Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей на занятиях по книжной иллюстрации
Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей на занятиях по книжной иллюстрации
Аннотация. В статье раскрывается о различных подходах формирования графических способностях детей с различными профилями обучения, на примере занятий по книжной иллюстрации в русских сказках. А также о воспитании у детей уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, способности создавать гармонию и красоту в любой своей деятельности.
Ключевые слова: школа № 2103 г. Москвы, особенности каждого направления классов, исследования разных подходов в обучении, книжная иллюстрация на уроках ИЗО, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, воспитание учащихся различных образовательных профилей, эмпирические исследования разных подходов в обучения, проблемы восприятия материала учащимися.
Иллюстрация как особая, самостоятельная область искусства является мощным средством воздействия на развитие личности школьника. И играет большую роль в формировании графических способностей. Дополняя и углубляя содержание книги, она пробуждает в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает истинно художественное произведение. Иллюстрация обогащает и развивает зрительное восприятие школьников, способствует успешной передаче вербальной информации, прививает интерес к изобразительному искусству, воспитывает художественный вкус и чувство гармонии, выполняет важные функции: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную.
Основным средством формирование графических способностей школьников, в соответствии с программой по изобразительному искусству, мне послужили русские сказки. Они способны пробуждать фантазию детей примерами чудесных превращений главных героев, вести детей за собой в увлекательный мир. Знакомые с детства сюжеты сказок позволяют детям сосредоточиться на творческом процессе переживания и осмысления текста. Демонстрация известных авторских иллюстраций к сказкам, стимулирует детей к творчеству, созданию собственных работ, в которой познаётся окружающая действительность.
Для проведения уроков мной использовались доступные и простые для детей материалы (гуашь, акварель), с помощью которых выполнялась серия иллюстраций к выбранной русской сказке (Колобок, Золотая рыбка, Дед Мазай и зайцы, Аленький цветочек и т.д.).
Во время занятий решались следующие проблемы: анализ, экспериментальная работа по развитию графических способностей у школьников в работе над книжными иллюстрациями, повышение эффективности эстетического воспитания у детей, усвоение ключевых компетенций в образовательной программе.
Формирование графических способностей учащихся различных образовательных профилей проводилось на занятиях по ИЗО на базе книжной иллюстрации в системе культурно-просветительской работы в среднеобразовательной школе.
Занятия по книжной иллюстрации проводится в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва), определяющей приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
В статье описаны эмпирические исследования разных подходов в обучения, выявлены проблемы восприятия материала учащимися на комбинированных уроках.
Занятия проводились в школе № 2103 г. Москвы с учениками: 6 «а» математического, «б» общеобразовательного, «в» спортивного, «г» гуманитарного, «д» математического, «е» инженерного, «ж» инженерного, «з» спортивного, «и» спортивного классов, - на плановых уроках рисования.
В статье рассмотрен один урок (Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен) из серии уроков, связанных общей темой: «Русские сказки». На примере оного урока можно понять, как именно следует преподнести материал для каждого профиля обучения, в чем особенности каждого направления, и как это отражается на уроках изобразительного искусства. Последующие уроки можно выстраивать по аналогии с учетов выявленных особенностей
В математических классах для достижения лучшего результата, чтобы привить навыки, следует строго поставить цель занятия. Как математикам, детям ближе к пониманию строгий алгоритм действий. Учащимся 6 класса хватает максимум трех повторов для усвоения темы. Во время повторов следует употреблять строго одни и те же слова и выражения. Также желательно показать пример готового задания.
В инженерных классах для аналогичных результатов требуется строго поставить цель учащимся и дать четкую инструкцию к исполнению. Когда дети просят повторить, повтор идет строго теми же словами и выражениями. Учащимся 6 класса этого направления подготовки также хватает максимум трех повторов для усвоения темы урока. Но в отличие от математического класса, ребята из инженерного класса любят добавить в задание что-то свое, расширить выданную инструкцию.
В гуманитарном классе чтобы донести до ребят знания, следует красочно и интересно рассказать задание, описать словами возможный результат. Пример готового задания для учащихся этого класса плохо влияет на их воображение, фантазию и конечный результат. Когда дети просят повторить, повторы следует делать другими словами с красочными эпитетами, но суть задания не менять. Учащимся 6 класса этого направления обычно не требуются повторы, так как их впечатляют яркие словесные описания.
В спортивных классах чтобы привить не только эстетическое и нравственное воспитание, но и навыки, следует строго поставить цель занятия. Как спортсменам, им требуется небольшой соревновательный момент, учитель выступает в роли капитана команды. Учащимся 6 класса этого направления, требуется достаточно большое количество повторов, а также желательно обговорить с каждым лично задание. Еще можно показывать готовый результат. Чаще всего усвоение знаний в классе зависит от климата в команде, спортивных успехов. В спортивном классе больше, чем где-либо требуется индивидуальный подход, так как на уроке дети хотят почувствовать себя просто детьми. Урок изобразительного искусства выступает в роли предмета для сброса напряжения от тренировки и восстановления сил.
И здесь все индивидуально: кто-то становится гипер-активным и требует максимум внимание, другие дети становятся пассивными и сверх задания никогда ничего не делают, а другие стремятся выполнить все идеально, как в примере.
В общеобразовательном классе чтобы было выполнено задание, требуется максимально подробно разобрать каждую мелочь, на которую, в ином случае, дети не обратят внимание. В зависимости от темы может потребоваться разное количество повторов и метод его представления. Для этого профиля обучения свойственно непостоянство в результатах. Чаще всего усвоение знаний в таком классе зависит от климата в классе.
Помимо профиля, на восприятие информации детьми, также влияет окружающая среда и приобретенные ранее навыки: классный руководитель, родители, друзья, сверстники, атмосфера в школьном отделении. Хороший климат в семье, классе и школе – вот главные помощники учителю.
Таким образом из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Иллюстрация как особая, самостоятельная область искусства является мощным средством для формирования графических способностей. Она, дополняя и углубляя содержание книги, пробуждает в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает истинно художественное произведение. Иллюстрация обогащает и развивает зрительное восприятие школьника, выполняет важные функции: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную.
Настоящее художественное оформление детской книги способствует успешной передаче вербальной информации, прививает интерес к изобразительному искусству, а также решает задачи воспитания художественного вкуса и чувства гармонии ребенка.
Для математических классов свойственно наиболее точное выполнение заданий.
Для инженерных классов свойственно наиболее точное выполнение заданий, а также хорошее воображение.
Для гуманитарного класса свойственна богатое воображение и отход от изначального задания.
Для спортивных классов свойственно упрощать задания, а, следовательно, и конечные результаты.
Для общеобразовательного класса свойственно непостоянство в результатах.
И в каждом профиле помимо общих закономерностей на результат влияют особенности каждого конкретного ребенка.