Статья:

Возможности бумаги как образовательного ресурса

Конференция: LXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Нищук О.Д. Возможности бумаги как образовательного ресурса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(77). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(77).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности бумаги как образовательного ресурса

Нищук Олеся Дмитриевна
магистрант, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, г. Москва
Кулакова Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, г. Москва

 

Бумага – это материал, который знаком каждому из нас. В современном мире мы сталкиваемся с ней практически везде: книги, журналы, тетради, пакеты, коробки и многое другое. Но на самом деле, бумага – это не только материя для передачи информации и упаковка. Бумага – это  разнообразный, многофункциональный, пластичный материал, который имеет богатую историю. С ее помощью создаются удивительные произведения искусства: картины, панно, скульптуры, предметы бутафории, различные интерьерные украшения, дизайнерские изделия, бумажные композиции, макеты и даже декоративная посуда.

В образовании бумага занимает особое место. Используя ее пластические возможности, человек может познавать принципы формообразования, разбираться в основах конструирования, развивать творческое и пространственное мышления.

Процесс изучения бумаги как образовательного ресурса обязательно должен быть структурирован педагогом. В первую очередь необходимо заинтересовать учащихся, поэтому важно не просто познакомить, а погрузить своих подопечных в увлекательный мир бумаги. Это является первым этапом в образовательном процессе – показать, как важен и интересен данный материал в творческой деятельности. Чтобы максимально раскрыть пластические возможности бумаги, в первую очередь нужно познать ее специфику, а значит – обратиться к истории ее создания.

По предположениям ученых, первым материалом для письма, наиболее близким к современной бумаге, является папирус. Его изобрели в Древнем Египте, когда жители нашли способ использовать тростник «барбур» в качестве материала для изготовления плоских мягких листов. По другой версии, технология изготовления бумаги была изобретена в начале II века в Древнем Китае. Цай Лунь позаимствовал у тюрков технологию создания тонкого войлока, заменил исходное сырье – и получил плотные растительные пластины. Чуть позднее, в Индии научились выделывать тонкие волокнистые листы из старых парусов и канатов, пенькового и льняного тряпья, а в начале VI века в Японии стали вырабатывать бумагу из коры шелковицы.

С течением времени у бумаги появлялись новые свойства и качества. В настоящее время в зависимости от способа обработки сырья и особых добавок (каолин, мел, гипс, клей и др.) производится около 5000 видов бумаги.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что, несмотря на различные версии происхождения, бумага всегда имеет волокнистую структуру. Данный факт педагог может продемонстрировать на практике: сложить лист вдоль и поперек волокон. Сгиб, сделанный вдоль, будет ровным и аккуратным, а поперек – ступенчатым.

В завершении первого этапа обучения, педагог не может обойти стороной мастеров бумагопластики, которые создают настоящие произведения искусства. С помощью информационных источников, доступных нам в XXI веке, можно показать, как некоторые художники берут за основу способность бумаги создавать ломаные плоскости, как некоторые используют цвет и основы композиции, а другие творцы создают из резаной бумаги неповторимые фактуры и многое другое. Важно донести до учащихся, что простор для творчества из бумаги неограничен, важна только идея и правильно подобранная бумага.

После подробного анализа изучаемой темы, был сформирован вывод, что только с помощью практических заданий и экспериментов с различными видами бумаги учащиеся смогут понять и прочувствовать возможности данного материала. Поэтому вторым этапом изучения возможностей бумаги является серия заданий, составленных на основе древних и современных техник обработки бумаги, а также выделяется время для самостоятельных экспериментов и выполнения авторской работы каждым учеником/студентом.

Основные приемы обработки бумаги, которые изучаются в первую очередь: изгибание, складывание, гофрирование, фальцевание (заглаживание по линии сгиба), тиснение (продавливание по шаблону) и резание (вырезание, надрезание, прорезание). Когда данные приемы освоены учащимися, можно переходить к конкретным техникам обработки бумаги. Хорошим дополнением к практическим заданиям будет краткий рассказ об истории каждой из изучаемых техник.

Наиболее известные бумажные техники:

  • Оригами – искусство складывания бумажных фигурок из цельного квадратного листа (в частности кусудамы);
  • Вытынанка – искусство вырезания различных цельно-силуэтных или прорезных композиций;
  • Папье-маше – создание объектов из застывающей бумажной массы;
  • Киригами – техника, объединяющая вытынанку и оригами;
  • Аппликация – создание узора/изображения из цветных фрагментов;
  • Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.

С развитием и распространением бумаги появляется «бумагопластика» -  искусство художественного моделирования объемных композиций и скульптур. Суть этой творческой деятельности состоит в том, чтобы решить задачу, как создать из плоского листа ту или иную композицию, скульптуру или макет. Основными приемами бумагопластики являются: «гармошка», «бабочка», «объемный круг», «седло/глаз», «волны».

 

Рисунок 1. Основные приемы бумагопластики

 

Изучив вышеизложенные приемы и техники, можно приступить к экспериментальной части обучения. Примеры дальнейшей деятельности:

  • Эксперимент «бумажное панно». Выбрать модуль (цилиндр, пирамида, «гармошка» и др.), создать из повторяющихся элементов композицию. Модули могут быть как одного размера, так и разного, выкладываться в одном или нескольких направлениях, быть одного или нескольких цветов и т. п.
  • Эксперимент «объемные формы из складчатых структур». Создать складчатую форму по принципу тесселяции (сетки). Сгибать, направлять ее в разные стороны, совмещать углы.
  • Эксперимент «прорезные объемные формы». Прорезать складки в плотной бумаге по задуманному принципу. Выгнуть их в одну или разные стороны относительно плоского листа.

Таким образом, изучив богатую историю бумажной формы и выполнив ряд заданий вместе с учащимися, можно прийти к заключению, что бумага – это доступный и интереснейший материал для образования. С ее помощью мы можем открывать не только новые области ее применения в искусстве, но и развивать пространственное и творческое мышления, а также применять знания конструирования и макетирования в архитектуре, скульптуре и др.

 

Список литературы:
1. Авелла Н. Конструкции из бумаги. Объемные формы из плоского листа. - М.: Рип-Холдинг, 2005. 160 с.
2. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Сварог и К, 2008. 144 с. 
3. Зубанова Е. Бумажные шедевры. – М.: Формат-М, 2016. 69 с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб: Питер, 2009. 448 с.
5. Калмыкова Н. В., Максимова И. А. Макетирование из бумаги и картона. – М.: КДУ, 2010. 80 с.
6. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги. – М.: Беларусь, 2011. 376 с.
7. Любарт Т. , Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. 300 с.
8. Малкин И. Т. История бумаги. – М.: Издательство академии наук СССР, 1940. 192 с.
9. Николаенко Н. Н. Психология творчества. – СПб: Речь, 2005. 275 с.
10. Сквернюкоф П. Ф. Слово о бумаге. – М.: Московский рабочий,1980. 224 с.
11. Стефанов С. Бумага и картон. – М.: «Книга по Требованию», 2014. 246 с.
12. Шахова Н. В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – М.: Бао-Пресс: Рипол Классик, 2006. 48 с.