Статья:

Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей на занятиях по книжной иллюстрации

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Щепина Н.А. Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей на занятиях по книжной иллюстрации // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(13).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей на занятиях по книжной иллюстрации

Щепина Наталия Алексеевна
студент, Московского Педагогического Государственного Университета, Россия, г. Москва

 

Аннотация. В статье раскрывается о различных подходах формирования графических способностях детей с различными профилями обучения, на примере занятий по книжной иллюстрации в русских сказках. А также о воспитании у детей уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, способности создавать гармонию и красоту в любой своей деятельности.

Ключевые слова: школа № 2103 г. Москвы, особенности каждого направления классов, исследования разных подходов в обучении, книжная иллюстрация на уроках ИЗО, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, воспитание учащихся различных образовательных профилей, эмпирические исследования разных подходов в обучения, проблемы восприятия материала учащимися.

 

Иллюстрация как особая, самостоятельная область искусства является мощным средством воздействия на развитие личности школьника. И играет большую роль в формировании графических способностей. Дополняя и углубляя содержание книги, она пробуждает в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает истинно художественное произведение. Иллюстрация обогащает и развивает зрительное восприятие школьников, способствует успешной передаче вербальной информации, прививает интерес к изобразительному искусству, воспитывает художественный вкус и чувство гармонии, выполняет важные функции: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную.

Основным средством формирование графических способностей школьников, в соответствии с программой по изобразительному искусству, мне послужили русские сказки. Они способны пробуждать фантазию детей примерами чудесных превращений главных героев, вести детей за собой в увлекательный мир. Знакомые с детства сюжеты сказок позволяют детям сосредоточиться на творческом процессе переживания и осмысления текста. Демонстрация известных авторских иллюстраций к сказкам, стимулирует детей к творчеству, созданию собственных работ, в которой познаётся окружающая действительность.

Для проведения уроков мной использовались доступные и простые для детей материалы (гуашь, акварель), с помощью которых выполнялась серия иллюстраций к выбранной русской сказке (Колобок, Золотая рыбка, Дед Мазай и зайцы, Аленький цветочек и т.д.).

Во время занятий решались следующие проблемы: анализ, экспериментальная работа по развитию графических способностей у школьников в работе над книжными иллюстрациями, повышение эффективности эстетического воспитания у детей, усвоение ключевых компетенций в образовательной программе.

Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей проводилось на занятиях по ИЗО на базе книжной иллюстрации в системе культурно-просветительской работы в среднеобразовательной школе.

Занятия по книжной иллюстрации проводится в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва), определяющей приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей,  самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

В статье описаны эмпирические исследования разных подходов в обучения, выявлены проблемы восприятия материала учащимися на комбинированных уроках.

Занятия проводились в школе № 2103 г. Москвы с учениками: 6 «а» математического, «б» общеобразовательного, «в» спортивного, «г» гуманитарного, «д» математического, «е» инженерного, «ж» инженерного, «з» спортивного, «и» спортивного классов, - на плановых уроках рисования.

В статье рассмотрен один урок (Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен) из серии уроков, связанных общей темой: «Русские сказки». На примере оного урока можно понять, как именно следует преподнести материал для каждого профиля обучения, в чем особенности каждого направления, и как это отражается на уроках изобразительного искусства. Последующие  уроки можно выстраивать по аналогии с учетов выявленных особенностей

В математических классах для достижения лучшего результата, чтобы привить навыки, следует строго поставить цель занятия. Как математикам, детям ближе к пониманию строгий алгоритм действий. Учащимся 6 класса хватает максимум трех повторов для усвоения темы. Во время повторов следует употреблять строго одни и те же слова и выражения. Также желательно показать пример готового задания.

В инженерных классах для аналогичных результатов требуется строго поставить цель учащимся и дать четкую инструкцию к исполнению. Когда дети просят повторить, повтор идет строго теми же словами и выражениями. Учащимся 6 класса этого направления подготовки также хватает максимум трех повторов для усвоения темы урока. Но в отличие от математического класса, ребята из инженерного класса любят добавить в задание что-то свое, расширить выданную инструкцию.

