ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Настоящее исследование представляет собой многоаспектный анализ современных технологий логопедической профилактики дислексии у детей 5-9 лет. В работе систематизированы данные 78 отечественных и 112 зарубежных исследований за период 2010-2023 гг. Экспериментальная часть включает лонгитюдное исследование эффективности авторской комплексной программы, сочетающей традиционные логопедические методики с инновационными нейрокогнитивными технологиями. Особое внимание уделено дифференцированным подходам к профилактике дислексии.
Ключевые слова: дислексия, логопедическая профилактика, нейролингвистическое программирование, когнитивные функции, дошкольное образование, раннее вмешательство.
Актуальность исследования: проблема профилактики дислексии приобретает особую значимость в контексте современных образовательных тенденций. Согласно данным ВОЗ (2022), распространенность нарушений чтения в детской популяции достигает 17,8%, при этом:
Проблема со стороны педагогики заключается в том, что 42 процентов учителей начальных классов не владеют методами раннего выявления дислексии. Значительная часть педагогов, работающих с детьми такого возраста, не могут своевременно распознавать признаки нарушения чтения, что негативно сказывается на образовательном процессе ребенка. Также стоит сказать, что всего 17 процентов ДОУ имеют системные программы профилактики дислексии.
Теоретико-методологические основания: исследование базируется на четырех взаимодополняющих концепциях:
1. Фонологическая теория: подразумевает, что у ребенка нарушен фонематическое восприятие, а также нарушается звуко-буквенная интеграция, трудности с быстротой и четкостью фонологической обработки, что предполагает трудности в чтении.
2. Модель двойного дефицита: заключается в том, что у ребенка нарушена скорость обработки информации, а также точность в восприятии звуков речи и трудности в быстром и последовательном узнавании знакомых символов, таких как буквы и цифры.
3. Нейрокогнитивный подход: (Ахутина, 2018): нарушение происходит в блоках программирования и контроля, а также приема и переработки информации.
4. Онтолингвистическая модель: нарушения в этапах становления языковой системы, а также влияние критических периодов развития.
Методология исследования: Существуют несколько групп: основная (n=120): дети с риском дислексии, контрольная (n=60): типично развивающиеся дети, группа сравнения (n=45): дети, получающие стандартную коррекцию.
Так же есть несколько этапов: скрининг (6 месяцев), коррекционный этап (12 месяцев) и катамнестическое наблюдение (24 месяца). см. Таблица 1.
Программа профилактики дислексии базируется на системности, что подразумевает единство диагностики и коррекции, а также на соблюдении этапов работы. Обязательно учет подтипов дислексии, тем самым для каждого ребенка выстраивается индивидуальный коррекционный маршрут. Также программа включает междисциплинарность, то есть в процессе профилактик участвует не только логопед, но и такие специалисты, как нейропсихолог, невролог. Вовлечение родителей является немаловажной частью этого процесса, им рассказывают о дислексии и ее признаках, а также дают рекомендации по созданию поддерживающей среды для обучения.
Программа по профилактике дислексии подразумевает игры и упражнения для развития фонематического слуха, а также индивидуальные или подгрупповые, коррекционные занятия с логопедом, используются специальные методики и материалы для обучения. Проводятся разнообразные игры для развития когнитивных функций, используются настольные игры и приложения для интерактивного обучения. Обеспечивается поддержка в школе: сотрудничество с преподавателями для лучшей адаптации учебного процесса, а также выстраиваются индивидуальные коррекционные маршруты для детей с дислексией. И конечно же, регулярный мониторинг, оценка прогресса и коррекция программы по мере необходимости, обсуждение результатов с родителями, педагогами, что помогает сделать для ребенка программу профилактики наиболее комфортной и продуктивной.
Качественные изменения после прохождения программы по профилактике дислексии, можно заметить достаточно быстро, отмечается: нейрофизиологические изменения такие как, увеличение когерентности в веретенообразной извилине и нормализация паттернов саккадических движений. В психологическом аспекте у детей отметилось снижение тревожности на 42 процента, а также повышение учебной мотивации. Педагоги указали на формирование устойчивых стратегий чтения и автоматизацию графо-моторных навыков. Таким образом, можно сказать, что программа по профилактике дислексии превосходит традиционные методы на 28-35 процентов, наибольший эффект достигнут в фонологическом компоненте, что позволило скорректировать у детей фонематическое восприятия, а также точность и скорость чтения. Что касается нейропластических изменений, можно отметить, что произошла перестройка функциональных сетей чтения, активизировалось правое полушарие мозга.
Таблица 1.
Динамика ключевых показателей
Параметр |
Основная группа |
Контрольная группа |
Скорость называния |
15.2±3.1 → 8.7±1.9* |
12.4±2.8 → 11.9±2.6 |
Точность чтения |
58.7% → 89.3%* |
82.1% → 83.4% |
Объем рабочей памяти |
3.1±0.8 → 4.9±1.1* |
4.2±0.9 → 4.3±1.0 |
