Статья:

Развитие коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Развитие коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности

Матвиенко Маргарита Михайловна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Макотрова Галина Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Коммуникативные умения - одни из важнейших умений современной личности. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности, в том числе и учебной. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных  людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.

Под коммуникативными умениями понимается комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [1]. Развитие коммуникативных умений у старшеклассников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности школьника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Работа по развитию коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности является одним из самых сложных направлений научно-методической деятельности каждого учителя. Большое влияние на развитие коммуникативных умений оказывает учебно-исследовательская культура личности. Учебно - исследовательская культура личности – это компонент базовой культуры личности, характеризующий единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, целостного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие [2].

Нами было проведено исследование влияния школьной тревожности на сформированность учебно-исследовательской культуры школьников для 50 одаренных учеников из 14 школ г. Белгорода ( 1, 2, 3, 9, 10, 17, 22, 25, 31, 32, 39, 45, 47, 48), из них   22 – учащиеся 10 классов и 28 - учащиеся 11 классов.

Наибольшее влияние на сформированность учебно-исследовательской культуры школьников оказывают переживание социального стресса и страх самовыражения. Интенсивность познавательной потребности, уровень соблюдения правил научной организации труда учащегося и обобщение предметного и операционального результатов исследования  зависят от переживаний социального стресса и от страха самовыражения. А интенсивность познавательной потребности и обобщение предметного и операционального результатов исследования  зависят от  низкой физиологической сопротивляемости стрессу.

Проанализировав информацию и полученные данные, нами были составлены следующие методические рекомендации педагогам школы:

1. Развивать специальные техники устной речи при подготовке старшеклассников к выступлениям для преодоления страха самовыражения. Для того чтобы негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей не стали преградой для формирования учебно-исследовательской культуры школьников учитель должен регулярно проводить семинарские занятия, конференции,  на которых школьники будут представлять свои  доклады, статьи и другие формы устных выступлений. Каждое новое  выступление перед аудиторией будет развивать коммуникативные умения, и  страх демонстрации своих возможностей будет сводиться к минимуму. Так же, учитель может способствовать развитию вербальных коммуникативных умений  (умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувства). Отказавшись от примитивных вопросов во время урока, педагог может составлять ребусы или кроссворды, а во время прочтения статей или докладов обращать внимание на шаблоны обращений, алгоритмы построения выступлений.

2. Обсуждать со школьниками способы транслирования учителю проблем своей подготовки к  проверке знаний. То есть обучать школьников правилам обсуждения проблем, при помощи коммуникативных умений, способствовать уменьшению общей тревожности в школе, значительное влияние на которую оказывает страх проверки знаний. К примеру, при  помощи убеждений или внушений учитель может способствовать уменьшению страха проверки знаний. Не внушать учащимся, что они никогда не смогут написать контрольные работы или сдать ЕГЭ, а убеждать их в том, что они смогут пройти ту или иную форму контроля, если будут учиться и выполнять задания учителя. 

3. Способствовать повышению физиологической сопротивляемости стрессу старшеклассников при помощи обучения школьников техникам коммуникации на специальных занятиях. Для того, чтобы приспособить школьников к ситуациям стрессогенного характера, понизить вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды педагог может организовать тренинги, внеурочные беседы со школьным психологом. Учителю следует активно взаимодействовать с учащимися, чтобы быть в курсе социально-психологического микроклимата коллектива. Так же, педагогу не следует осуждать отстающих учеников, а лучше подбадривать их, пытаться развить потенциал, при помощи таких коммуникативных умений как беседа, убеждение. И, конечно же, педагог не должен доводить себя до синдрома эмоционального выгорания, в этом случае, именно он представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников.

4. Активизировать общение учителя со старшеклассниками, направленное на решение проблем и страхов в отношениях с педагогом. К приемам активизации общения можно отнести следующее: постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; использование учителем информации о структуре коллектива, личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе; организация совместной деятельности, укрепляющей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся, их объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах; организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой учителю стороны; учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.

 5. Способствовать преодолению старшеклассниками фрустрации потребности в достижении успеха. Например, при помощи игры педагог может развивать не только коммуникативные умения, но и помогать старшекласснику развивать свои возможности, которые рано или поздно смогут соответствовать его желаниям. Ведь игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Составленные рекомендации поспособствуют развитию у старшеклассников коммуникативных умений, способностей высказывать свои мысли, формировать навыки конструктивного взаимодействия, уменьшению школьной тревожности и повышению учебно-исследовательской культуры.

 

Список литературы:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Прогресс, 1998. – 376 с.
2. Макотрова, Г. В. Сеть Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников / Г.В. Макотрова ; под общей ред. И. Ф. Исаева. – Белгород : Изд-во «ЛитКараВан», 2010. – 276 с.