Статья:

Применение дифференцированного подхода к обучению математики младших школьников

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гукежева М.Т., Абдусаламова В.Х. Применение дифференцированного подхода к обучению математики младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 26.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение дифференцированного подхода к обучению математики младших школьников

Гукежева Милана Тимуровна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Абдусаламова Виктория Хункерпашаевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В статье раскрывается определение дифференциации обучения, методы и сущность дифференциального подхода. Авторы рассматривают применение дифференцированного подхода в процессе обучения математики в начальной школе.

В современном мире образование в начальной школе направлено на личностно ориентированное обучение учащихся, что позволяет максимально раскрыть их умственный и психический потенциал. Необходимо создать условия, при которых младшие школьники могли бы полностью реализовать себя, учиться с желанием и интересом. В свою очередь, именно математика в начальной школе позволяет развить в детях мышление, умение работать с информацией, память, речь и логику, а дифференцированный подход, в обучении, способствует освоению системы знаний, умений с индивидуальными особенностями и возможностями ребёнка. Таким образом, решая проблемы личностно-ориентированного образования.

Дифференциация в педагогике – это форма организации учебного процесса, при которой учитываются склонности учащихся, их интересы и способности. Впервые это термин появился в начале XX века в работах зарубежных психологов таких, как А.Маслоу, В.Фракля. В России данный вопрос изучали Н.А. Алексеев, Е.В. Куканова, И.С. Якминская и др.

Дифференцированный подход к обучению математики младших школьников предусматривает учёт их интеллектуального развития, способностей. Важно идти от возможностей, которыми располагает ученики, которые необходимо развивать и совершенствовать. Задача учителя – «разглядеть» индивидуальность ребёнка и сохранить её, способствовать его максимальному развитию.

Для реализации дифференцированного подхода в педагогическом процессе необходимо:

·     Знание индивидуальных способностей обучающихся;

·     Умение анализировать учебный материал;

·     Умение выявить возможные трудности, с которыми могут встретится учащиеся;

·     Подобрать задания разного уровня сложности;

·     Сформировать навыки индивидуальной и групповой деятельности.

Учебный процесс важно строит на принципе индивидуального подхода. В то же время некоторые индивидуальные особенности учащихся, являются характерными для нескольких детей, что даёт основание осуществлять индивидуальный подход к группе младших школьников, имеющие одни и те же особенности. Таким образом, можно ориентировать программы и ученые пособия на дифференцированный подход к обучению математики в начальных классах.

В педагогике можно выделить некоторые методы дифференциации обучения:

1.  Дифференцированные задания:

·     по уровню творчества;

·     по уровню трудности;

·     по объёму.

2.  Индивидуализация домашнего задания;

3.  Дифференцированная самостоятельная работа;

4.  Дифференцированная игра;

5.  Дифференцированный способ организации деятельности учащихся:

·     по степени самостоятельности;

·     по характеру учебных действий;

·     по степени самостоятельности [1, c. 39].

Например, учебники Н.Б.Истоминой по математике отличаются вариативностью заданий, внутренней дифференциацией, в том числе и на уровне творчества Пользуясь таким учебным пособием, учащийся имеет возможность выполнить задание на своём уровне. Так в рабочей программе по математике в начальной школе по ФГОС И.И.Аргинской выделяются три уровня усвоения знаний. К первому уровню относится материал, который предназначен для прочного усвоения знаний. Ко второму – материал, который помогает глубже закрепить знания, полученные из первого уровня. К третьему относится материал, который направлен на расширение математического кругозора. Такое разделение на уровни, позволяет разносторонне рассмотреть материал и лучше запомнить его. Но только в случае, если материал индивидуален как для каждого класса, так и для каждого ученика.

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI», в учебниках по математике В.Н. Рудницкой используется дифференциальный подход. Детям предлагаются задания, которые подобраны не по принципу «труднее – легче». Такой подход позволяет учащемуся решить любую задачу в разные периоды обучения. В рабочих тетрадях данного комплекта выделяются три уровня: I уровень – базовый, II – материал, которыйне включён в образовательный стандарт, III – материал повышенной сложности [2, c. 3]. Уровни обозначаются различными условными обозначениями.

Таким образом, большой объём материала для работы с учащимися разного уровня способностей, даёт возможность для уровненной дифференциации обучения. Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

Дифференциальный подход на уроках математики в начальной школе развивает индивидуальные способности младших школьников, способствует самостоятельному достижению тех или иных целей в учебно-познавательной деятельности. В тоже время он формирует умение детей работать в группе, искать и выделять необходимую информацию, контролировать и оценивать свой уровень знаний.

 

Список литературы:
1. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. / Н.Н. Деменева // Начальная школа. – 2005. – № 3. С. 38–43.
2. Рудницкая В.Н., Т.В. Юдачева Рабочие тетради для 3класса. № 1, № 2. – М.: Вентана-Граф, 2012.