем выше перечисленным объясняется актуальность обозначенной темы, а именно - «Нормативные и педагогические основания модернизации начального общего образования в России в начале XXI в.».
Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение и целей образования. Образование становится действенным фактором развития общества. Стремительное изменение условий жизни требует от системы образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность обучаемого индивида, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции субъектов образования в отношении получаемых знаний, компетентности и процесса социализации.
Центральным условием формирования человека и общества в целом всегда было и остается образование. Именно с его участием обеспечивается воспроизводство общества, человечество передаёт накопленные знания и социокультурный опыт от поколения к поколению. Специалистами признаётся тот факт, что эффективность работы и производительность труда имеют неудовлетворительные показатели в тех странах, где имеет место низкий уровень образования.
В связи с этим перед российским образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, всесторонней модернизации. Образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, преобразованиям и прогрессу в обществе. В настоящее время определился обязательный переход системы образования на гуманистические методы и направления воспитания и обучения подрастающего поколения. Основополагающей задачей является разработка и рекомендации к использованию новейших педагогических технологий.
Современная ситуация в образовании характеризуется ориентированностью школы не только на образовательную среду, а также и на выполнение функции по формированию социальной компетентности обучающихся. Именно социальный интеллект определяет успешность функционирования обучающихся в системе межличностных отношений, предоставляет возможность ребенку анализировать и понимать любое эмоциональное состояние и личностные особенности людей, устанавливать дружеские отношения, разрешать конфликтные ситуации, правильно взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми людьми.
Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: перманентные изменения; географическая удаленность более не является препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии. Главные тенденции развития современного образования можно представить следующим образом (рис.1):
Рисунок. 1. Главные тенденции развития современного образования
В современном обществе особенно актуально чувствуется потребность в людях профессионально-компетентных, инициативных, способных быть полезными новому правовому, демократическому государству [2].
Начальная школа – самый первый и, следовательно, весьма ответственный этап в формировании у школьников индивидуальных, исключительно положительных качеств личности, направленных на моделирование достойного члена российского общества. Начальная школа должна работать в направлении выявления талантливых детей, совершенствовать их индивидуальные творческие способности, помня, что все дети без исключения появляются на свет с разными задатками творчества [1]. Всё это невозможно без применения инновационных образовательных технологий.
О процессе активной модернизации начального образования весьма утверждающе говорят следующими нормативно-правовые акты, которыми руководствуются участники образовательно-воспитательного процесса:
1. Конституция Российской Федерации (ст.43).
2. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
8. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
12. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 № 1561/14-15. и другие.
В Законе об образовании ст.32, п.2 п.п.2.3 сказано «Об утверждении федерального перечня учебников» [1]. Многие «педагоги-начальники» в настоящее время работают по учебно-методическому-комплекту «Школа России». Данный комплект представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он охватывает все образовательные области, в том числе инновационные, включает учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие современным требованиям [1].
Система учебников «Школа России» включает следующие завершённые предметные линии:
1. «Русский язык» (автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), включая курс «Обучение грамоте» (автор В.Г. Горецкий).
2. «Литературное чтение» (автор Л.Ф. Климанова и др.).
3. «Математика» (автор М.И. Моро и др.).
4. «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков и др.).
5. «Технология» (автор Роговцева Н.И., Богданова Н.И., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.).
Программа «Школа России» направлена на формирование у школьника таких качеств, как фундаментальность, надёжность, стабильность, вариативность, открытость новому [9]. Основные принципы, реализующиеся в этой программе:
• духовно-нравственное развитие ребёнка: развитие у ребёнка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, умению сопереживать, готовности помогать другому человеку;
• гражданско-ориентированное образование младших школьников: развитие гражданственности и патриотизма. Россия представляется ученикам, как часть многообразного и целостного мира, а её граждане - одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Ребёнок с первых лет обучения, получая представление о природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания на формирование толерантности, как важнейшего личностного качества;
• экологическое образование младших школьников - разработана глубоко обоснованная концепция экологического образования как процесса формирования экологической культуры личности и общества. Важно развивать у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитывать любовь и уважение к природе во всех проявлениях от цветка на подоконнике до целого мироздания;
• пробуждение и поддержка творческого начала ребёнка. Обучение детей с использованием комплекта «Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учеников, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат [5].