В гуманитарном классе чтобы донести до ребят знания, следует красочно и интересно рассказать задание, описать словами возможный результат. Пример готового задания для учащихся этого класса плохо влияет на их воображение, фантазию и конечный результат. Когда дети просят повторить, повторы следует делать другими словами с красочными эпитетами, но суть задания не менять. Учащимся 6 класса этого направления обычно не требуются повторы, так как их впечатляют яркие словесные описания.

В спортивных классах чтобы привить не только эстетическое и нравственное воспитание, но и навыки, следует строго поставить цель занятия. Как спортсменам, им требуется небольшой соревновательный момент, учитель выступает в роли капитана команды. Учащимся 6 класса этого направления, требуется достаточно большое количество повторов, а также желательно обговорить с каждым лично задание. Еще можно показывать готовый результат. Чаще всего усвоение знаний в классе зависит от климата в команде, спортивных успехов. В спортивном классе больше, чем где-либо требуется индивидуальный подход, так как на уроке дети хотят почувствовать себя просто детьми. Урок изобразительного искусства выступает в роли предмета для сброса напряжения от тренировки и восстановления сил.

И здесь все индивидуально: кто-то становится гипер-активным и требует максимум внимание, другие дети становятся пассивными и сверх задания никогда ничего не делают, а другие стремятся выполнить все идеально, как в примере.

В общеобразовательном классе чтобы было выполнено задание, требуется максимально подробно разобрать каждую мелочь, на которую, в ином случае, дети не обратят внимание. В зависимости от темы может потребоваться разное количество повторов и метод его представления. Для этого профиля обучения свойственно непостоянство в результатах. Чаще всего усвоение знаний в таком классе зависит от климата в классе.

Помимо профиля, на восприятие информации детьми, также влияет окружающая среда и приобретенные ранее навыки: классный руководитель, родители, друзья, сверстники, атмосфера в школьном отделении. Хороший климат в семье, классе и школе – вот главные помощники учителю.

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Иллюстрация как особая, самостоятельная область искусства является мощным средством для формирования графических способностей. Она, дополняя и углубляя содержание книги, пробуждает в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает истинно художественное произведение. Иллюстрация обогащает и развивает зрительное восприятие школьника, выполняет важные функции: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную.

Настоящее художественное оформление детской книги способствует успешной передаче вербальной информации, прививает интерес к изобразительному искусству, а также решает задачи воспитания художественного вкуса и чувства гармонии ребенка.

Для математических классов свойственно наиболее точное выполнение заданий.

Для инженерных классов свойственно наиболее точное выполнение заданий, а также хорошее воображение.

Для гуманитарного класса свойственна богатое воображение и отход от изначального задания.

Для спортивных классов свойственно упрощать задания, а, следовательно, и конечные результаты.

Для общеобразовательного класса свойственно непостоянство в результатах.

И в каждом профиле помимо общих закономерностей на результат влияют особенности каждого конкретного ребенка.

 

Список литературы:
1. Барциц Р.Ч. Проектирование художественного образа в печатной графике как основа обучения иллюстрированию книги//Преподаватель ХХI век, № 1 / том 1 - 2016 - 199-208.
2. Бурмистрова С.В. Особенности предпечатной подготовки в станковой графике// Журнал «Новые технологии». - №2 - 2010 - 154-157 с.
3. Гончаров А. Об искусстве графики. – М.: Молодая гвардия, 1960.
4. Игнатьев СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. — 208
5. Сидоров, А. А. История оформления русской книги / А. А. Сидоров. — М.—Л. : Гизлегпром, 1946. — 380 с.
6. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 207 с: ил.
7. Щепина Н.А. Диплом бакалавра: Исследование графических возможностей техники линогравюра, как средства эстетического воспитания школьников при создании серии иллюстраций «Кот в сапогах», М.: МПГУ, 2017.