Проблема обучения иностранным языкам на основе принципа индивидуализации в школе
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проблема обучения иностранным языкам на основе принципа индивидуализации в школе
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы индивидуализации при обучении иностранному языку. Автор анализирует основные пробелы и недостатки при внедрении индивидуального подхода в школе. В качестве наиболее эффективной стратегии автор предлагает использование Методической характеристики класса.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальные особенности, учащийся, иностранный язык, методическая характеристика класса.
Приоритетным направлением в сфере образования в настоящее время является обучение иностранным языкам. Об этом свидетельствует внедрение в школах второго иностранного языка и намерение ввести обязательный Единый государственный экзамен по иностранному языку к 2022 году. Очевидно, что выбор данного предмета социально обусловлен потребностями общества в практической и профессиональной деятельности в условиях современного мультилингвального мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт также ставит задачу формирования развитой личности, которой необходимо обладать ключевыми компетенциями, быть интегрированной в мировую и национальную культуру. Иностранный язык по сравнению с иными общеобразовательными предметами предоставляет уникальные возможности в рамках организации творческой активности школьника и получении весомых положительных результатов развития его индивидуальности. Однако следует отметить и то, что при изучении иностранного языка в большей степени, чем других предметов, необходим индивидуальный подход. Это обусловлено тем, что «…при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения – речь человека, как способ выражения мысли средствами языка» [1, с. 22].
Изучением вопроса индивидуализации обучения на протяжении нескольких десятилетий занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги, методисты и ученые. Несмотря на это данная проблема до сих пор остается актуальной, поскольку недостаточно раскрыта значимость индивидуализации в решении разнообразных образовательных задач, не показано все многообразие способов и приемов ее применения. Проанализировав ряд научных трудов, следует отметить, что к методическим пробелам также относят отсутствие упорядоченности терминологии, классификации заданий, соотносимой с типологией обучающегося [4; 5]. В связи с этим предлагается определить оптимальное соотношение между индивидуальными особенностями и спецификой компонентов объекта обучения, выявить потенциальные возможности учащихся к учению и создать педагогические условия для развития психологических аспектов личности на уроках иностранного языка [6, с. 573].
Формулировка целей обучения, отбор методов и содержания обучения, педагогические технологии, формирование навыков и умений учащихся по видам речевой деятельности, методика контроля сформированности их навыков и умений при обучении иностранному языку должна быть построена с учетом индивидуально-психологических особенностей школьников. Однако система обучения иностранным языкам в школе при применении индивидуального подхода в настоящее время не в состоянии удовлетворить в полной мере эти требования. Основной и наиболее распространенной причиной этого является, прежде всего, отсутствие должного понимания учителем сущности термина «индивидуализация». И поэтому зачастую причиной применения основ индивидуализации являются пробелы учащегося, а не его личные, индивидуальные особенности. Отставание школьника может возникнуть вследствие разных факторов: болезнь, невнимательность на уроке, непонятый материал, и такие пробелы можно достаточно быстро заполнить. Но главная проблема слабого усвоения иностранного языка таким образом не решается, потому стоит внимательно относиться к индивидуальным особенностям учащегося. Безусловно, на практике осуществить это бывает крайне сложно. Основная трудность, которая заключается в том, чтобы верно подобрать и дифференцировать задания, особенно усиливается в средней школе. Основываясь на педагогическом опыте, можно объяснить это разными причинами. Во-первых, у старшеклассников снижается мотивация к предметам, которые не нужны для поступления в ВУЗ. По данным Федерального института педагогических измерений в 2018 году иностранный язык сдавали 75 тыс. человек, что составляет около 10% от общего числа сдававших экзамены. Это сравнительно небольшое количество, в сравнении с другими предметами, например, физика – 23%, химия – 13% [7]. Намерение сделать обязательным ЕГЭ по иностранному языку, несомненно, увеличит мотивацию и заинтересованность учащихся. Во-вторых, учащиеся 10-11 классов должны развивать навыки, которые приобретены в основной школе. В ряде случаев старшекласснику трудно соответствовать должному уровню овладения языком из-за незаполненных пробелов, оставшихся с предыдущих лет обучения. В-третьих, игнорирование совокупности компонентов личности – внутренних резервов, под которыми автор учебников по английскому языку В. П. Кузовлев подразумевает «следующие шесть свойств личности ученика: мировоззрение, жизненный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, статус личности в коллективе» [3, с. 44]. Иными словами, педагог должен руководствоваться не только индивидными и субъектными свойствами, но и личностными. Так, например, используя работу в паре, не следует назначать собеседника, к которому у другого антипатия.
При полноценном индивидуализированном обучении необходимо точно знать индивидуальные особенности каждого учащегося в классе. Для этого можно применять Методическую характеристику класса [2, с. 45]. Она представляет собой таблицу, в которой по горизонтали прописываются индивидуальные, субъектные и личностные свойства учащихся, а по вертикали соответственно их имена и фамилии.
Безусловно, составление такой таблицы займет время, однако она способствует достижению оптимального результата и окупается главным: учащийся чувствует себя главным субъектом деятельности, повышается мотивация, возникает интерес к иностранному языку [2, с. 47].
Предложенная В. П. Кузовлевым Методическая характеристика класса позволит выработать стратегию и тактику работы для эффективной реализации индивидуализации.
Первым делом следует определить, в меру ли всех своих потенциальных возможностей занимается учащийся. Это возможно определить с помощью сравнения оценок по предметам: если по иностранному языку оценки ниже, чем по другим гуманитарным предметам, то учащийся занимается не в полную силу. Такие школьники в первую очередь нуждаются в индивидуализации. И, безусловно, необходимо установить причины, которые влияют на эту категорию учеников. В. П. Кузовлев предлагает три распространенных причины:1) учащемуся не хватает способностей или по каким либо причинам у него образовались пробелы в усвоении материала (индивидная подструктура); 2)у учащегося не сформированы навыки самостоятельной работы (субъектная подструктура); 3) безразличие учащегося к предмету (личностная подструктура).
Из данных причин, прежде всего, стоит обратить внимание на индивидную подструктуру: если сравнительный анализ учащихся, обучающихся на «хорошо»/ «отлично» и «удовлетворительно», не выявил существенных отличий, то вероятно, что проблема в мотивационной сфере.
Применение Методической характеристики класса позволит сделать процесс изучения иностранного языка эффективным и комфортным для учащихся. Благодаря данному способу учитель может быстро спрогнозировать «диагноз» и выбрать правильную стратегию и тактику. Кроме этого она облегчает составление индивидуального плана с каждым учеником.