Воспитательный потенциал детского оздоровительно-образовательного лагеря
Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Воспитательный потенциал детского оздоровительно-образовательного лагеря
EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S HEALTH-EDUCATIONAL CAMP
Anastasia Shipilova
Student of the Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Irina Farhshatova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary Education, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания детей и подростков в детском оздоровительно-образовательном лагере. Автор статьи рассматривает различные виды воспитания и предлагает тематические мероприятия.
Abstract. The article is devoted to the problem of raising children and adolescents in a children's health education camp. The author of the article considers various types of education and offers thematic events.
Ключевые слова: воспитание, лагерь, дети.
Keywords: education, camp, children.
Актуальность темы обосновывается возрастающей ролью детских оздоровительно-образовательных лагерей (далее - ДООЛ) в воспитании детей и подростков. Реализация воспитания в образовательном лагере является одной из главных миссий.
Чтобы раскрыть воспитательный потенциал детских загородных лагерей, необходимо уточнить понятия «воспитание» и «ДООЛ».
Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества [2].
ДООЛ – это стационарное детская образовательная организация, приспособленная для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет [5].
Существует множество различных видов ДООЛ: спортивно-оздоровительные; туристские; труда и отдыха; санаторные (профилактические); летние (зимние) школы по направлениям детского творчества; лидерские (лагеря ученического актива); оборонно-спортивные или гражданско-патриотические; семейные (для семейного отдыха); религиозные.
Главной миссией ДООЛ, независимо от специализации и ведомственной принадлежности является обеспечение полноценного и содержательного отдыха и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания [3].
Реализация обозначенной миссии предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:
1. Создание благоприятной среды для формирования, прежде всего, духовной основы для развития ребёнка и его нравственной культуры.
2. Использование природных условий для сохранения, восстановления и компенсации здоровья детей и подростков, привлечение к осознанному выбору здорового образа жизни.
3. Создание условий для: развития навыков эффективного взаимодействия подростков и детей с окружающим миром; развития и формирования социально-адаптивной личности; удовлетворения базовых потребностей личности в признании и уважении, защищённости, самоутверждении.
4. Предоставление широкого спектра образовательных услуг, способствующих самосовершенствованию, самовыражению и творческой самореализации каждого участника смены, профессиональному и личностному самоопределению подростков.
5. Разработка воспитательной системы ДООЛ, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием форм и механизмов сотрудничества, управленческой структуры, системы оценки результативности эффективности педагогических технологий [3].
По мнению Фархшатовой И.А., «воспитательный потенциал различных видов социокультурной деятельности, организуемой ДООЛ, заключен в последовательном выявлении проблем и затруднений воспитанников, определении особенностей развития личности с учётом ее потенциала и возраста, разработке целевых программ, удовлетворяющих как социальные, так и духовные потребности. В результате такого воспитывающего воздействия транслируются ценности, осваиваются новые социальные роли, нормы и правила поведения, формируются досуговая культура и умения организации самостоятельного развивающего досуга» [4].
Воспитание происходит в различных видах деятельности детей и подростков: познавательной, общественной, ценностно-ориентированной, спортивно-оздоровительной, художественной, трудовой, свободного общения.
Ученые насчитывают более 300 форм воспитания. Их условно можно разделить на 9 видов, которые можно использовать в ДООЛ. К ним относятся:
- развлекательные, творческие: концерт, конкурсно–игровая программа, шоу-программа;
- практические: мастерская мастер-класс, хобби-класс, практикум;
- информационные: дискуссия, беседа, живая газета;
- наглядные: выставка рисунков, доска почета, оформление отрядного уголка;
- интеллектуальные: викторина, «что? где? когда?», «брейн – ринг», «умники и умницы» и т.д.;
- спортивные: эстафета, веселые старты, неолимпийские игры;
- трудовые: субботник, трудовой десант;
- организационные: оргсбор, инструктаж, огонек (все, кроме тематического), работа органов самоуправления;
- дела с перемещением на местности: игра по станциям, экскурсия, поход.
Ниже приведём примеры воспитательных мероприятий в ДООЛ:
«Спрашивали — отвечаем» - относится к информационной форме воспитания. Проводится по наиболее актуальным для ребят проблемам. Заранее собираются сведения у детей о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего, их распределяют между детьми в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
«Как это было» — также относится к информационной форме воспитания. Проводится на примере какой-либо телевизионной передачи. Большая роль отводится ведущему (воспитателю или вожатому). Он дает основные информационные справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей.
Успех такой формы во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами детей, заинтересованности и эмоциональности ведущего, вовлечения всех детей в обсуждение вопросов, обмен мнениями [1].
«Трудовой десант» - это одна из форм трудового воспитания детей и подростков. Можно реализовать его весьма необычным способом, чтобы дети сами просили больше работы на территории и в корпусе. Можно просто ввести на один день экономическую игру в лагере (она также будет сочетать в себе все виды воспитания). Таким образом, за работу детям будут выдаваться игровые деньги, которые они позже смогут потратить на развитие бизнеса. При этом, дети с большим удовольствием выполняют любую данную им работу, которую до этого они избегали.
«Субботник» - это также форма трудового воспитания. Его можно успешно реализовать с помощью хорошей мотивации. Если за уборку будут ставить баллы каждому отряду, то дети будут стараться быть лучшими. Так как борьба между отрядами – самая лучшая мотивация.
«История Оренбургского края» - относится к интеллектуальной форме воспитания. Способствует развитию патриотизма. Дети заранее самостоятельно изучают всю информацию (можно подготовить им книгу с информацией, чтобы они изучили её), затем, в игровой форме, например, в виде игры по станциям, дети рассказывают, какую информацию они из этого усвоили. За счёт этого дети усваивают достаточно много информации, так как это далось им нелегко.
Таким образом, обобщив всё вышесказанное, мы можем сделать вывод, что воспитательный потенциал в ДООЛ реализуется за счёт многочисленных мероприятий: от субботников и мастер-классов до шоу-программ. Они помогают в сплочении детей друг с другом за счёт командной работы; решении значимых для них проблем; формировании личности детей, их взглядов и представлений, ценностных отношений.