Анализ формирования мотивационной сферы личности обучающихся
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Анализ формирования мотивационной сферы личности обучающихся
ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE MOTIVATIVE SPHERE OF THE PERSONALITY OF STUDENTS
Maria Gavrilieva
Student, Ammosov North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk
Alla Kornilova
Scientific director Head of the Department "Social Pedagogy" PI, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Ammosov North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk
Аннотация. Целью исследования выступает изучение возрастных особенностей формирования мотивационной сферы обучающихся. Так как важнейшую роль в мотивации достижения успеха, избегания неудачи, играет тревожность, так как человек всегда тревожится за то или иное дело. В исследовании мы доказали что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности.
Ключевые слова: мотивация, развитие личности, социальная педагогика, формирование мотивации, возрастные особенности обучающихся.
Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности[2]. С точки зрения Б.Ю Сербиновского.: Мотивация-это побуждение людей к деятельности[4].
Тревожность является важнейшим стимулом к мотиву, многих людей элементарный страх умереть от голода мотивирует найти себе источники доходов чтобы добыть себе пропитание[2]. То же самое и в учебной деятельности, тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям[5].
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период[1].
Опытно – экспериментальная работа проводились на базе МБОУ «Хагынская средняя общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие обучающиеся 6 класса, в составе 10 -ти человек и 9 класса, в составе 12 человек. Опытно – экспериментальная проводилось с полного согласия испытуемых.
Наше экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:
1. На первом этапе проводилась диагностика таких характеристик, как учебная мотивация подростков и уровень тревожности испытуемых до проведения развивающих занятий. Проведя диагностику и интерпретацию результатов, мы выявили статистически значимую связь между уровнем тревожности подростков и учебной мотивацией.
2. На втором этапе было произведено экспериментальное воздействие, с подростками экспериментальной группы была реализована программа по снижению уровня тревожности.
3. На третьем этапе было проведено повторное тестирование подростков обеих групп, были проинтерпретированы полученные результаты, сравнены результаты первичной и вторичной диагностики, сделаны выводы об эффективности работы по снижению уровня тревожности у подростков.
Гипотеза исследования: существует мнение, что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности.
По результатам исследования таких показателей, как мотивация и тревожность, были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение подростков по уровням мотивации и тревожности (в %)
№ |
Характеристики |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1 |
учебная мотивация |
37 |
49 |
14 |
2 |
общий уровень тревожности |
12 |
39 |
49 |
Результаты исследования свидетельствуют, что общий уровень учебной мотивации для большинства подростков характерен среднему уровню (49%). Это говорит о том, что эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, поручений, однако требуют контроля.
После проведения первичного тестирования на основе полученных результатов нами была составлена программа по снижению уровня тревожности у подростков. Данная программа предусматривает работу с группой учащихся с использованием теоретических и практических блоков, направленных на снятие психологического и мышечного напряжения, формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению. Данная тренинговая программа была разбита на 10 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут.
После проведения в экспериментальной группе программы по снижению уровня тревожности у детей подросткового возраста, мы провели повторную диагностику особенностей учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах. В частности, был произведен сравнительный анализ показателей мотивации и тревожности до и после проведения занятий.
Результаты исследования учебной мотивации и тревожности подростков после проведения программы по снижению уровня тревожности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение подростков с разными уровнями учебной мотивации и тревожности в контрольной и экспериментальной группах до и после воздействия (в %)
№ |
Характер- ки личности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||||||
Первое тестирование |
Второе тестирование |
Первое тестирование |
Второе тестирование |
||||||||||
Н |
Ср |
В |
Н |
Ср |
В |
Н |
Ср |
В |
Н |
Ср |
В |
||
1 |
Учебная мотивация |
32 |
43 |
25 |
34 |
41 |
25 |
45 |
31 |
24 |
21 |
41 |
38 |
2 |
Общий уровень тревожности |
17 |
35 |
48 |
19 |
34 |
47 |
11 |
28 |
61 |
12 |
46 |
42 |
Проанализировав данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что в контрольной группе после сравнения результатов первого и второго тестирования количество подростков с низким уровнем учебной мотивации (32 % при первом тестировании, 34% при повторной диагностике) и высоким уровнем тревожности (первое тестирование 48%,второе тестирование 47%) остался практически без изменений. Таких учащихся может отличать замкнутость и малая общительность, ограниченный круг друзей. Зачастую, они совсем не проявляют инициативу, такое поведение может быть связано с ожиданием неудачи, а также с заниженной или низкой самооценкой. Для того чтобы подтвердить наше предположение мы использовали статистическое подтверждение t-критерий Стьюдента. Таким образом, статистически нет разницы между первым и вторым тестированием в контрольной группе.
В то время как в экспериментальной группе, проанализировав данные, представленные в таблице 1., по результатам второго тестирования после проведения развивающих занятий, напротив, заметны существенные различия в показателях уровня учебной мотивации и тревожности по сравнению с первой диагностикой. Это различие подтверждается с помощью t-критерия Стьюдента.
Рисунок 1. Распределение подростков по уровням выраженности мотива избегания неудач до и после воздействия (в %)
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что после воздействия эмоциональное состояние детей, на фоне которых развиваются социальные контакты друг с другом, носит положительный характер. Дети стали спокойнее, увереннее в себе, более открыты, стали больше проявлять активность, снизилась внутренняя напряженность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности. Повышению уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня тревожности через формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению – подтвердилась.
Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что небольшие различия между первым и вторым тестированием в контрольной группе могут быть связаны с естественным развитием испытуемых. В то время как понижение уровня тревожности и, вследствие этого, повышение уровня учебной мотивации представителей экспериментальной группы связанны с проведением программы по снижению тревожности у подростков.