Статья:

Нестандартные уроки информатики как способ реализации требований ФГОС ООО

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гладкова О.Е. Нестандартные уроки информатики как способ реализации требований ФГОС ООО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Нестандартные уроки информатики как способ реализации требований ФГОС ООО

Гладкова Ольга Евгеньевна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доц. кафеды математики и информатики, СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

В статье рассматривается целесообразность использования нетрадиционных уроков информатики как способ реализации требований ФГОС.

В современном мире система образования дает педагогу право выбора из большого числа новых инновационных методик ту, которая позволит взглянуть на привычные вещи по-новому, поможет развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету, абстрактное и логическое мышление, самостоятельно принимать решения. ФГОС направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся и развитие личностных качеств творца.

В концепции ФГОС ООО выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными становятся те технологии, которые направлены на познание, социальное, коммуникативное и личностное развитие школьника. В новом образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования. В результате изучения всех без исключения предметов основной школы дальнейшее развитие получают регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие инструментальную и психолого-педагогическую основы формирования готовности и способности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к коммуникации и сотрудничеству, решению социально значимых и личностных проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, рефлексии и саморегуляции [2].

Новый век требует воспитания новой личности, поэтому важной ролью в методике обучения является развивающее обучение. Эту роль могут выполнять нестандартные уроки.

Что такое «нетрадиционный урок»? Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

В настоящее время анализ педагогической литературы позволяет выделить множество вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока [3].

Существуют различные типы нестандартных уроков:

·     уроки-деловые игры;

·     уроки-игры «Поле-чудес»;

·     уроки-обсуждения;

·     игры-соревнования;

·     исследовательские уроки;

·     проблемно-практические дисскусии;

·     уроки с изменёнными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс и т.д.;

·     уроки, которые опираются на фантазию: урок-сказка, урок-сочинение, урок изобретательства, урок – творческий отчёт и т.д.;

·     уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная и т.д.

Традиционные уроки не всегда дают прирост новых знаний и умений. Поэтому педагоги активно внедряют нестандартные формы обучения, которые позволяют поддерживать познавательный интерес на уроках, повысить мотивацию учения.

Уже сейчас молодежи приходится решать задачи в области государственной и социальной политики, построенной на общедоступных цифровых социальных сервисах. Школьный предмет информатика создает информационную грамотность учащихся и их готовность к информационной деятельности, которая позволяет объединить все школьные предметы.

Изучения курса «Информатики и ИКТ» способствует повышению эффективности учебной деятельности, позволяет выбрать индивидуальный путь самообразования и саморазвития, реализовать теоретические знания обучающего и практические умения.

Информатика является важным предметом в общеобразовательной школе, позволяет дать учащимся знания об окружающем мире и о себе, способствует решению познавательных задач, становление умений и навыков в информационной учебной деятельности на базе средств ИКТ, формирует основы естественнонаучного мировоззрение. Развитие информатики является одним наиболее значимым технологическим достижением современного мира, так как многие положения, которые развивает курс «Информатики и ИКТ» рассматриваются как основы использования и создания коммуникационных и информационных технологий [1].

Поэтому важно внедрение в современную школу таких образовательных методик и программ, имеющие гибкие возможности приспособления к конкретному детскому коллективу и педагогическому процессу в неразрывном единстве всех предметов. Без устойчивого интереса невозможно сформировать ни один навык, поэтому важно повысить интерес к изучению информатике.

Одним из решений данной проблемы является проведение нестандартных, оригинальных уроков. Они позволяют активизировать интерес к знаниям информатики, обеспечивают быстрое усвоение учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Учитель информатики выступает как конструктор новых заданий, новых педагогических ситуаций, которые имеют направленность на использование обобщенных способов деятельности и создание учениками своих продуктов при освоении знаний [4].

 Для решения этих задач, каждый учитель должен понять, что, зачем и каким образом нужно изменить в своей деятельности. Особое внимание уделяется изменению методики преподавания информатики, которая ориентирована на формирование как личностных, так и предметных, и метапредметных результатов.

Успешность проведения нестандартных занятий по информатике зависит от тщательной подготовки и объяснения построения таких уроков, роли и задач каждого учащегося. Существует проблема использования нестандартных уроков немотивированно, как уроки-одиночки. Возможно в этих уроках есть прогресс педагогического процесса, шаг в направлении демократизации школы.

Рассмотрим, как спроектировать нестандартный урок по информатике с использованием метапредметного подхода [5].

По мнению приверженцев идей метапредметности, учителю нужно только составлять план нестандартного урока, но и инсценировать его.

Независимо от специфики и многообразия типов любое учебное занятие должно содержать в себе следующие функции и этапы, им соответствующие.

Первая функция – введение обучаемых в учебную деятельность, которое предполагает:

a)  создать у обучаемых учебную мотивацию («мотив» – это побудитель к действию, «мотивация» – это процесс побуждения, стимулирования мотивов);

b)  осознание и принятие учащимися учебной цели.

То есть, в начале учебного нестандартного занятия необходимо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они уяснили, чему их будут учить.

Вторая функция при организации учителем проекта нестандартного учебного занятия – это создание учебной ситуации, в которой будут достигнуты учебные цели.

Для создания учебной ситуации учитель должен поставить особые задачи, нацеленные на получение результата, который содержится в условии самой задачи.

Третья функция, которую необходимо спроектировать учителю – это обеспечение учебной рефлексии.

Если учащийся не может построить свою версию сложившегося положения, то учитель должен либо еще раз повторить демонстрацию, но с упором на местах, вызвавших у обучаемого затруднение, либо прочитать лекцию (или цикл лекций), содержащую информацию, необходимую для решения задачи того типа, которая решалась учащимися.

Четвертой функцией является функция обеспечения контроля за деятельностью учащихся. В учебной деятельности педагог должен осуществлять контроль изменений, произошедших в ученике. Как раз эти изменения и выступают в качестве действительного продукта учебной деятельности. Для самого обучаемого контролирование правильности выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Ценность контроля проявляется только тогда, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Проектируя замысел нестандартного учебного занятия по информатике, педагогу необходимо активизировать учебную деятельность учащегося, стимулировать его учебные мотивы, осуществлять обеспечение рефлексии учебной деятельности и контроля за процессом и результатом деятельности обучаемых.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы математики, физики, информатики и МП / гл ред. Матросов В.Л.: Юб.сб.,130 лет МПГУ – М.: Прометей, 2003.
2. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // Иностранные языки в школе. 2010.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2008. 
4. Захарова Т.Б. Дифференциация обучения информатике в российской школе. / Сб. докладов международной конференции «Образование граждан мира», 30 сент. 4 окт. – М., 2010. С. 46–47.
5. Кузнецова А.А., Захарова Т.Б. Принципы дифференциации обучения информатике. // ИНФО, 2012.