Духовно-нравственное развитие обучающихся посредством внеурочной деятельности по ОБЖ
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Духовно-нравственное развитие обучающихся посредством внеурочной деятельности по ОБЖ
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству [1, с.4].
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п. 1) установлено, что «содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [3, с.18].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Значительным потенциалом в решении данной задачи располагает и школьный курс Основы безопасности жизнедеятельности.
Цель исследований: изучение возможностей внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в процессе формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.
В связи с этим решались следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей личности на основе анализа литературы;
· показать формы организации внеурочной деятельности по ОБЖ рамках духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
· разработать и апробировать на практике комплект внеурочных мероприятий, направленный на формирование духовно-нравственных ценностей подростков;
· провести диагностику ценностных ориентации обучающихся 7 «Б» МБОУ СОШ № 2 Г Мичуринска.
Одной из целей учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности в основной школе является «готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию». Анализ рабочей программы по ОБЖ А.Т. Смирнова показал, что духовно-нравственное развитие является неотъемлемой составляющей содержания данного предмета [2, с.4]. Его можно осуществлять как в урочной, так и во внеурочной деятельности по ОБЖ. При этом внеурочная работа оказывается намного привлекательнее обычного урока.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основной целью внеурочной деятельности по ОБЖ в рамках духовно-нравственного развития обучающихся является: воспитание их нравственного самосознания в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции к поступкам других людей; выработка объективной самооценки.
Ведущими направлениями духовно-нравственного развития обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности являются:
Курс ОБЖ позволяет осуществлять внеурочную работу по следующим направлениям духовно-нравственного развития:
· формирование нравственного поведения в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
· формирование духовно-нравственных принципов взаимоотношений полов, осознанию ценностей семьи;
· формирование духовно-нравственных основ противодействия терроризму и экстремизму;
· формирование духовно-нравственных качеств патриота своей Родины.
При организации внеурочной деятельности можно применять разные методы и формы:
· внеурочные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Быть здоровым – это значит», «Природа и мы»);
· диспуты («Счастливый человек…Какой он?»)
· беседы с детьми («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
· психологические тренинги общения для подростков и т.д.
Во время практики по формированию первичных умений и опыта профессиональной деятельности нами была проведена экспериментальная работа по изучению и формированию духовно-нравственных ценностей подростков, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В исследовании принимали участие 24 обучающихся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска.
В психолого-педагогической литературе существуют различные диагностические методики, позволяющие получить достоверные данные об уровне нравственной самооценки обучающихся. В своем исследовании мы использовали методику Л. Н. Колмогорцевой, согласно которой семиклассникам предлагалось оценить прочитанное высказывание по 4-хбальной школе. Уровень нравственной самооценки оценивался в единицах: высокий – от 34до 40 единиц, средний – от 24до 33 единиц, уровень ниже среднего – от 16 до 23 единиц, низкий – от 10 до 15 единиц.
Констатирующее исследование показало, что высокий уровень нравственной самооценки имеют 4,2% семиклассников, средний – 66,7%, уровень ниже среднего – 20,8%, низкий – 8,3%. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима спланированная систематическая работа по повышению исследуемого показателя.
На втором этапе экспериментальной работы в рамках курсового исследования был проведен формирующий эксперимент, который заключался в разработке и внедрение методического комплекта формирования нравственных ценностей обучающихся 7 «Б» класса на основе различных видов деятельности. Данный методический комплект включал диспут «Что для меня ценно?», внеурочное мероприятие «Быть здоровым – это значит», тренинг по вопросам нравственного поведения и осознанного отношения к собственным поступкам. Эти внеурочные мероприятия были апробирован во время практики.
На контрольном этапе экспериментальной работы после внедрения разработанного методического комплекта, способствующего повышению уровня духовно-нравственного благополучия подростков, мы провели повторную диагностику нравственной самооценки обучающихся по методике Л. Н. Колмогорцевой. При анализе ответов пользовались теми же критериями, что и на констатирующем этапе.
Результаты контрольного исследования обнаружили, что показатели уровней нравственной самооценки обучающихся изменились: высокий – 8,3%, средний – 79,2%, уровень ниже среднего показали 12,5%. Низкий уровень отмечен не был. Эти данные показали, что уровень духовно-нравственного благополучия подростков возрос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что свидетельствует об эффективности апробированного методического комплекта. При этом следует продолжать работу по формированию ценностных ориентаций и нравственного поведения.
В соответствии с ФГОС воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням: первый – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Уверены, что проведенные нами мероприятия стали ступеньками достижения первых двух уровней результатов в контексте духовно-нравственного развития обучающихся. Что касается последнего уровня, то приобретение школьником опыта самостоятельного действия возможно только в конкретных ситуациях, поступках в открытом социуме. Именно в опыте самостоятельного общественного действия происходит приобщение подростков к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения можно достигнуть только путем непрерывной, систематической работы в данном контексте.