Статья:

Анализ формирования мотивационной сферы личности обучающихся

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гаврильева М.В. Анализ формирования мотивационной сферы личности обучающихся // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ формирования мотивационной сферы личности обучающихся

Гаврильева Мария Владимировна
студент, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, г.Якутск
Корнилова Алла Георгиевна
научный руководитель, зав.кафедрой «Социальная педагогика» ПИ, д.п.н., профессор, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, г. Якутск

 

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE MOTIVATIVE SPHERE OF THE PERSONALITY OF STUDENTS

 

Maria Gavrilieva

Student, Ammosov North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk

Alla Kornilova

Scientific director Head of the Department "Social Pedagogy" PI, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Ammosov North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Целью исследования выступает изучение возрастных особенностей формирования мотивационной сферы обучающихся. Так как важнейшую роль в мотивации достижения успеха, избегания неудачи, играет тревожность, так как человек всегда тревожится за то или иное дело. В исследовании мы доказали что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности.

 

Ключевые слова: мотивация, развитие личности, социальная педагогика, формирование мотивации, возрастные особенности обучающихся.

 

Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности[2]. С точки зрения Б.Ю Сербиновского.: Мотивация-это побуждение людей к деятельности[4].

Тревожность является важнейшим стимулом к мотиву, многих людей элементарный страх умереть от голода мотивирует найти себе источники доходов чтобы добыть себе пропитание[2]. То же самое и в учебной деятельности, тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям[5].

В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период[1].

Опытно – экспериментальная работа проводились на базе МБОУ «Хагынская средняя общеобразовательная школа».  В исследовании принимали участие обучающиеся 6 класса, в составе 10 -ти человек и 9 класса, в составе 12 человек. Опытно – экспериментальная проводилось с полного согласия испытуемых.

Наше экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

1. На первом этапе проводилась диагностика таких характеристик, как учебная мотивация подростков и уровень тревожности испытуемых до проведения развивающих занятий. Проведя диагностику и интерпретацию результатов, мы выявили статистически значимую связь между уровнем тревожности подростков и учебной мотивацией.

2. На втором этапе было произведено экспериментальное воздействие, с подростками экспериментальной группы была реализована программа по снижению уровня тревожности.

3. На третьем этапе было проведено повторное тестирование подростков обеих групп, были проинтерпретированы полученные результаты, сравнены результаты первичной и вторичной диагностики, сделаны выводы об эффективности работы по снижению уровня тревожности у подростков.

Гипотеза исследования: существует мнение, что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности.

По результатам исследования таких показателей, как мотивация и тревожность, были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение подростков по уровням мотивации и тревожности (в %)

Характеристики

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

1

учебная мотивация

37

49

14

2

общий уровень тревожности

12

39

49

 

Результаты исследования свидетельствуют, что общий уровень учебной мотивации для большинства подростков характерен среднему уровню (49%). Это говорит о том, что эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, поручений, однако требуют контроля.

После проведения первичного тестирования на основе полученных результатов нами была составлена программа по снижению уровня тревожности у подростков. Данная программа предусматривает работу с группой учащихся с использованием теоретических и практических блоков, направленных на снятие психологического и мышечного напряжения, формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению. Данная тренинговая программа была разбита на 10 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут.

После проведения в экспериментальной группе программы по снижению уровня тревожности у детей подросткового возраста, мы провели повторную диагностику особенностей учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах. В частности, был произведен сравнительный анализ показателей мотивации и тревожности до и после проведения занятий.

Результаты исследования учебной мотивации и тревожности подростков после проведения программы по снижению уровня тревожности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение подростков с разными уровнями учебной мотивации и тревожности в контрольной и экспериментальной группах до и после воздействия (в %)

Характер- ки личности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Н

Ср

В

1

Учебная мотивация

32

43

25

34

41

25

45

31

24

21

41

38

2

Общий уровень тревожности

17

35

48

19

34

47

11

28

61

12

46

42

 

Проанализировав данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что в контрольной группе после сравнения результатов первого и второго тестирования количество подростков с низким уровнем учебной мотивации (32 % при первом тестировании, 34% при повторной диагностике) и высоким уровнем тревожности (первое тестирование 48%,второе тестирование 47%) остался практически без изменений. Таких учащихся может отличать замкнутость и малая общительность, ограниченный круг друзей. Зачастую, они совсем не проявляют инициативу, такое поведение может быть связано с ожиданием неудачи, а также с заниженной или низкой самооценкой. Для того чтобы подтвердить наше предположение мы использовали статистическое подтверждение t-критерий Стьюдента. Таким образом, статистически нет разницы между первым и вторым тестированием в контрольной группе.

В то время как в экспериментальной группе, проанализировав данные, представленные в таблице 1., по результатам второго тестирования после проведения развивающих занятий, напротив, заметны существенные различия в показателях уровня учебной мотивации и тревожности по сравнению с первой диагностикой. Это различие подтверждается с помощью t-критерия Стьюдента.

 

Рисунок 1. Распределение подростков по уровням выраженности мотива избегания неудач до и после воздействия (в %)

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что после воздействия эмоциональное состояние детей, на фоне которых развиваются социальные контакты друг с другом, носит положительный характер. Дети стали спокойнее, увереннее в себе, более открыты, стали больше проявлять активность, снизилась внутренняя напряженность.

Таким образом, наша гипотеза о том, что возрастные мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности. Повышению уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня тревожности через формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению – подтвердилась.

Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что небольшие различия между первым и вторым тестированием в контрольной группе могут быть связаны с естественным развитием испытуемых. В то время как понижение уровня тревожности и, вследствие этого, повышение уровня учебной мотивации представителей экспериментальной группы связанны с проведением программы по снижению тревожности у подростков.

 

Список литературы:
1. Желонкина Ю. Н., Басалаева Н. В. Школьная тревожность младших подростков «группы риска» как проблема современного образования //Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2020. – №. 11. – С. 153-156.
2. Зайцев Г. Г. Анализ личностных особенностей государственных служащих и разработка рекомендаций по работе над собой для улучшения качества их профессиональной деятельности //Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – №. 15. – С. 56-61.
3. Сергушкина С. С., Осипова П. Д. Школьная тревожность у подростков //NovaInfo. Ru. – 2020. – №. 116. – С. 99-100.
4. Тен В. А., Мельникова Е. В. Мотивация и стимулирование как фактор повышения трудовой деятельности персонала //Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике. – 2018. – С. 67-69.
5. Чусовитина О. М., Сподаренко А. Е. Исследование факторов школьной тревожности младших подростков //Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения. – 2017. – С. 247-257.