Применение дифференцированного подхода к обучению математики младших школьников
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Применение дифференцированного подхода к обучению математики младших школьников
В статье раскрывается определение дифференциации обучения, методы и сущность дифференциального подхода. Авторы рассматривают применение дифференцированного подхода в процессе обучения математики в начальной школе.
В современном мире образование в начальной школе направлено на личностно ориентированное обучение учащихся, что позволяет максимально раскрыть их умственный и психический потенциал. Необходимо создать условия, при которых младшие школьники могли бы полностью реализовать себя, учиться с желанием и интересом. В свою очередь, именно математика в начальной школе позволяет развить в детях мышление, умение работать с информацией, память, речь и логику, а дифференцированный подход, в обучении, способствует освоению системы знаний, умений с индивидуальными особенностями и возможностями ребёнка. Таким образом, решая проблемы личностно-ориентированного образования.
Дифференциация в педагогике – это форма организации учебного процесса, при которой учитываются склонности учащихся, их интересы и способности. Впервые это термин появился в начале XX века в работах зарубежных психологов таких, как А.Маслоу, В.Фракля. В России данный вопрос изучали Н.А. Алексеев, Е.В. Куканова, И.С. Якминская и др.
Дифференцированный подход к обучению математики младших школьников предусматривает учёт их интеллектуального развития, способностей. Важно идти от возможностей, которыми располагает ученики, которые необходимо развивать и совершенствовать. Задача учителя – «разглядеть» индивидуальность ребёнка и сохранить её, способствовать его максимальному развитию.
Для реализации дифференцированного подхода в педагогическом процессе необходимо:
· Знание индивидуальных способностей обучающихся;
· Умение анализировать учебный материал;
· Умение выявить возможные трудности, с которыми могут встретится учащиеся;
· Подобрать задания разного уровня сложности;
· Сформировать навыки индивидуальной и групповой деятельности.
Учебный процесс важно строит на принципе индивидуального подхода. В то же время некоторые индивидуальные особенности учащихся, являются характерными для нескольких детей, что даёт основание осуществлять индивидуальный подход к группе младших школьников, имеющие одни и те же особенности. Таким образом, можно ориентировать программы и ученые пособия на дифференцированный подход к обучению математики в начальных классах.
В педагогике можно выделить некоторые методы дифференциации обучения:
1. Дифференцированные задания:
· по уровню творчества;
· по уровню трудности;
· по объёму.
2. Индивидуализация домашнего задания;
3. Дифференцированная самостоятельная работа;
4. Дифференцированная игра;
5. Дифференцированный способ организации деятельности учащихся:
· по степени самостоятельности;
· по характеру учебных действий;
· по степени самостоятельности [1, c. 39].
Например, учебники Н.Б.Истоминой по математике отличаются вариативностью заданий, внутренней дифференциацией, в том числе и на уровне творчества Пользуясь таким учебным пособием, учащийся имеет возможность выполнить задание на своём уровне. Так в рабочей программе по математике в начальной школе по ФГОС И.И.Аргинской выделяются три уровня усвоения знаний. К первому уровню относится материал, который предназначен для прочного усвоения знаний. Ко второму – материал, который помогает глубже закрепить знания, полученные из первого уровня. К третьему относится материал, который направлен на расширение математического кругозора. Такое разделение на уровни, позволяет разносторонне рассмотреть материал и лучше запомнить его. Но только в случае, если материал индивидуален как для каждого класса, так и для каждого ученика.
В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI», в учебниках по математике В.Н. Рудницкой используется дифференциальный подход. Детям предлагаются задания, которые подобраны не по принципу «труднее – легче». Такой подход позволяет учащемуся решить любую задачу в разные периоды обучения. В рабочих тетрадях данного комплекта выделяются три уровня: I уровень – базовый, II – материал, которыйне включён в образовательный стандарт, III – материал повышенной сложности [2, c. 3]. Уровни обозначаются различными условными обозначениями.
Таким образом, большой объём материала для работы с учащимися разного уровня способностей, даёт возможность для уровненной дифференциации обучения. Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.
Дифференциальный подход на уроках математики в начальной школе развивает индивидуальные способности младших школьников, способствует самостоятельному достижению тех или иных целей в учебно-познавательной деятельности. В тоже время он формирует умение детей работать в группе, искать и выделять необходимую информацию, контролировать и оценивать свой уровень знаний.