Нестандартные уроки информатики как способ реализации требований ФГОС ООО
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Нестандартные уроки информатики как способ реализации требований ФГОС ООО
В статье рассматривается целесообразность использования нетрадиционных уроков информатики как способ реализации требований ФГОС.
В современном мире система образования дает педагогу право выбора из большого числа новых инновационных методик ту, которая позволит взглянуть на привычные вещи по-новому, поможет развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету, абстрактное и логическое мышление, самостоятельно принимать решения. ФГОС направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся и развитие личностных качеств творца.
В концепции ФГОС ООО выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными становятся те технологии, которые направлены на познание, социальное, коммуникативное и личностное развитие школьника. В новом образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования. В результате изучения всех без исключения предметов основной школы дальнейшее развитие получают регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие инструментальную и психолого-педагогическую основы формирования готовности и способности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к коммуникации и сотрудничеству, решению социально значимых и личностных проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, рефлексии и саморегуляции [2].
Новый век требует воспитания новой личности, поэтому важной ролью в методике обучения является развивающее обучение. Эту роль могут выполнять нестандартные уроки.
Что такое «нетрадиционный урок»? Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.
В настоящее время анализ педагогической литературы позволяет выделить множество вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока [3].
Существуют различные типы нестандартных уроков:
· уроки-деловые игры;
· уроки-игры «Поле-чудес»;
· уроки-обсуждения;
· игры-соревнования;
· исследовательские уроки;
· проблемно-практические дисскусии;
· уроки с изменёнными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс и т.д.;
· уроки, которые опираются на фантазию: урок-сказка, урок-сочинение, урок изобретательства, урок – творческий отчёт и т.д.;
· уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная и т.д.
Традиционные уроки не всегда дают прирост новых знаний и умений. Поэтому педагоги активно внедряют нестандартные формы обучения, которые позволяют поддерживать познавательный интерес на уроках, повысить мотивацию учения.
Уже сейчас молодежи приходится решать задачи в области государственной и социальной политики, построенной на общедоступных цифровых социальных сервисах. Школьный предмет информатика создает информационную грамотность учащихся и их готовность к информационной деятельности, которая позволяет объединить все школьные предметы.
Изучения курса «Информатики и ИКТ» способствует повышению эффективности учебной деятельности, позволяет выбрать индивидуальный путь самообразования и саморазвития, реализовать теоретические знания обучающего и практические умения.
Информатика является важным предметом в общеобразовательной школе, позволяет дать учащимся знания об окружающем мире и о себе, способствует решению познавательных задач, становление умений и навыков в информационной учебной деятельности на базе средств ИКТ, формирует основы естественнонаучного мировоззрение. Развитие информатики является одним наиболее значимым технологическим достижением современного мира, так как многие положения, которые развивает курс «Информатики и ИКТ» рассматриваются как основы использования и создания коммуникационных и информационных технологий [1].
Поэтому важно внедрение в современную школу таких образовательных методик и программ, имеющие гибкие возможности приспособления к конкретному детскому коллективу и педагогическому процессу в неразрывном единстве всех предметов. Без устойчивого интереса невозможно сформировать ни один навык, поэтому важно повысить интерес к изучению информатике.
Одним из решений данной проблемы является проведение нестандартных, оригинальных уроков. Они позволяют активизировать интерес к знаниям информатики, обеспечивают быстрое усвоение учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Учитель информатики выступает как конструктор новых заданий, новых педагогических ситуаций, которые имеют направленность на использование обобщенных способов деятельности и создание учениками своих продуктов при освоении знаний [4].
Для решения этих задач, каждый учитель должен понять, что, зачем и каким образом нужно изменить в своей деятельности. Особое внимание уделяется изменению методики преподавания информатики, которая ориентирована на формирование как личностных, так и предметных, и метапредметных результатов.
Успешность проведения нестандартных занятий по информатике зависит от тщательной подготовки и объяснения построения таких уроков, роли и задач каждого учащегося. Существует проблема использования нестандартных уроков немотивированно, как уроки-одиночки. Возможно в этих уроках есть прогресс педагогического процесса, шаг в направлении демократизации школы.
Рассмотрим, как спроектировать нестандартный урок по информатике с использованием метапредметного подхода [5].
По мнению приверженцев идей метапредметности, учителю нужно только составлять план нестандартного урока, но и инсценировать его.
Независимо от специфики и многообразия типов любое учебное занятие должно содержать в себе следующие функции и этапы, им соответствующие.
Первая функция – введение обучаемых в учебную деятельность, которое предполагает:
a) создать у обучаемых учебную мотивацию («мотив» – это побудитель к действию, «мотивация» – это процесс побуждения, стимулирования мотивов);
b) осознание и принятие учащимися учебной цели.
То есть, в начале учебного нестандартного занятия необходимо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они уяснили, чему их будут учить.
Вторая функция при организации учителем проекта нестандартного учебного занятия – это создание учебной ситуации, в которой будут достигнуты учебные цели.
Для создания учебной ситуации учитель должен поставить особые задачи, нацеленные на получение результата, который содержится в условии самой задачи.
Третья функция, которую необходимо спроектировать учителю – это обеспечение учебной рефлексии.
Если учащийся не может построить свою версию сложившегося положения, то учитель должен либо еще раз повторить демонстрацию, но с упором на местах, вызвавших у обучаемого затруднение, либо прочитать лекцию (или цикл лекций), содержащую информацию, необходимую для решения задачи того типа, которая решалась учащимися.
Четвертой функцией является функция обеспечения контроля за деятельностью учащихся. В учебной деятельности педагог должен осуществлять контроль изменений, произошедших в ученике. Как раз эти изменения и выступают в качестве действительного продукта учебной деятельности. Для самого обучаемого контролирование правильности выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Ценность контроля проявляется только тогда, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Проектируя замысел нестандартного учебного занятия по информатике, педагогу необходимо активизировать учебную деятельность учащегося, стимулировать его учебные мотивы, осуществлять обеспечение рефлексии учебной деятельности и контроля за процессом и результатом деятельности обучаемых.