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации. Учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность применять обширный арсенал методов и приёмов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, интернет-поддержкой). В нём сохранены лучшие традиции школы, учитывающие принципы дидактики, возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала. Главную идею комплекса можно сформулировать следующим образом: «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России» [5].
Стандарты второго поколения включают в себя требования, содержащиеся в п.1 ст.7 закон РФ «Об образовании» и в п.19.1 требования к разделу основной образовательной программы начального общего образования [1]. Если мы научим младших школьников видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи - всё это будет способствовать самостоятельной познавательной деятельности, стремлению быть успешным в быстро меняющемся мире.
Начальная школа должна работать в направлении выявления талантливых детей, совершенствовать их индивидуальные творческие способности, помня, что все дети без исключения появляются на свет с разными задатками творчества. Всё это невозможно без применения инновационных образовательных технологий.
Одним из приоритетных направлений нашего государства является внедрение и развитие инклюзивного образования. Новые стандарты включают в себя программу коррекционной работы (п.19.8). В настоящее время развитие ребенка через интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными (особенными) возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии [7].
Показателями грамотного построения педагогом образовательного процесса служат следующие данные: высокий процент успеваемости в классе в сравнение с другими классами в школьной параллели; отсутствие неуспевающих школьников; умение педагога полностью успеть выучить и закрепить новый материал в течение урока, не задерживая детей на переменах и после окончания уроков; наличие профессионально построенной программы классных и внеклассных мероприятий, их полное соответствие возрасту детей и качественное выполнение; привлечение педагогом к образовательно-воспитательному процессу членов семей своих воспитанников; результаты внешнего и внутреннего аудита, мониторинга удовлетворённости образовательным процессом сторонами-участниками и т.д. [9].
Инновационная деятельность отображается: в наличие у педагога новейших учебных программ, самостоятельных педагогических разработок с использованием проектной деятельности и проблемного построения образовательного процесса; в умении учителем использовать технические средства обучения; в умении учеников строить алгоритмы изучения нового материала, делать самостоятельные выводы, владеть правилами оценки и самооценки; в умении заниматься проектной и исследовательской деятельностью.
Наличие отработанной, инновационной системы управления качеством образования в учреждении также является полноценным, ярким критерием, по которому можно судить о качестве предоставляемого образования. Педагог, активно участвующий в модернизации системы российского образования, должен освоить и применять в своей работе следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; проектная деятельность; ИКТ; здоровьесберегающие технологии [5].
Личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, направленно, прежде всего на формирование учебной деятельности. Деятельность учителя направлена на то, чтобы сформировать у каждого ученика осмысленную целенаправленную деятельность [2]. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности обучающихся, как субъектов обучения. Большую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес обучающегося к тому, что он делает. Считаю, что формирование учебной мотивации - одна из центральных проблем современной школы и особенно актуальна сегодня. Наиболее острые проблемы, возникающие при обучении и воспитании, связаны с демотивированностью основной массы учащихся.
Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности. Именно познавательная мотивация, обеспечивает продуктивную творческую активность личности в процессе обучения. Работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс.
Его реализация требует систематической планомерной работы. Всё это осуществимо сделать через: содержание учебного материала; особые формы организации процесса обучения: игра, экскурсия, предметные уроки и др.; чередование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; оценочную деятельность и другие методы стимуляции активности; стиль педагогического общения.
В заключение следует отметить, что качественное образование невозможно получить, улучшив отдельные его сферы и элементы. Именно поэтому современная траектория развития отечественной системы образования весьма многогранна и много компонента. Она заключается в следующем: - в повышении качества обучения, диверсификации миссий и профилей подготовки; в поиске механизмов финансирования; в развитии педагогического мастерства и управленческого потенциала руководства учреждения образования; интеграции с бизнесом путем создания партнерских отношений; в повышении количества и качества исследований; внедрения внутренних механизмов обеспечения контроля образовательного процесса; интеграции в международное научное пространство; совершенствовании учебных программ [2].
Результатом направленности образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. Образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее [5].
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Модернизация – процесс длительный и ответственный, требующий вложения колоссальных человеческих и финансовых ресурсов. Но, для такой развитой и значимой на мировой арене страны, как Россия, он необходим и чрезвычайно важен, поскольку степень образованности населения является достоверным индикатором благополучного развития державы, её населения [9].