Статья:

Особенности развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кондратенко И.А. Особенности развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии

Кондратенко Ирина Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», РФ, г. Брянск

 

Как отмечают многие современные исследователи, в настоящее время происходит увеличение речевых расстройств у детей дошкольного возраста, одним из которых является общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи, как и многих других речевых нарушениях, в большей или меньшей степени присутствует нарушение слоговой структуры слова у детей.

Н.С. Четверушкина указывает, что «слоговая структура слова» - это взаиморасположение и связь слогов в слове [3, c.4].

Также проблемой формирования слоговой структуры слова занимался ряд других авторов: А.Р. Лурия, Н.С. Жукова, З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и другие, так как нарушение слоговой структуры слова может привести к ряду последствий.

Нарушения слоговой структуры слова могут препятствовать правильному формированию звукопроизношения, усвоению словарного запаса и грамматического стоя речи, а также развитию фразы.

Необходимо отметить, что нарушение слоговой структуры слов также влияет на развитие слогового и звукового анализа слова, что при обучении проявится в нарушениях чтения и письма.

Искажение при воспроизведении слоговой структуры слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих общим недоразвитием речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) принято понимать различные сложные речевые нарушения, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической и грамматической [2, с.513].

Одни учёные выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. В то время как другие исследователи выделяют 4 уровня речевого развития. Однако остановимся поподробнее именно на втором уровне развития речи.

Нередко у детей с общим недоразвитием речи встречается дизартрический синдром. Поэтому остановимся поподробнее изучении детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии.

С целью изучения особенностей развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент, который проходил на базе дошкольного отделения «Лицея №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянска. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 4 - 5 лет.

Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень) при дизартрии.

Исследуемую нами экспериментальную группу составили дети 4-5 лет с общим недоразвитием речи. В данную группу вошли десять дошкольников с ОНР второго уровня при дизартрии с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Для выявления исходного уровня развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень) при дизартрии мы использовали методику О.Б. Иншаковой [1, с.97-124]. Она включает в себя обследование всех сторон речи, однако мы использовали только раздел для обследования слоговой структуры слова. Детям было предложено 15 заданий: 14 заданий на воспроизведение слов различной слоговой структуры и 1 задание на воспроизведение предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры. Каждое из четырнадцати заданий включает в себя по 6 слов в соответствии с четырнадцатью типами слоговой структуры слова классификации А.К. Макаровой, а последнее задание включает в себя 3 предложения для исследования воспроизведения предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры.

Задание № 1. Воспроизведение двусложных слов из двух открытых слогов.

Предъявляемые слова: ноты, муха, вата, рыба, весы, пила.

Задание № 2. Воспроизведение трехсложных слов из открытых слогов.

Предъявляемые слова: машина, корова, лопата, лимоны, собака, малина.

Задание № 3. Воспроизведение односложных слов.

Предъявляемые слова: кот, дом, мяч, шар, нож, рак.

Задание № 4. Воспроизведение двусложных слов с одним закрытым слогом.

Предъявляемые слова: петух, веник, мешок, замок, банан, лошадь.

Задание № 5. Воспроизведение двусложных слов со стечением согласных в середине слова.

Предъявляемые слова: банка, кепка, туфли, лампа, сумка, ведро.

Задание № 6. Воспроизведение двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных.

Предъявляемые слова: стакан, кровать, клубок, фартук, рюкзак, медведь.

Задание № 7. Воспроизведение трехсложных слов с закрытым слогом.

Предъявляемые слова: телефон, самолет, самовар, молоток, барабан, помидор.

Задание № 8. Воспроизведение трехсложных слов со стечением согласных.

Предъявляемые слова: бабочка, подушка, ромашка, улитка, ботинки, рубашка.

Задание № 9. Воспроизведение трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом.

Предъявляемые слова: светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок.

Задание № 10. Воспроизведение трехсложных слов с двумя стечениями согласных.

Предъявляемые слова: скакалка, перчатки, игрушки, кисточка, ласточка, расческа.

Задание № 11. Воспроизведение односложных слов со стечением согласных.

Предъявляемые слова: хлеб, ключ, танк, слон, торт, мост.

Задание № 12. Воспроизведение двусложных слов с двумя стечениями согласных.

Предъявляемые слова: кружка, свечка, кнопки, кресло, звезда, свекла.

Задание № 13. Воспроизведение четырехсложных слов из открытых слогов.

Предъявляемые слова: пуговица, паутина, самокаты, черепаха, кукуруза, гусеница.

Задание № 14. Воспроизведение слов со сложной слоговой структурой.

Предъявляемые слова: велосипед, полотенце, милиционер, сковорода, телевизор, мотоцикл.

Задание №15. Воспроизведение слов различной слоговой структуры в предложениях

Речевой материал: Лара забрала Рому домой. Экскурсию проводил молодой экскурсовод. Валерия Александровна учила Лару.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у всех исследуемых детей наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Наиболее доступно для детей оказалось выполнение первого, второго и третьего задания. В этих заданиях ошибки, в основном, были обусловлены нарушенным произношением звуков. Однако у некоторых детей при выполнении этих заданий присутствовали сокращения согласных звуков и слогов.

Выполнение 4-8 заданий было уже менее доступным большинству детей, так как требовало повышенного контроля над своей речью. При выполнении этих заданий присутствовало послоговое произнесение слов. Также типичным являлось упрощение слога за счёт пропуска согласной в стечении слова. При самостоятельном назывании предметных изображений наблюдались паузы, поиски артикуляционной позы. У некоторых детей даже наблюдалось удлинение (интерация) слова за счёт добавления слогообразующей гласной на месте стечения согласных. У детей с наименее сформированной слоговой структурой слов часты усечения слов (элизии).

При выполнении заданий 9-13 отмечалось ошибочное произнесение и при самостоятельном произнесении и при отраженном повторении. Визуально также отмечались трудности в артикуляционной сфере: детям сложно было подобрать нужную артикуляцию, а также сложно было переключиться с одного артикуляционного уклада на другой.

Слова со сложной слоговой структурой некоторые дети совсем отказывались произносить, а некоторые произносили так, что слова становилось неузнаваемыми.

Воспроизведение предложений со словами различной слоговой структуры было самым сложным заданием для детей. Практически все дети не смогли произнести предложения, даже если смысл слов был им знаком. Это было связано не только с трудностью выполнения речедвигательных умений, но и из-за снижения линейной памяти. В предложениях детей были ярко выражены различные типы нарушений слоговой структуры слов. Искажению подверглись даже те слова, которые при изолированном произношении не представляли трудностей.

Таким образом, необходимо с раннего возраста выявлять нарушения слоговой структуры слова и следить за его развитием. Чем раньше будет выявлен дефект, тем успешнее будет проведена коррекционная работа в дальнейшем.

 

Список литературы:
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2008. — 279 с.
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп.  – М.: ВЛАДОС, 2006. — 703 c.
3. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192с.