Статья:

Духовно-нравственное развитие обучающихся посредством внеурочной деятельности по ОБЖ

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Староверова Д.Н. Духовно-нравственное развитие обучающихся посредством внеурочной деятельности по ОБЖ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственное развитие обучающихся посредством внеурочной деятельности по ОБЖ

Староверова Дарья Николаевна
студент, Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск
Карпачёва Татьяна Владимировна
научный руководитель, канд. с.-х. наук, доц., Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск

 

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству [1, с.4].

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п. 1) установлено, что «содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [3, с.18].

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Значительным потенциалом в решении данной задачи располагает и школьный курс Основы безопасности жизнедеятельности.

Цель исследований: изучение возможностей внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в процессе формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

В связи с этим решались следующие задачи:

·     рассмотреть теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей личности на основе анализа литературы;

·     показать формы организации внеурочной деятельности по ОБЖ рамках духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

·     разработать и апробировать на практике комплект внеурочных мероприятий, направленный на формирование духовно-нравственных ценностей подростков;

·     провести диагностику ценностных ориентации обучающихся 7 «Б» МБОУ СОШ № 2 Г Мичуринска.

Одной из целей учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности в основной школе является «готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию». Анализ рабочей программы по ОБЖ А.Т. Смирнова показал, что духовно-нравственное развитие является неотъемлемой составляющей содержания данного предмета [2, с.4]. Его можно осуществлять как в урочной, так и во внеурочной деятельности по ОБЖ. При этом внеурочная работа оказывается намного привлекательнее обычного урока.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основной целью внеурочной деятельности по ОБЖ в рамках духовно-нравственного развития обучающихся является: воспитание их нравственного самосознания в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции к поступкам других людей; выработка объективной самооценки.

Ведущими направлениями духовно-нравственного развития обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности являются:

Курс ОБЖ позволяет осуществлять внеурочную работу по следующим направлениям духовно-нравственного развития:

·     формирование нравственного поведения в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

·     формирование духовно-нравственных принципов взаимоотношений полов, осознанию ценностей семьи;

·     формирование духовно-нравственных основ противодействия терроризму и экстремизму;

·     формирование духовно-нравственных качеств патриота своей Родины.

При организации внеурочной деятельности можно применять разные методы и формы:

·     внеурочные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Быть здоровым – это значит», «Природа и мы»);

·     диспуты («Счастливый человек…Какой он?»)

·     беседы с детьми («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

·     психологические тренинги общения для подростков и т.д.

Во время практики по формированию первичных умений и опыта профессиональной деятельности нами была проведена экспериментальная работа по изучению и формированию духовно-нравственных ценностей подростков, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В исследовании принимали участие 24 обучающихся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска.

В психолого-педагогической литературе существуют различные диагностические методики, позволяющие получить достоверные данные об уровне нравственной самооценки обучающихся. В своем исследовании мы использовали методику Л. Н. Колмогорцевой, согласно которой семиклассникам предлагалось оценить прочитанное высказывание по 4-хбальной школе. Уровень нравственной самооценки оценивался в единицах: высокий – от 34до 40 единиц, средний – от 24до 33 единиц, уровень ниже среднего – от 16 до 23 единиц, низкий – от 10 до 15 единиц.

Констатирующее исследование показало, что высокий уровень нравственной самооценки имеют 4,2% семиклассников, средний – 66,7%, уровень ниже среднего – 20,8%, низкий – 8,3%. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима спланированная систематическая работа по повышению исследуемого показателя.

На втором этапе экспериментальной работы в рамках курсового исследования был проведен формирующий эксперимент, который заключался в разработке и внедрение методического комплекта формирования нравственных ценностей обучающихся 7 «Б» класса на основе различных видов деятельности. Данный методический комплект включал диспут «Что для меня ценно?», внеурочное мероприятие «Быть здоровым – это значит», тренинг по вопросам нравственного поведения и осознанного отношения к собственным поступкам. Эти внеурочные мероприятия были апробирован во время практики.

На контрольном этапе экспериментальной работы после внедрения разработанного методического комплекта, способствующего повышению уровня духовно-нравственного благополучия подростков, мы провели повторную диагностику нравственной самооценки обучающихся по методике Л. Н. Колмогорцевой. При анализе ответов пользовались теми же критериями, что и на констатирующем этапе.

Результаты контрольного исследования обнаружили, что показатели уровней нравственной самооценки обучающихся изменились: высокий – 8,3%, средний – 79,2%, уровень ниже среднего показали 12,5%. Низкий уровень отмечен не был. Эти данные показали, что уровень духовно-нравственного благополучия подростков возрос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что свидетельствует об эффективности апробированного методического комплекта. При этом следует продолжать работу по формированию ценностных ориентаций и нравственного поведения.

В соответствии с ФГОС воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням: первый – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Уверены, что проведенные нами мероприятия стали ступеньками достижения первых двух уровней результатов в контексте духовно-нравственного развития обучающихся. Что касается последнего уровня, то приобретение школьником опыта самостоятельного действия возможно только в конкретных ситуациях, поступках в открытом социуме. Именно в опыте самостоятельного общественного действия происходит приобщение подростков к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения можно достигнуть только путем непрерывной, систематической работы в данном контексте.

 

Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. А.Т. Смирнова. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2012.– 47с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2015. – 160с.